СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Проблема чести и долга в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова…»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой конспект ко 2-му уроку по поэме Лермонтова.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Проблема чести и долга в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова…»»

Тема урока: Проблема чести и долга в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова…»

Цель урока: помочь ученикам через анализ поэмы выявить, как решает М.Ю.Лермонтов проблему чести и долга в «Песне…про купца Калашникова»

Задачи урока:

1обсудить проблему чести и долга в произведении Лермонтова;

2учить определять мотивы действий героев, давать всестороннюю характеристику персонажам, выделяя их положительные и отрицательные качества;

3развивать умение систематизировать полученную информацию в виде аналитических таблиц.

4.формировать внимание к слову, художественной детали; 5. воспитание у учащихся нравственных качеств через образы поэмы Лермонтова

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: проектор, авторская презентация.



Этап урока

Использование медиапродукта

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечание

1. Орг момент


Здравствуйте, ребята. Надеюсь, что вы не очень устали в течение предыдущего урока и у вас остались еще силы так же активно и плодотворно поработать на уроке литературы.. Улыбнемся друг другу и пожелаем успеха. Запишем в тетрадях число и классная работа.


Записывают:

Восемнадцатое ноября..






2. Вступительное слово учмтеля


Каждый день ставит перед нами проблему выбора, каждый раз мы выбираем единственно правильное для нас решение. Представьте себе, что вы стоите на перепутье дорог…. Дороги необычные, они почти сказочные, но указатели здесь иные: «Направо пойдешь-жизнь потеряешь, честь сохранишь», «Налево пойдешь- честь потеряешь, жизнь сохранишь», «Прямо пойдешь - чему быть, то и сбудется».

- Какое слово является ключевым в этих высказываниях?



Слушают учителя










Отвечают на вопрос:


честь


3. Словарная работа

Слайд

-Как вы понимаете слово «честь», «долг»? Посмотрим в словаре, какое значение имеют эти слова.

Рядом со словом честь всегда идет слово «долг». В.И.Даль так объясняет значение этого слова

Дают свое определение

Просмотр слайда.




Просмотр слайда


4. Постановка проблемного вопроса. Целеполагание


Отражены ли эти понятия в «Песне про…»?

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

- На какие вопросы вы хотели бы получить сегодня ответы?


Дают варианты ответов



5.













































































































































Итоги урока





















Домашнее задание



































?













Во второй части поэмы действие переносится из Кремля, царских палат, переносится в Замоскворечье. Здесь особый мир, купеческий

-Что вы узнали из поэмы о жизни московского купечества?

– Что предвещает несчастье семье купца? 



– Какая лихая беда приключилась в семье Калашникова?

- Как объяснить слова, которыми встречает муж Алёну?

"Уж ты где, жена, жена шаталася?

На каком подворье, на площади,

Что растрепаны твои волосы,

Что одежда твоя вся изорвана?

Уж гуляла ты, пировала ты,

Чай, с сынком все боярским!..

Не на то пред святыми иконами

Мы с тобой, жена, обручалися,

Золотыми кольцами менялися!..

Как запру я тебя за железный замок,

За дубовою дверь окованную,

Чтобы свету божьего ты не видела,

Мое имя честное не порочила...

- В 16 веке правила семейной жизни строго определялись особым сводом – Домостроем.

Знаете ли вы что-нибудь об этом своде правил?

- Послушайте сообщение о Домострое, которое подготовила Юля Клинова




- Какую характеристику даёт Алёна Дмитриевна своему обидчику?


- Кирибеевич влюблен в Алену Дмитриевну. А можно ли его чувство назвать настоящей любовью?

А любит ли Калашников свою жену?

- Что идёт защищать Калашников?

- Перечитаем описание зари над Москвой перед кулачным боем

- Почему третью, трагическую часть поэмы Лермонтов начинает ярким, жизнеутверждающим пейзажем?




Какие средства художественной выразительности использует в этом отрывке автор?

Эти тропы характерны для русского фольклора. Они демонстрируют обратный параллелизм от мира природного к миру человека. Лермонтов использует также разговорные, песенные формы глаголов и деепричастий : просыпалася, разыгралася, играючи, разгоняючи

Центральным эпизодом 3-ей части поэмы является эпизод «Кулачный бой на Москве- реке» Посмотрим на него повнимательнее.

– Как готовится поле к кулачному бою? 












- Сравним поведение Киребеевича и Калашникова перед боем и во время боя. С этой целью заполните таблицу:



Вопросы

Кирибеевич

Калашников

1гр.

