СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока, посвященного 200-летию со дня рождения Мариуса Петипа

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока, посвященного 200-летию со дня рождения Мариуса Петипа

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока, посвященного 200-летию со дня рождения Мариуса Петипа»

Тема: Мариус Петипа

Тематический урок ко дню рождению французского и русского артиста и балетмейстера.

Цель: познакомить учащихся с личностью и творчеством Мариуса Петипа.

Задачи: 

  • приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной классики;

  • создание эмоционально – положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся;

  • формирование музыкального вкуса;

  • расширение кругозора учащихся через знакомство с выдающимся балетмейстером.

Ход урока

    1. Организационный момент

    2. Беседа по теме урока

Сегодня на уроке мы познакомимся с французским и российским солистом балета, балетмейстером, театральным деятелем и педагогом.

Актуализация знаний.

Знаете ли вы что-нибудь об этом человеке?

Определение темы урока.

Тема нашего урока Мариус Петипа.

Слайд 1

11 марта 2018 года испонилось 200 лет со дня рождения выдающегося артиста балета и балетмейстера Мариуса Ивановича Петипа.


Имя Мариуса Петипа известно каждому, кто хоть немного знаком с историей балета. Всюду, где сегодня существуют балетные театры и школы, где показывают фильмы и телепередачи, посвященные балету, издают книги об этом удивительном искусстве, знают и чтят этого человека. Хотя он и родился во Франции, но всю свою жизнь проработал в России и является одним из родоначальников современного балета.

Слайд 2

Балет второй половины XIX века недаром называют эпохой Петипа. Этот выдающийся хореограф создал свод правил балетного академизма. Его постановки — ярчайший пример высокого мастерства композиции, стройного хореографического ансамбля, виртуозной разработки сольных партий. Мариус Петипа вывел музыку на первый план, сделав её одним из главных действующих лиц балета.

Слайд 3

Мариус Иванович Петипа (Альфонс Виктор Мариус Петипа) родился 27 февраля (11 марта) 1818 года в Марселе (Франция) в творческой семье балетмейстера Жана Антуана Петипа. Его мать, Виктория Грассо, была драматической актрисой, старший брат Люсьен сделал карьеру танцовщика, а сестра Викторина в дальнейшем стала актрисой и певицей. В 1822 году семья Петипа переехала в Брюссель. Здесь Мариус получил общее образование в гимназии, одновременно посещая консерваторию, где изучал сольфеджио и учился играть на скрипке. Отец настойчиво приобщал младшего сына к миру танца, используя при этом довольно суровые методы, но мальчик не проявлял интереса к хореографии.

Слайд 4

Спустя годы Мариус Петипа вспоминал: «Семи лет начал я обучаться и танцевальному искусству в классе отца моего, переломившего о мои руки не один смычок для ознакомления меня с тайнами хореографии. Необходимость такого педагогического приёма вытекала, между прочим, из того, что не чувствовал я в детстве ни малейшего влечения к этой отрасли искусства». Тем не менее, в 1831 году в Брюсселе состоялся дебют тринадцатилетнего танцовщика в балете отца «Танцемания» (Мариус исполнял роль мальчика из Савойи), а спустя всего несколько лет Мариус получил в театре города Нант место первого танцовщика и балетмейстера. В этом нет ничего удивительного, так как в то время в театральную жизнь вступали рано. Балетная труппа Нантского театра была небольшой. Юный балетмейстер сочинял танцы для опер, ставил одноактные балеты собственного сочинения и придумывал балетные номера для дивертисментов (слайд 5).

