СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока. Правовое регулирование образовательных правоотношений 11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные правоотношения в собственном смысле слова - особый вид общественных отношений, возникающих на основе норм образовательного права между обучающимися (или их законными представителями), образовательным учреждением и педагогическими работниками в связи с организацией, управлением и осуществлением образовательной деятельности (образовательного процесса) определенного уровня и направленности.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. Правовое регулирование образовательных правоотношений 11 класс»

Конспект урока. Правовое регулирование образовательных правоотношений

11 класс

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Какова государственная политика в области образования?

2. Как можно реализовать свое право на образование?

Глоссарий по теме:

Образовательные правоотношения — урегулированные нормами законодательства в области образования общественные отношения, складывающиеся, как правило, между образовательными организациями и обучающимися в процессе их обучения и воспитания.

Федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательный требований к образованию определенного уровня и профессии, специальности и направлению подготовки, утверждённых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Образовательное право – совокупность юридических норм, регулирующих отношения в сфере образования.

Ключевые слова: Образовательное право; образовательное правоотношение; устав образовательной организации; единый государственный экзамен.

Перечень терминов, необходимых для запоминания 

Термин

Определение

Духовная сфера общества

Сфера общественной жизни, включающая науку, образование, культуру, религию, главной функцией которой является производство и потребление духовных благ.

Духовная деятельность

Деятельность, направленная на создание идей, образов, научных, художественных, нравственных ценностей.

Образование

Целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней

Закон об образовании

Федеральный закон от 13 января 1996 г. (с изм. и доп.), закрепляющий права и обязанности обучающихся и преподавателей, определяющий основы взаимоотношений между учебными заведениями и их учредителями.

Право на образование

право на получение определенной суммы знаний в соответствии с государственными образовательными стандартами, закрепленное Конституцией РФ (ст. 43)

Этимология (греч. etymología, от étymon — истинное значение слова, этимон и lógos — слово, учение), отрасль языкознания, исследующая происхождение слов, их первоначальную структуру и семантические связи. Термин введён античными философами более 2 тыс. лет назад.





Понятие





Значение





Вопросы

Закон

Общеславянское, Преф. производное от конъ "граница, начало, конец", той же основы, что искони, конец, начать, кон. Буквально — "то, что было изначально, определяется традицией"…Общеслав. Преф. производное от конъ «граница, начало, конец», той же основы, что искони, конец, начать, кон. Буквально — «то, что было изначально, определяется традицией».

1.Из какого языка заимствовано слово?

2. Как в настоящее время в законе уживаются норма, обязательная для исполнения и традиция?



На уроке мы узнаем, какова государственная политика в области образования.

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ касающихся вопросов образовательного права

Сможем раскрывать сущность основных понятий.

Основное содержание урока.

Задание – Объясните, как вы понимаете суть приведенных высказываний.

*Я никогда не позволял, чтобы мои школьные занятия мешали моему образованию.Марк Твен (писатель)

*Обучать народ — значит делать его лучше; просвещать народ — значит повышать его нравственность; делать его грамотным — значит цивилизовать его.Виктор Гюго (писатель)

*Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.Адольф Дистервег (немецкий педагог)

3.Мотивация.Сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая, духовная. В какую сферу входит образование? (духовную)

4.Целеполагание. Чем объясняется возрастающая значимость образования в условиях информационного общества?

Образовательные правоотношения в собственном смысле слова - особый вид общественных отношений, возникающих на основе норм образовательного права между обучающимися (или их законными представителями), образовательным учреждением и педагогическими работниками в связи с организацией, управлением и осуществлением образовательной деятельности (образовательного процесса) определенного уровня и направленности.

Китайская пословица:

Если вы заглядываете вперед на год, сажайте рис. Если вы заглядываете вперед на десять лет, сажайте деревья. Если вы заглядываете вперед на всю жизнь, обучите человека».

Задание №1 – ответьте на вопросы.

- Какова роль образования в обществе согласно этой пословице?

- Согласны ли вы с такой оценкой?

- Почему государство, главной функцией которого является обеспечение порядка в обществе, берет на себя обязательства по обеспечению обязательного общедоступного образования, хотя это очень большие расходы?

