СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока-практикума по теме «Электромагнитные явления»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Урок-практикум по физике проводится в 9 классе по теме "Электромагнитные явления". После постановки проблемной ситуации через проблемный и фронтальный эксперимент учащиеся сами формулируют тему и цель урока. 

   Учителем на уроке осуществляется системно-деятельностный подход, позволяющий формировать у обучающихся унивесальные учебные действия (УУД): личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативнае. Применяется метод "навигации", что существенно облегчает самостоятельную работу учащихся. Урок направлен на результат действия творческого характера.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока-практикума по теме «Электромагнитные явления»»

Конспект урока-практикума

по теме «Электромагнитные явления»



Цели урока:

Образовательные:

  • повторение основных понятий, связанных с темой электромагнитные явления;

  • решение задач в соответствии с кодификатором ГИА по данной теме.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес учащихся;

  • умение логически мыслить и  обобщать;

  • развивать мотивы учения и интерес к физике.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к ученическому труду, умение работать в  группах;

  • воспитывать культуру публичных выступлений.


Результаты освоения:

Личностные:

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества;

- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

Метапредметные:

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

Предметные:

1) формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий;

2) приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований;

3) понимание физических основ и принципов действия механизмов.


Оборудование:

  • оборудование для демонстрации явления электромагнитной индукции, взаимодействия магнитов, правила Ленца;

  • презентация к уроку, компьютер, видеопроектор.


Ход урока

  1. Организационный момент


Демонстрация вентиляторов, изготовленные учащимися 7 класса.

- С помощью видеофильма обозначим, о каких явлениях будет идти речь на уроке.

Просмотр нарезки из серии «Бибигон» мультфильм «Почемучка. Электродвигатель»


  1. Актуализация знаний


Вопрос: Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?

Какие знания нам предстоит использовать на уроке?

Вывод: Сегодня мы будем использовать сведения о магнитном поле.


Проведем небольшой эксперимент (учащиеся выполняют самостоятельно)



Эксперимент


Приборы и материалы: два магнита, расположенные друг напротив друга, и зажатые между двумя листами картона; железные опилки в емкости с ситечком; магнитная стрелка.

  1. Собрать установку. На поверхность стола положить листы картона с магнитами, белым экраном вверх (лист формата А4).

  2. Равномерно распределить слой железных опилок, просеивая их через сито.

  3. Аккуратно легко постукивая добиться картины ( см. рис. 1 или рис. 2)

рис. 1 рис. 2


  1. Поместить магнитную стрелку сбоку поверх полученной картины (см. рис.)

Магнитная стрелка



5. Ответьте на вопросы:

Какими полюсами приближены магниты друг другу? ___________________________

_________________________________________________________________________

Почему Вы так считаете? ___________________________________________________

_________________________________________________________________________





  1. Навигатор знаний - ТЕСТ


(1 этап каждый ученик получает рабочий лист. За правильный ответ присуждается 1 балл).


1. Магнитное поле не существует…

а) вокруг проводника с током

б) вокруг движущихся заряженных частиц

в) вокруг неподвижных зарядов

г) вокруг магнита


2. Какое(-ие) утверждение(-я) является(-ются) верным(-и)?


Магнитное поле действует на А. неподвижные электрические заряды.

Б. движущиеся электрические заряды.


1)только А 2) только Б 3) и А, и Б 4) ни А, ни Б


3. На рисунках изображены постоянные магниты с указанием магнитных линий и магнитные стрелки. На каком из рисунков правильно изображено положение магнитной стрелки в магнитном поле постоянного магнита?


4. На рисунке показано, как установились магнитные стрелки рядом с магнитом. Укажите полюса стрелок, обращённые к магниту.



1) 1 – N, 2 – S 2) 1 – S, 2 – N 3) 1 – N, 2 – N 4) 1 – S, 2 – S


5. На рисунке показано направление электрического тока в проводниках (в первом проводнике ток направлен от нас, во втором –  к нам). Как направлены магнитные линии, созданных каждым проводником?

1) в обоих случаях  – по часовой стрелке

2) в обоих случаях  – против часовой стрелки 

3) в первом случае  – по часовой стрелке, во втором  – против часовой стрелки

4) в первом случае  – против часовой стрелки, во втором  – по часовой стрелке


6. По вертикальному проводнику течёт электрический ток в направлении, показанном на рисунке. Как направлена магнитная линия магнитного поля, создаваемого током, в точке А?

1) вертикально вверх ↑

2) вертикально вниз ↓

3) на нас из-за плоскости чертежа ⊙

4) от нас за плоскость чертежа ⊗




7. При прохождении электрического тока по проводнику, намотанному на железный сердечник (см. рисунок), сердечник приобретает свойства магнита.