В 1839 году Мариус вместе с отцом отправился на гастроли в Нью-Йорк (США), а по возвращении совершенствовал своё мастерство в школе Парижской оперы. Правда, ему не посчастливилось попасть в труппу. Мариус едет в Бордо, а оттуда в Мадрид (Испания), где изучает испанские танцы и даже самостоятельно ставит небольшие спектакли. Но через три года он покидает Испанию и отправляется в Париж, откуда переезжает в Россию, заключив контракт с дирекцией Императорских театров. Почему он решил покинуть родину, где его наверняка ждала блестящая карьера?(можно обсудить с детьми)

Петипа не устраивало отношение к балету в Европе. Он объяснял это тем, что в европейском балете «постоянно уклоняются от настоящего серьёзного искусства, переходя в танцах в какие-то клоунские упражнения», и отстаивал свой взгляд на это искусство: (слайд 6) «Балет — серьёзное искусство, в котором должны главенствовать пластика и красота, а не всевозможные прыжки, бессмысленные кружения и поднимание ног выше головы… Так балет падает, безусловно, падает». В этом высказывании балетмейстер определил основные принципы, которыми всегда руководствовался в работе. Это — пластика, грация и красота. Так молодой талантливый балетмейстер оказался в Санкт-Петербурге. Он исполняет партию Люсьена в балетной постановке Ж. Мазилье «Пахита», ведущие партии в балетах Жюля-Жозефа Перро «Фауст», «Эсмеральда», «Корсар», балете «Сатанилла» Ж. Мазилье. Пик известности Петипа-танцора связан с балетом Пуни «Дочь Фараона» (1862). В 1855—1887 годах он преподавал в Театральном училище, а в 1869—1903-м — был главным балетмейстером петербургской балетной труппы. Русская публика сразу же оценила профессионализм французского танцовщика и актёра, отличавшегося эффектной игрой (это отвечало вкусам того времени). Интересно, что в случае с Мариусом Петипа не стоит говорить о нём как о гениальном танцоре. Его успех на сцене — результат упорного труда и магии личного обаяния. В классическом танце он был намного слабее, чем в характерных танцах, где лучше всего проявлялись его сильные качества — артистизм и мимические способности. Вскоре Мариус стал помощником главного балетмейстера Большого театра Жюля-Жозефа Перро, который активно делился с ним опытом, приобщал к чтению, посещению музеев (чтобы пополнить знания по истории и этнографии), хотя самостоятельной работы не поручал. Наконец, в 1855 году Петипа представилась возможность поставить свой дивертисмент «Звезда Гренады» (где его знания в области испанского танца оказались как нельзя кстати), а затем одноактные балеты «Брак во времена регентства» и «Парижский рынок».

