СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока-проекта: Русско-татарская художественная эмиграция Н.И. Фешин

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока-проекта «Русско-татарская художественная эмиграция Н.И. Фешин»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока-проекта: Русско-татарская художественная эмиграция Н.И. Фешин»

Конспект урока-проекта «Русско-татарская художественная эмиграция: Н.И. Фешин»


Данные материалы могут быть привлечены для проведения урока по мировой художественной культуры у учеников 10-11 классов, для проведения уроков истории в 10 и 11 классах, а также при проведении внеклассных мероприятий и нетрадиционных форм уроков (экскурсия, проектная деятельность).

Мы рассмотрим применение материалов творческого наследия Николая Ивановича Фешина на уроке истории в 10 классе. Данная тема будет включена нами в раздел «Советский Союз в 1920-1930-е гг.». В рамках этого раздела выделяются темы: «Культурное пространство советского общества в 1920-е гг.» и «Культурное пространство советского общества в 30-е гг.». Наличие регионального компонента позволяет нам в рамках данных тем провести дополнительный урок. Урок-проект «Русско-татарская художественная эмиграция: Н.И. Фешин». На наш взгляд включить этот урок в образовательную программу класса необходимо, т.к. на сегодняшний день изучение национально-регионального компонента является обязательным1. Рассмотрение конкретных человеческих судеб позволяет в подробностях понять и представить реалии тех дней. Судьба земляка Н.И. Фешина познакомит учащихся с повседневными, обыденными вещами того периода. Поможет понять политическое и общественное настроение.

Цель урока: создать условия для формирования представлений учащихся о личности Н.И. Фешина, его месте в истории, его творческом наследии.

Планируемые образовательные результаты:

  1. Предметные:

Научатся понимать, как политическая ситуация в стране может отразиться на отдельной личности, анализировать творчество художника.

Получат возможность научиться работать в группах. Понимать себя, анализировать свои поступки, состояния, чувства, приобретаемый опыт.

  1. Метапредметные:

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве аргументации выдвигаемых
положений.

Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссиях. Допускают наличие различных точек зрения.

Регулятивные: прогнозируют результаты степени усвоения
изучаемого материала.

  1. Личностные:

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности;

Выражают заинтересованность к новому учебному материалу;

Выражают свое отношение к процессу познания;

Адекватно понимают причины успешности или не успешности учебной деятельности.

План урока:

  1. Вехи биографии Николая Ивановича Фешина;

  2. Живопись Николая Ивановича Фешина;

  3. Графика Николая Ивановича Фешина;

  4. Создание выставки «Творческое наследие Николая Ивановича Фешина»

Тип урока: комбинированный.

Универсальные учебные действия: познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные.

Методы обучения: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, экран (интерактивная доска), стенд для выставки, портрет художника, репродукции картин, репродукции графики.

Основные понятия: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, резьба, скульптура, архитектура.

Домашнее задание: повторить изученное, подготовиться к итоговой контрольной работе.

Дополнительная литература:

  1. Бондаренко В.В., Честнова Е.С. Сто великих русских эмигрантов. – М.: Вече, 2012. – 400 с.

  2. Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика / Под ред. В.А. Алешина, К.Г. Воронина: В 3 т. - М.: Белый город, 2006. – Т. 1. – 391 с.

Организационная структура урока

Модуль

урока

Цель модуля / этапа

Время



Деятельность учителя



Деятельность обучающихся



УУД

Комментарии по обеспечению урока

Мотивационно-целевой

Мотивирование к учебной работе, вовлечение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

2

Добрый день, ребята!

Для того, что бы наш урок прошел плодотворно, давайте обратим внимание на менеджмент. Ребята, все ли сидят в своей группе. Напоминаю, что каждой группе было дано свое домашнее задание. Мы его с вами выполняли в течение длительного времени.

Группа «биография», помашите друг другу ручкой,

группа «живопись», улыбнитесь друг другу,

группа «графика», улыбнитесь и помашите друг другу.