Зачем каждый из героев вышел на поединок?



2 гр

Кому кланяется пред боем?



3 гр

Каково внутреннее состояние перед боем?



4 гр

Отношение автора к героям




- Заслушивание выполненных заданий

- Почему Калашников побеждает в бою?









-Какую христианскую заповедь нарушает герой, почему герой чуть позже назовет себя «грешной душой»?


- Почему Калашников нарушает все заповеди, зная, что это будет стоить ему жизни?

- Почему царь приказал казнить победителя в честном кулачном бою?

В поэме царь велик и жесток. Называет казнь без пыток милостью. Свой суд считает абсолютно высшим судом

- Почему Калашников отказался назвать причину, по которой убил опричника?

Калашников живет по закону христианскому. Он не признает царского суда в делах совести

-Как характеризует Калашникова его последняя просьба царю?




– Кому симпатизирует народ?







- Подведем итог наших наблюдений.

- Что направляет каждого из нас, определяя жизни путь? Любовь? Желания? Мечты? А что ещё, добавьте вы…

- «Хотя Лермонтов обратился к эпохе Грозного, произведение прозвучало как глубоко современное. Только что на дуэли с царским «опричником» погиб Пушкин, который вышел на поединок, чтобы защитить «честь жены и свое благородное имя». Поэма заставляла задуматься над вопросами о судьбе и правах человеческой личности». (И. Андроников.)

Давайте вспомним начало урока: необычные, сказочные дороги, на перепутье указатели:

«Направо пойдешь-жизнь потеряешь, честь сохранишь», «Налево пойдешь- честь потеряешь, жизнь сохранишь», «Прямо пойдешь - чему быть, то и сбудется».

- Какой путь выбрали бы вы?

- Чему научил вас урок?

Что осталось непонятым?

1.Выучить наизусть отрывок «Над Москвой великой…».

2) На выбор: ответить письменно на вопрос:

А) Как понимают честь и долг герои поэмы: Кирибеевич, Калашников, Алена Дмитриевна?

Б) Согласны ли вы с утверждением Андроникова, что поэма – глубоко современное произведение и свое благородное имя человек должен защищать?






Реализация домашнего задания

Читают: Да недобрый день задался ему:

Ходят мимо баре богатые,

В его лавочку не заглядывают.




Дают варианты ответов















Дают варианты ответов


Прослушивание сообщения с записью в тетради: Домостро́й-сборник правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи.


Читают: Ты не дай меня, свою верную жену,

Злым охульникам в поругание



Ответы учащихся. Например, Кирибеевич






Выразительное чтение отрывка наизусть

ученицей


Описание зари – зачин в этой части «Песни…» красота утра, бодрое, радостное настроение контрастирует с последующим содержанием – смертельным боем, гибелью Кирибеевича, казнью Калашникова.


Постоянные эпитеты- (заря) алая, (Москва) златоглавая, (горы) синие; инверсия -Москва Великая, стена белокаменная; сравнение - Как красавица , олицетворение - Заря алая подымается; разметала кудри, умывается снегами







Читают:

И велел растянуть цепь серебряную,

Чистым золотом в кольцах спаянную.

Оцепили место в двадцать пять сажень,

Для охотницкого бою, одиночного.

И велел тогда царь Иван Васильевич

Клич кликать звонким голосом:

"Ой, уж где вы, добрые молодцы?

Вы потешьте царя нашего батюшку!

Выходите-ка во широкий круг;

Кто побьет кого, того царь наградит;

А кто будет побит, тому бог простит!"




Готовят ответ 3-4 мин



















У купца не было иного выхода, как потешное зрелище превратить в суд чести. Да он и не скрывал, что шутить не собирается. Он не просто мстит именитому обидчику, а выступает против произвола и несправедливости.




Не убий



Потому что он отстаивает честь семьи, которая для него дороже жизни


Опричник находился под особой защитой царя. Ему было позволено все.



Заслушивание вариантов ответов


Калашников заботится о семье, он ее защитник, последняя его просьба, обращенная к царю: «Прикажи меня казнить – и на плаху несть мне головушку повинную; не оставь лишь малых детушек, не оставь молодую вдову да двух братьев моих своей милостью…».


И гуляют-шумят ветры буйные

Над его безымянной могилкою,

И проходят мимо люди добрые:

Пройдет стар человек - перекрестится,

Пройдет молодец - приосанится;

Пройдет девица - пригорюнится,

А пройдут гусляры - споют песенку.


долг, честь, достоинство


















Заслушиваются варианты ответов.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!