? Что такое культура? Чем объясняется возрастающая значимость образования в условиях информационного общества? Что такое непрерывное образование? Каковы основные элементы системы образования в Российской Федерации?



Задание №2 - Работа с документом. На основании ст.43 Конституции, ответить на вопросы .

- Кто имеет право на образование?(все)

-Что означает право на образование? (гарантируется общедоступность и бесплатность)

-Какое образование является обязательным?(основное общее)

-Кто несет ответственность и обеспечивает получение детьми основного общего образования?(родители или лица, их заменяющие)

-Почему государство поддерживает различные формы образования и самообразования?

Задание №3 - Работа с документом. На основании извлечения из текста ФЗ, ответить на вопросы и занести ответы в таблицу в течение ограниченного времени(5 минут). 

Извлечение из Закона об образовании Глава II. Система образования     Статья 19. Общее образование




1.

До достижения, какого возраста применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу требование обязательности общего образования

Ответ: до 18 лет


2.

Обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения общего образования при условии 3 обстоятельств, установленных законом. Назовите их.

Ответ:

1.По согласию родителей (законных представителей)

2.Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

3.Органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования


3.

С достижения, какого возраста начинается обучение детей в образовательных учреждениях?

Ответ: шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья


4.

Перечислите уровни образовательных программ

Ответ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование


5.

Сколько ступеней включает в себя общее образование?

Ответ:3


6.

За что по решению органа управления образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет?

Ответ: за совершенные неоднократно грубые нарушения устава образовательного учреждения


7.

В течение какого времени комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательное учреждение до получения основного общего образования, и органом местного самоуправления принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и продолжение освоения им образовательной программы основного общего образования по иной форме обучения.

Ответ: в месячный срок


8.

На основании, каких 2-х обстоятельств, закрепленных в законе, общеобразовательные учреждения могут проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг.

Ответ:

1. при наличии соответствующей лицензии (разрешения) на указанный вид деятельности

2. только с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей)


Как вы считаете образование это право или обязанность?

А какие права есть у учащихся?

-право выбора формы профиля обучения?

- право пользоваться материально-технической, производственной и спортивно-оздоровительной базой учебно-воспитательной учреждения

- право на доступ к информации во всех отраслях знаний

- право на участие в олимпиадах, конкурсах

- право на направление для обучения в других учебных заведениях

- право на участие в общественном самоуправлении

- право на безопасные и безвредные условия обучения

Обязанности:

- систематическое и глубокое овладение знаниями;

- выполнение всех правил внутреннего распорядка и статуса учебного заведения;

- выполнение норм моральных, этических, правовых;

Что ждет тех, кто не выполняет своих обязанностей?

Среди социальных институтов современного общества образование играет одну из важнейших ролей.

Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков через систему таких социальных институтов, как семья, школа, вузы, средства массовой информации. Цель образования – приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, а также приобретение человеком определенной суммы знаний для общественно-полезной и трудовой деятельности. Образование обеспечивает передачу из поколения в поколение накопленных людьми духовных богатств, знаний о природе, обществе и человеке. Основной путь получения образования – занятия в различных образовательных учреждениях, а также самообразование, поиск информации и ее осмысление.

Право на образование является одним из социальных прав человека и гражданина. Данное право в значительной степени зависит от социально-экономического развития общества, его культурно-исторических и национальных особенностей. Сегодня человеку надо учиться практически всю свою жизнь, осваивая новые сферы деятельности, приобретая необходимые профессиональные качества.
Конституция РФ гарантирует каждому право на образование, общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. На конкурсной основе каждый вправе бесплатно получить и высшее образование. С 2007 года государство гарантирует также общедоступное и бесплатное образование в объеме среднего (полного) общего образования. При этом среднее (полное) общее образование (в объеме 11 классов общеобразовательной школы) в России является обязательным (с 2007 года), то есть родители должны обеспечить получение детьми полного общего образования.

Почему государство рассматривает развитие образования как свою важнейшую задачу?

Отношения в сфере образования регулируются Конституцией нашей страны, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и её субъектов. Цель правового регулирования отношений в сфере образования — установить государственные гарантии и механизмы реализации прав и свобод человека в этой сфере, создать условия для развития системы образования, для защиты прав и интересов участников отношений в сфере образования.

