Конспект урока природоведение 5 класс Рахматулиной А.И. Дата:
Тема: Охрана воды.
Цели: - формирование представлений об охране воды и мерах, принимаемых по охране воды;
- обобщить и систематизировать знания о свойствах воды, использовании воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве;
способствовать развитию познавательного интереса;
- развивать и корригировать мышление, посредством установления причинно – следственных связей
- формировать мотивацию к изучению предмета
Оборудование: презентация «Вы слыхали о воде», иллюстрации,
Ход урока
1.Организационный момент
2. Повторение
Фронтальный опрос
- Что такое вода?
Назовите три состояния воды.(жидкое, газообразное, твердое)
Расскажите о свойствах воды.
Вода- жидкость. Не имеет своей формы.
Вода- прозрачная жидкость.
Вода без вкуса, без запаха.
Вода – растворитель. При нагревании вода расширяется, а при охлаждении сжимается.
Назовите, какими свойствами обладает вода?
Какое значение в жизни человека имеет вода? Почему говорят, что без воды нет жизни?
Где человек использует воду?
Использование воды человеком.
/В быту: используем для приготовления пищи, гигиены тела, при уборке квартиры, мытья посуды, для ухода за растениями и животными\
/В промышленности для выработки энергии, в строительстве для приготовления рабочих растворов/
/В сельском хозяйстве: уход за животными, полив растений/.
Для жизни человеку нужна пресная вода. Ее запасы на Земле ограничены. Пресную воду нужно беречь.
3.Изучение нового материала
Сообщение темы и цели урока
- Сегодня на уроке мы изучаем воду, роль воды в природе.
Сегодня на уроке мы познакомимся с экологической проблемой: загрязнение воды, а также источники загрязнения воды, поговорим о том, как охраняется вода, и чем вы, дети, можете помочь воде.
Актуализация знаний.
- Что такое вода?
- Как часто в течение дня вы пользуетесь водой?
-Как вы используете воду?
Рассказ учителя с элементами беседы
Вода имеет большое значение в природе и жизни человека. Без неё не могут расти растения. Летом, когда долго не бывает дождей, а запасов воды в почве очень мало, растения засыхают. Без дождей в лесах не растут грибы.
Вода необходима всем животным. Многие из них, например раки, рыбы, киты, живут в воде и никогда не выходят на сушу. Животные суши регулярно приходят на водопои. В жарких и сухих местах в поисках водопоев животные пробегают в сутки десятки километров. В сильную жару, когда водоёмы пересыхают, животные слабеют и гибнут.
Человек без воды не может прожить даже один день. Вода необходима ему для питья, приготовления пищи, мытья посуды, стирки белья, влажной уборки жилых помещений и многого другого. Каждый человек в сутки расходует примерно более 160 литров воды.
Человеку нужно много воды и для содержания домашних животных, выращивания культурных растений. Без воды не может работать ни одна фабрика, ни один завод.
Жизнь на Земле без воды невозможна. Вода необходима растениям, животным и человеку. Воду рек, озер и водохранилищ люди используют на заводах и фабриках. Много воды расходуется в сельском хозяйстве на полив растений и орошение полей. Люди используют воду в домах: умыаваются, пьют, готовят, стирают. Запасы пресной воды не бесконечны. К сожалению, люди не всегда заботятся о чистоте водоемов и не относятся к ним бережно.
В быту необходимо экономно использовать воду – не оставлять открытым водопроводные краны. Промышленные предприятия спускают в водоемы загрязненную воду. Так в них попадают вредные для животных и растений химические вещества. Это приводит к гибели обитателей водоемов. Вода становится не пригодной для использования человеком. Многие крупные реки мелеют из-за вырубки деревьев по их берегам. Во многих странах приняты законы об охране природы. Они запрещают загрязнение рек бытовыми и промышленными отходами и вырубку деревьев по берегам рек.
Воду надо беречь! Заботясь о чистоте вод, мы заботимся о своем здоровье, красоте окружающей природы. В нашей стране принят ряд законов, направленных на защиту вод. За их исполнением следят органы государственной власти, экологи.
А как вы, ребята, можете позаботиться о чистоте водоемов? (Не бросать банки, бутылки, другой мусор. экономно расходовать воду).
Физминутка
4.Закрепление нового материала
1).Работа по таблице «Загрязнение водоема»
- Ребята рассмотрите таблицу и объясните, чем загрязнение водоемов опасно для природы и человека.
2). Работа по учебнику стр. 114 - 115
Чтение параграфа.
Беседа по вопросам:
- Ребята, какую роль вода играет в жизни человека?
- Где люди используют воду?
- Почему необходимо бережно относиться к водоемам?
- Какие меры принимают люди для охраны водоемов?
5. Итог урока
6. Домашнее задание стр. 114 – 115.
7.Оценки
3