Проявляют заинтересованность к материалу изучения.

Представляют личный опыт, собственные мысли.

Личностные: стараются хорошо учиться, и сориентированы на участие в делах школьника; грамотно определяют себя с позицией ученика.


Класс разделен на 3 группы в соответствии с домашним заданием.

Создание проблемной ситуации, в результате которой учащиеся самостоятельно выдвинут цели урока.

2

Ребята, давайте вспомним, с какой личностью было связано ваше домашнее задание?

А что вы подготовили на сегодняшний урок?


Ученики поднимают руку и отвечают, что их домашнее задание было связано с Николаем Ивановичем Фешиным.

На сегодняшний урок мы подготовили доклады и материал для создания выставки в нашем классе.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения.

Презентация.

1

Действительно вы правы.

Отсюда следует, что темой сегодняшнего урока будет: «Русско-татарская художественная эмиграция: Н.И. Фешин».

Фиксируют название темы.

Тема урока выводится на экране.

1

Уже понятно о ком мы будем с вами говорить, но давайте обозначим цель нашей работы.

Учащиеся поднимают руку и высказывают свою точку зрения.

Обговаривая, составляют единую цель урока.

Предположительная цель: изучить личность Н.И. Фешина, показать его место в истории. Разобрать его творческое наследие.

Цель записывается на меловой доске.

2

Вспомните наш опыт по составлению плана урока по другим темам.

Какие Вы предложите пункты плана на эту тему? Учитель направляет учащихся. Вы можете опираться на названия наших групп.

Что мы планируем создать сегодня в конце урока?

Ученики дают предположительные ответы:

1.Вехи Биографии Николая Ивановича Фешина

2.Живопись Николая Ивановича Фешина

3. Графика Николая Ивановича Фешина

4. Создание выставки «Творческое наследие Николая Ивановича Фешина».

План урока записывается на доску по ходу работы с классом.

Ориентационный (актуализации/повторения)

Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для открытия нового знания, вы явление затруднения в деятельности каждого обучающегося.

2

Ребята, войны и революции начала ХХ века, глубокие изменения в политической, экономической, общественной и культурной жизни страны не могли не отразиться на произведениях представителей всех жанров искусства. И в первую очередь и в большей степени, особенно с эмоциональной точки зрения, эти изменения отразились в произведениях живописцев. В эту эпоху в противовес традиционной реалистической живописи возникает совершенно новое явление в искусстве, утверждающее другой подход к изображению действительности.

Актуализируют предметные знания.

Демонстрируют знания и умения по предыдущей теме.

Внимательно слушают.

Познавательные: извлекают необходимую информацию.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.


Презентация.

Содержательно-операционный

Организация самостоятельного исследования с целью получения нового знания.

8

Давайте вместе с вами погрузимся в мир искусства.

Для этого мы с вами в течение недели готовились к этому. Выполняя, свое домашнее задание вы подходили и спрашивали советы по созданию нашей будущей выставки. Давайте посмотрим, как у нас это получилось.

А для этого попрошу выйти к доске группу «Биография».

В начале нашей с вами экспозиции мы поместим портрет Н.И. Фешина, который подготовила для нас первая группа.

А пока группа №1 выступает, я попрошу по одному представителю от группы №2 и №3 оформить нашу экспозицию (расположить картины и их описание на стенде).

Учащиеся демонстрируют готовность.



















Группа «Биография» рассказывает основные события жизни художника. Делает акцент на том, что художник родился в Казани. Группа опирается на исторические источники, озвучивает цитаты. Затрагивает преподавательскую деятельность Н.И. Фешина. Рассказывает о переезде художника в США, говорит, с чем это было связано. Кратко излагает о сегодняшнем интересе к Н.И. Фешину и его творчеству.

Познавательные: используют общие приёмы решения задач; ориентируются в разнообразии способов их решения.





Коммуникативные:
высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят
понятные речевые
высказывания.


Подготовленный стенд для выставки. Презентация.

