СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОНСПЕКТ УРОКА "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ УРОКА "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №1 имени Александра Сергеевича Пушкина»
















КОНСПЕКТ УРОКА

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных













Составитель:

ФЕКЛИСТОВА П.И.

учитель начальных классов








г. Нижневартовск



Цели:

  1. Предметные: формирование навыка правописания мягкого знака после букв шипящих согласных на конце имён существительных

  2. Метапредметные: формирование универсальных учебных действий:

  • регулятивные: определять цель деятельности, развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать закономерность, составлять алгоритм, работать по алгоритму;

  • личностные: развивать умение аргументировать свою точку зрения, воспитывать уважения к родному языку;

  • познавательные: через наблюдения и исследовательскую работу учащихся выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода имён существительных; преобразование информации, выделение главного, выделение ключевых слов;

  • коммуникативные: оформление мыслей в устной форме, овладение монологической и диалогической формами речи, развитие культуры общения, умения работать индивидуально и коллективно, воспитание внимательного отношения друг к другу, желания помочь товарищу.


Оборудование: учебник Русский язык. 3 класс. Часть 2. карточки с заданием, тетрадь, интерактивная доска, презентация.


Ход урока


  1. Мотивация. Картина Федора Решетникова «Опять двойка».

- Посмотрите внимательно на картину, на лица изображенных людей. Какие чувства они испытывают? Откуда пришел мальчик? Он расстроен? А его мама? Как вы думаете, из- за чего они так расстроились? (Наверное, он получил двойку) Правильно, картина так и называется, «Опять двойка». Почему автор назвал ее так? Почему этот мальчик так часто получает двойки? Что бы вы ему посоветовали? А зачем я ее показываю вам в начале урока? Вам не пригодились бы эти советы?

  1. Актуализация опорных знаний

  1. Каллиграфическая минутка ь щь шь жь пальто друзья мышь воробьи мальчик. Что общего у этих слов? (в этих словах пишется ь)

  2. Кластер «Все о ь» Ребята, вспомните, какую работу может выполнять мягкий знак? (ь – показатель мягкости и разделительный ь). Одна часть кластера осталась, значит, что мы сегодня узнаем? (новую роль мягкого знака)

  3. Пробное действие. Прочитайте слова. Что у этих слов общего (им. Сущ, в ед. ч.). Распределите слова в 3 столбика.

Друзья, коньки, пальто, ружье, семья, декабрь, угольки, соловьи, мышь, дрожь, молодежь, польза. Как распределили? Какие слова записали в первый столбик? (друзья, ружье, семья, соловьи) . Во второй? (коньки, пальто, декабрь, польза) А в третьем? (мышь, дрожь, молодежь) Какую роль выполняет ь в словах первого столбика? А второго? А в третьем столбике для чего нужен мягкий знак? (Предположения детей) На какие звуки эти слова заканчиваются? (шипящие) Догадались, какая сегодня тема урока? Давайте откроем учебник и прочитаем ее.

  1. Работа по теме:

  1. Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации. Картинный диктант: карандаш, овощ, камыш, шалаш. Написали ли вы в этих словах ь? Почему?

  2. Построение выхода из ситуации. Что общего у этих слов? А у слов в 3 столбике? Сделайте вывод. Давайте сверимся с правилом, правильный ли мы сделали вывод.

  3. Ответ на вопрос Почемучки.

  4. Первичное закрепление. Упр. 464. Назовите, на какие звуки оканчиваются эти слова? В форме какого числа стоят эти существительные? Запишите их в 2 столбика. Проверим по эталону.

  5. Наблюдение над ролью мягкого знака. Упр. 467 – На что указываеть в словах? (что они ж.р) Вернемся к кластеру. С какой новой ролью мягкого знака познакомились?

  6. Самостоятельная работа. Выполняется упр. 468. Взаимопроверка.

  7. Групповая работа. 2 группы получают свое задание.

1 –я группа. Подберите   к данным именам существительным синонимы с шипящими на конце слова, обозначьте их род.

Неправда – ____________, граница – ____________, соревнование – ____________ , трепет – ______________ , ерунда – _________ , команда – ____________ , сила – __________, призыв – ______________, здоровяк  - ______________.

2 - я группа. Данные слова объедините в пары так, чтобы в каждой паре оказались слова с противоположным значением. Определите род имён существительных с шипящими на конце.

Ложь, мякиш, правда, бедность, роскошь, корка, тишь, бедняк, шум, богач, старики, мощь, молодёжь, слабость.

  1. Проверка работы групп. 1 я группа. Что вы должны были сделать? Что такое синонимы? Слова какого рода вы написали с мягким знаком? Аналогично 2 –я группа.

  1. Рефлексия.

  1. Подведем итоги урока. С какой новой ролью мягкого знака мы познакомились? А с какой новой орфограммой? На конце существительных какого рода, после букв обозначающих шипящие звуки, вы напишете мягкий знак.?

  2. Мы урок начали с картины. Закончить я его хочу тоже картиной. Взгляните на нее. Догадались, как она называется? Что помогало мальчику получить эту пятерку? А вам помогло? Оцените свою работу на уроке.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!