Право на образование

Во второй главе нашей Конституции среди других важнейших прав человека и гражданина указано и право на образование.

В Конституции говорится также о различных формах образовательных учреждений (наряду с государственными и муниципальными существуют частные школы, школы с углубленным изучением определенных предметов и т. п.) и возможности самообразования (общедоступные библиотеки, клубы, кружки).
Принципами государственной политики в сфере образования в России являются:

  1. гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное развитие;

  2. единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;

  3. общедоступность образования и адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;

  4. светский характер образования в государственных учреждениях;

  5. свобода и плюрализм в образовании;

  6. демократический, государственно-общественный характер управления, самостоятельность образовательных учреждений.

В России образование провозглашается приоритетным направлением развития. Гражданам РФ гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, убеждений, возраста, состояния здоровья, социального и имущественного положения, наличия судимости.
В образовательных учреждениях не допускается создание и деятельность отделений политических партий, общественно-политических и религиозных движений.

ДОКУМЕНТ

Из Конституции Российской Федерации:

Статья 43

«1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» указывается, что право на образование в нашей стране гарантируется независимо от пола, расы, национальности, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Иными словами, не допускается какая-либо дискриминация в праве на получение образования.

Право каждого человека на образование сегодня законодательно закреплено во многих государствах мира. Однако, как вы знаете из курса истории, к этому завоеванию человечество шло долгой дорогой.

ФАКТЫ

Веками существовали разные барьеры на пути получения образования. Дискриминировались различные группы населения: представители низших классов, женщины, национальные меньшинства. Даже в современном мире в некоторых странах (например, в Афганистане при правлении талибов) встречаются ограничения для женщин в получении образования.



В РФ реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:
1. общеобразовательные, которые направлены на формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессии, – это программы дошкольного образования, начального общего образования (4 класса), основного общего образования (9 классов), среднего (полного) общего образования (11 классов); 

2. профессиональные, которые направлены на повышение общеобразовательного и профессионального уровня и подготовку специалистов соответствующей квалификации, – это программы начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования, послевузовского профессионального образования.

Образовательные программы осваиваются в образовательных учреждениях в очной, очно-заочной (вечерней) или заочной формах, а также в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Законом РФ «Об образовании» предусмотрены следующие типы общеобразовательных учреждений:

  1. дошкольные;

  2. общеобразовательные (школы, гимназии, лицеи);

  3. профессионально-технические (колледжи);

  4. учреждения высшего образования (вузы);

  5. учреждения дополнительного образования детей;

  6. учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров;

  7. духовные учебные заведения (семинарии, духовные академии);

  8. другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

С 2009 года среднее (полное) общее образование заканчивается обязательной сдачей единого государственного экзамена (ЕГЭ) по профильным предметам, результаты которых определяют возможность поступления учеников в вуз.
В 2006 году в России началась реализация Приоритетного национального проекта «Образование». Он предусматривает подключение всех школ России к сети Интернет, оснащение кабинетов современным учебным и компьютерным оборудованием, поддержку творческих и эффективно работающих педагогов, школ, вузов, региональных образовательных систем.

Важнейшими гарантиями права каждого на образование выступает его общедоступность и бесплатность.

В закон «Об образовании в Российской Федерации» внесены положения относительно уровней образования, применительно к которым гарантируется общедоступность и бесплатность. Имеется в виду дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование, среднее профессиональное образование. Гарантируется также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если человек его получает впервые. Во всех случаях речь идёт об образовании, осуществляемом в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Остановимся на некоторых моментах этой законодательной нормы. Начнём с дошкольного образования. Оно становится общедоступным, если каждый родитель имеет возможность поместить своего ребёнка в дошкольное образовательное учреждение. Сегодня в ряде регионов нашей страны сложился дефицит мест в детских садах. Многие родители вынуждены чуть не с рождения детей записывать их в своеобразный «лист ожидания». Чтобы реализовать норму закона на практике, государство направляет дополнительные средства на строительство детских образовательных учреждений. Бесплатность дошкольного образования относится именно к образовательной подготовке малышей в детских садах, но не к услугам по присмотру и уходу за ними.