Обучающая релаксация

3

Давайте скажем ребятам спасибо за столь интересный и содержательный рассказ. А теперь давайте слегка отвлечемся и развеемся.

Я дам вам ручку и озвучу слово «искусство», а вы, держа ручку должны назвать признаки или качества характерные этому слову. При этом называя признаки, вы должны совершать повороты головой, тем самым снимая напряжения с шейной зоны позвоночника. Далее вы передаете карандаш соседу по парте, и так далее пока все учащиеся не выскажутся.

Все вовлечены в игру, перечисляют признаки и качества. Обмениваются мнением, делают выводы, выделяют главное.


Личностные: выражают осознанные устойчивые предпочтения.

Познавательные: извлекают необходимую информацию;
дополняют и расширяют имеющиеся знания
и представления о личности человека.

Наличие ручки (или карандаша).

Организация самостоятельного исследования с целью получения нового знания.

8

Вы молодцы, справились с заданием и отдохнули. Давайте продолжим изучать наследие Н.И. Фешина. Для этого я попрошу выйти к доске группу «Живопись». Работы Н.И Фешина для нашего с вами удобства чуть ранее были размешены на нашем стенде.

Учащиеся говорят о том, как Н.И. Фешин пришел к живописи, о его творческом пути и о том, что на него повлияло. Рассказывают об отличительных чертах русского периода и отдельно выделяют творческие искания в эмиграции. На выставке представлено 15 наиболее ярких и интересных работ Николая Ивановича, по мнению учащихся. Ученики рассказывают о создании этих картин, об их судьбе.

Коммуникативные:
высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят
понятные речевые
высказывания.

Личностные: выражают осознанные устойчивые эстетические предпочтения и ориентацию
на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Подготовленный стенд для выставки. Презентация.

8

Вот мы с вами ознакомились с живописью Н.И. Фешина. Это было очень интересно, а главное наглядно. Нам есть что рассказать и показать нашим будущим гостям.

А теперь давайте продолжим изучение творческого наследия Казанского художника. В этом нам поможет группа «Графика».

Группа отмечает, что график Н.И. Фешин, ничуть не менее значим, чем Фешин -живописец. Описывают 10 его работ, которые наиболее приглянулись участникам группы. Делают общие выводы по готовой экспозиции.

Коммуникативные:

аргументируют свою
позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего
решения в совместной
деятельности.

Подготовленный стенд для выставки. Презентация.

Контрольно-оценочный

Организация действия по обобщению:

- анализ признаков объекта; выделение главных признаков. Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков. Коллективно-распределенная деятельность.

3

Подводя итоги урока, давайте заполним кластер.

В центре кластера написано Н.И. Фешин.


Заполняют кластер, по командам.

Предполагаемые ответы

Н.И. Фешин это: живописец, график, скульптор, эмигрант, архитектор.

Коммуникативные:

аргументируют свою
позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего
решения в совместной
деятельности.

На презентации выведен образец кластера. Кластер заполняется на доске по ходу работы с учениками.

1

Конкретизирует домашнее
задание. Повторить изученное. Подготовиться к итоговой контрольной работе.

Записывают
домашнее
задание.


Наличие дневников у учащихся.

2

Проводит беседу с учащимися о созданной выставке. Предлагает провести экскурсию для родителей.


Озвучивает оценки за урок.

Включаются в беседу о созданной выставке.

Высказывают свое мнение и идеи о предстоящей экскурсии для родителей.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого
материала.

Презентация.

Рефлексия

Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности всего коллектива.

2

Вот и закончился наш сегодняшний урок. А насколько успешно он прошёл для каждого из вас давайте узнаем, ответив на вопросы.

Учитель выбирает 5 учеников.

- Что я сегодня узнал?

- Как я помог своей группе?

- Что я сделал для своего здоровья?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Анализируют деятельность по достижению цели.


Личностные: понимают насколько успешно он освоили материал.

Вопросы выведены на экран.



1 Приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/6149681/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!