 

 

Южный полюс электромагнита находится в области(-ях)

1) А 2) Б 3) В 4) А и Б

3. Навигатор знаний – ЯВЛЕНИЕ


Явление 1. В катушку, соединённую с гальванометром, вносят магнит. Сила тока зависит

А. от скорости перемещения магнита

Б. от того, каким полюсом вносят магнит в катушку

Правильным ответом является

1) только А 2) только Б 3) и А, и Б 4)  ни А, ни Б



Явление 2. При прохождении электрического тока по проводнику, намотанному на железный сердечник, сердечник приобретает свойства магнита. На каком из рисунков правильно показано положение магнитной стрелки у полюса электромагнита?


Явление 3. На длинных проводящих нитях (см. рисунок) подвешена упругая медная пружинка длиной l0. Что произойдёт с длиной пружины, если её подключить к источнику постоянного тока? Изменением размера пружины при нагревании пренебречь. Ответ поясните.


Ответ: проводники, по которым течет ток в одном направлении притягиваются, так как магнитное поле одного витка действует на оставшиеся витки. Следовательно, размеры уменьшатся.


Явление 4. По лёгкой проводящей рамке, расположенной между полюсами дугообразного магнита перпендикулярно магнитным линиям, пропустили электрический ток, направление которого указано на рисунке.

При этом рамка

1) останется на месте

2) повернётся на 180о

3) повернётся на 90о, причём передняя сторона рамки будет двигаться слева направо

4) повернётся на 90о, причём передняя сторона рамки будет двигаться справа налево







3. Навигатор знаний – СУЖДЕНИЕ


Суждение 1. Установите соответствие между фамилией учёного и открытием


Суждение 2. Изучая магнитные свойства проводника с током, ученик собрал электрическую схему, содержащую неподвижно закреплённый прямой проводник, и установил рядом с проводником магнитную стрелку (рис. 1). При пропускании через проводник электрического тока магнитная стрелка поворачивается (рис. 2 и 3).


Рис. 1


Рис. 2  Рис. 3

Выберите из предложенного перечня два утверждения, которые соответствуют результатам проведённых экспериментальных наблюдений. Укажите их номера

1) Проводник при прохождении через него электрического тока взаимодействует с магнитной стрелкой.

2) При увеличении электрического тока, протекающего через проводник, магнитное действие проводника усиливается.

3) При изменении направления электрического тока магнитное поле, создаваемое проводником с током, изменяется на противоположное.

4) Магнитные свойства проводника зависят от его размеров.

5) Магнитное действие проводника с током зависят от среды, в которую он помещён.




Суждение 3. Электрическая схема содержит источник тока, проводник АВ, ключ и реостат.

Проводник АВ помещён между полюсами постоянного магнита (см. рисунок).

Используя рисунок, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера

1) Магнитные линии поля постоянного магнита в области расположения проводника АВ направлены вертикально вверх.  

2) Электрический ток, протекающий в проводнике АВ, создаёт однородное магнитное поле.  

3) При замкнутом ключе электрический ток в проводнике имеет направление от точки А к точке В.  

4) При замкнутом ключе проводник будет выталкиваться из области магнита вправо.  

5) При перемещении ползунка реостата вправо сила, действующая на проводник АВ, уменьшится.



4. Навигатор знаний – МОДЕЛИРОВАНИЕ


Лайфхаки «Простой моторчик» Оборудование: наждачная бумага, 2 клеммы с короткими оголёнными проводами, медная проволока, батарейка, липкая лента, магнит.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ



1. Возьми проволоку и намотай ее на батарейку. Достаточно будет сделать 2-3 мотка.





2. Аккуратно вытащи батарейку. У тебя должен получиться вот такой ротор. Зафиксируй концы провода на краях катушки, как показано на фото ниже, для этого можно завязать провод на узел.







3. Возьми наждачную бумагу и зачисти ею два конца провода.



4. У тебя должно получится что-то наподобие этого (для контраста на фото один свободный конец проволоки натерли наждачной бумагой).


5. Для следующего этапа тебе понадобятся клеммы. Возьми наждачную бумагу и зачисти ею концы проводов.


6. Прикрепи клеммы к батарейке липкой лентой, как показано на фото.


8. Затем прикрепи проволоку к этой конструкции так, как изображено на фото. Свободные концы проводов должны пролезть в «ушки» клемм.

9. Положи на верх батарейки магнит, он должен «прилипнуть» к батарейке. Ротор должен быстро закрутиться, если этого не произошло - попробуй немного подтолкнуть его.


Вот и всё, твое оригинальное изобретение готово. Кстати, будь внимательным: нельзя надолго оставлять ротор в неподвижном состоянии, батарейка и катушка будут очень сильно нагреваться!

Удиви всех друзей - покажи им, как легко создать моторчик своими руками из подручных средств!

  1. Рефлексия.

  2. Домашнее задание.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!