ФАКТЫ

В 2011 г. в нашей стране в рамках программы развития дошкольного образования было создано около 200 000 дополнительных мест в детских садах.

Школьное образование всех уровней должно быть общедоступным и бесплатным. При этом в законе указывается, что речь идёт об общеобразовательной подготовке, осуществляемой в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС). Недавно в нашей стране были приняты новые стандарты для начальной, основной и старшей школы. Всё, что изучается в школе в соответствии с ФГОС, гарантируется каждому обучающемуся на бесплатной основе.

Сохраняется и бесплатность высшего образования (так называемые бюджетные места в вузах), но на конкурсной основе. К примеру, вуз на одном из факультетов имеет сто бесплатных бюджетных мест, а желающих учиться на нём 350 человек. Возникает ситуация конкурса, отбора тех, кто подготовлен к продолжению образования наилучшим образом. Помочь выявить этих лучших призван Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Те из оставшихся (в нашем примере это 250 человек), кто твёрдо решил продолжить образование в высшей школе, могут сделать это только на платной основе. Однако и им придётся пройти через испытание Единым государственным экзаменом. Если поступающий не наберёт необходимого количества баллов, зачисление в вуз не состоится.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» итоговая аттестация определяется как форма оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы. Иными словами, в ходе специальной проверки надлежит выяснить, как усвоен учебный материал.

Принципиальное значение имеет следующее положение закона: итоговая аттестация, завершающая освоение образовательных программ основного общего и среднего общего образования, является обязательной. Это означает, что каждый ученик должен пройти через «горнило» аттестации по окончании 9 класса (завершено основное общее образование) и по завершении общего среднего образования в 11 классе.

В основу проведения итоговой аттестация положены принципы объективности и независимости оценки качества подготовки учащихся.

Государственная итоговая аттестация по программам среднего общего образования (старшая школа) проводится в форме Единого государственного экзамена. Иные формы аттестации предусмотрены для отдельных групп учащихся, например с ограниченными возможностями здоровья.

Приём на обучение в высшие учебные заведения проводится на основании результатов Единого государственного экзамена.

Таким образом, ЕГЭ совмещает в себе существовавшие долгое время самостоятельно выпускные школьные экзамены и вступительные экзамены в вузы. Обязательными для каждого выпускника являются экзамены по русскому языку и математике. Выбор экзаменов по другим предметам определяется требованиями вуза, если выпускник принимает решение продолжить образование: различные направления подготовки предполагают свой набор экзаменов. Единый государственный экзамен по обществознанию уже многие годы выбирает почти половина выпускников.

Для проведения Государственной итоговой аттестации, как указано в законе, создаются контрольные измерительные материалы — комплексы заданий стандартизированной формы. ЕГЭ по обществознанию включает самые различные задания. Среди них задания на анализ двух суждений, на различение фактов, оценок и положений теории, на составление развёрнутого плана по теме и многое другое. Залогом успешной сдачи экзамена по обществознанию является систематическое изучение предмета в единстве всех его компонентов, активная работа в классе и дома по осмыслению учебного содержания.

ДОКУМЕНТ

Из Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:

«Статья 3

Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:

1) признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;

6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования, в пределах, предоставленных системой образования...

8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека».

Выполнить тест: Репетиторство является

1) общественной деятельностью 2) благотворительной деятельностью
3) научной деятельностью 4) предпринимательской деятельностью

Принципы государственной политики в области образования

– гуманистический характер образования с приоритетом таких общечеловеческих ценностей, как жизнь и здоровье человека, свободное развитие личности; привитие черт трудолюбия, гражданственности, уважения прав и свобод человека, патриотизма, любви к природе, семье;

– единство федерального образовательного и культурного пространства; защита и развитие национальных, региональных культурных традиций и особенностей в многонациональном государстве;

– общедоступность образования, соответствие его системы уровню и особенностям развития и подготовки учащихся, воспитанников;

– светский характер образования, получаемого в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

– свобода и плюрализм;

– демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений;

– толерантность по отношению к социально незащищенным группам населения.

Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

В числе основных видов правовых статусов субъектов образовательных отношений можно выделить следующие:

- обучающиеся;

- родители обучающихся;

- образовательные учреждения;

- учредители образовательных учреждений;

- органы управления образованием;

- органы управления образовательным учреждением;

- работники образовательного учреждения (педагогические работники, административные работники, учебный и технический вспомогательный персонал);

- трудовой (педагогический и административный) коллектив образовательного учреждения;

- общественные организации, действующие в образовательной сфере;

- государство как субъект определения и осуществления образовательной политики.

Основными объектами образовательного правоотношения выступают:

а) содержание, объем, уровень и характер приобретаемых обучающимся (учащимися) и передаваемых обучающими (педагогами) в ходе образовательной деятельности (образовательном процессе) или при оказании образовательных услуг знаний, умений, навыков (ЗУН), соответствующих требованиям государственного образовательного стандарта и образовательным программам соответствующего уровня и направленности образования;

б) условия, обеспечивающие качество и эффективность образовательного процесса, т.е. учебной работы самого учащегося, труда педагога, организации учебно-воспитательного процесса со стороны образовательного учреждения и др.;

в) качество обучения, выражающееся в соответствии установленным правовым требованиям процессу и результатам учебной работы учащихся и педагогическому труду учителя (преподавателя);

г) качество воспитательной деятельности, выражающееся в обеспечении соответствия содержания и характера таких личностных черт учащихся, в частности, их социально-ценностных и правомерно направленных ориентаций и установок.

Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

Виды общеобразовательных организаций:

1. дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми

2. общеобразовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования

3. профессиональная образовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения

4. образовательная организация высшего образования – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

Применительно к сфере образования целями правового регулирования отношений в сфере образования законодатель определил:

- установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования;

- создание условий развития системы образования;

- защиту прав и интересов участников отношений в сфере образования.

Целями правового регулирования становятся, как правило, упорядочение общественных отношений и их охрана. Правовое регулирование нацелено на формирование вариантов правомерного поведения и защиту от возможных правонарушений.

Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования названы следующие:

- обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;

- создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;

- создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;

- определение правового положения участников отношений в сфере образования;

- создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства;

Права учащегося:

1. Право на получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами.

2. Право на обучение в рамках государственного образовательного стандарта по индивидуальным учебным планам, в порядке, определяемом уставом школы

3. Право на свободное выражение собственных взглядов, убеждений и мнений в корректной форме

4. Право на получение информации, соответствующей его возрасту, целям и задачам учебно-воспитательного процесса.

5. Право на уважение человеческого достоинства.

6. Право на открытую оценку знаний и умений учащегося, получение оценки по каждому предмету исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями.

Обязанности учащегося:

1. Добросовестно учиться.

2. Выполнять требования устава школы.

3. Уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

4. Беречь имущество школы, соблюдать чистоту и порядок на территории школы.

5. Придерживаться правил поведения, установленных учителем на занятиях.

Методы регулирования в образовательном праве.

1. Императивный метод регулирования образовательных отношений на уровне усвоения обучающимися образовательных программ начального общего и среднего общего образования присущ не только образовательному праву. Это основной метод и административного права. И все же метод образовательного права отличается от метода административного права тем, что для образовательного права он не является всеобщим. Образовательные отношения на уровне освоения образовательных программ среднего (полного) общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования регулируются при помощи диспозитивно-императивного метода.

Императивный метод образовательного права сохранятся в отношениях обучающихся и образовательными учреждениями, обучающимися и педагогами. От обучающихся, как известно, требуется своевременное выполнение учебного плана, посещение занятий, выполнение устава образовательного учреждения и правил внутреннего распорядка. Ненадлежащее исполнение этих правил образует состав дисциплинарного проступка, влекущего за собой применение мер дисциплинарного воздействия, вплоть до исключения из образовательного учреждения.

2. Диспозитивность метода образовательного права выражается в праве граждан Российской Федерации по своему желанию решать вопрос о продолжении образования после освоения программы основного общего образования, об уровне и форме образования. Свободный выбор уровня и формы обучения сохраняется и для обучающихся, успешно освоивших программу среднего (полного) общего образования, чему во многом способствует общедоступность среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Разбор типового тренировочного задания

Прочитайте суждения. Впишите правильные слова в клетки.

Правильный ответ:

По горизонтали:

2. обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

3. целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни

По вертикали:

1. деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!