Слайд 7

В 1854 году Мариус Петипа женился на молодой русской танцовщице Марии Суровщиковой и сразу же отправился с прелестной балериной на гастроли в Европу. У них родилась дочь, но брак не принёс супругам ожидаемого счастья. Петипа вспоминал: «Несходство характеров, а может быть, и ложное самолюбие обоих скоро сделали совместную жизнь невозможной». Мариус и Мария разъехались, но с разводом не торопились. В 1860 году Мариус Петипа поставил свой первый двухактный балет «Голубая георгина». Постановка не имела успеха, но это не смутило балетмейстера — он уже готовился к созданию большого спектакля. В основу сюжета легла суперпопулярная в то время новелла Т. Готье «Роман мумии». В этой постановке раскрылись выдающиеся способности хореографа, его умение «видеть» танец до мельчайших деталей и «слышать» музыку будущего произведения. При создании спектакля Петипа использовал принцип, напоминавший работу композитора-симфониста: разбил сцену на несколько планов, которые заполняли группы артистов — они исполняли свои партии, соединялись и вновь разъединялись. Итак, в 1862 году появился первый монументальный балет Петипа «Дочь фараона» (слайд 8). Несмотря на слабые места (в частности, сюжет), балет имел успех в Санкт-Петербурге — главным образом благодаря отличным танцам. Московская же публика не простила Петипа отсутствия драматургии. Судьба балета «Царь Кандавл» (1868) была гораздо успешней, но уже в следующем балете («Дон Кихот»), который балетмейстер ставил в Москве, его снова ожидали упрёки за слабость драматургической основы. Но в этой постановке были и интересные нововведения — широкое использование испанских народных танцев. Петипа создал два варианта этого балета: в 1869 году он поставил его на московской сцене, а в 1871 — на петербургской. В петербургской постановке классический танец играл уже значительно большую роль, уменьшилось число комедийных сцен, в целом балет приобрёл более «блестящий» вид. Следующий период творчества Петипа, посвящённый развлекательным балетам, не отличался особыми успехами. Лишь благодаря хореографическим находкам балетмейстера постановкам удалось избежать провала (например, балету «Бабочка», поставленному Петипа в 1874 году для бенефиса прима-балерины Мариинского театра Екатерины Вазем). 1877 год ознаменовал расцвет редкостного таланта балетмейстера, связанный с балетом «Баядерка» (муз. Л. Минкуса), где чудесно сочетались напряжённое драматическое действие балета, яр- кий характер главной героини и хореография. «Баядерка» — пример органичного синтеза музыки, танца и драмы, который впоследствии Петипа разовьёт в других постановках. От спектакля к спектаклю складывались и утверждались каноны «большого балета», где фабула излагалась в пантомимных сценах, а танец, в частности большие классические ансамбли, служил раскрытию внутренней темы. Петипа был в постоянном творческом поиске танцевальной образности. Обобщённый образ рождался в развитии пластических тем — благодаря сочетанию движений, комбинациям рисунков, разнообразию ритмов. В творчестве Петипа было всё — «сиюминутные» постановки и удивительные балеты. Балетмейстер откликался на события, происходившие в мире и государстве, ставшем его новой родиной (например: Русско-турецкой войне 1877—1878 годов посвящён балет «Роксана, краса Черногории», экспедиции Н. А. Э. Норденшёльда к Северному полюсу — «Дочь снегов», популяризации славянской культуры — «Млада»). Мариус Петипа снискал славу талантливого балетмейстера, отличавшегося непревзойдённым мастерством и вкусом. Прославленная балерина Екатерина Гельцер вспоминала: «…в вариациях, так же как и в ролях, у Петипа была сквозная линия, а не только набор движений и трудностей, которые являются у некоторых балетмейстеров следствием недостатка фантазии… Петипа обладал, прежде всего, колоссальным вкусом. Танцевальные фразы у него были неразрывно слиты с музыкой и образом. Петипа всегда чувствовал стиль данной эпохи и индивидуальность актёра, что являлось громадной заслугой… Своим художественным чутьём он верно воспринимал сущность индивидуальных дарований». Довольно сложным в творчестве Петипа был период, когда интерес к балету в обществе пошёл на спад. Театральное руководство, не слишком задумываясь о причинах происходящего, взяло курс на феерии (по примеру антрепренёра М. В. Лентовского, чьи грандиозные феерии в саду «Кинь-Грусть» пользовались огромным успехом). Так на сцене Мариинского театра появилась феерия «Волшебные пилюли». Вначале представление провалилось, но ситуацию удалось спасти, при- гласив итальянских танцовщиков-виртуозов. Мариус Петипа испытывал чувство глубокой растерянности, не желая предавать забвению балетмейстерские идеи и посвящать свой талант созданию замысловатых вариаций для заезжих виртуозов. Его работа в Санкт-Петербурге ограничивалась одной новой постановкой в год и одним возобновлением старого балета. Нужно было что-то делать. Возникла идея привлечь к работе над балетами русских композиторов.

Слайд 10

Первая попытка была обречена (первая редакция балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро»), но постановку «Весталки» на музыку М. М. Иванова публика приняла благосклонно, давая надежду на то, что принципы симфонизма всё-таки приживутся в балете. Петипа начинает работу над «Спящей красавицей». Правда, вначале пришлось уговорить П. И. Чайковского, который после неудачи «Лебединого озера» наотрез отказывался писать музыку для балета. Чайковской потребовал от Петипа детальный план балета. Балетмейстер создал сценарий, в котором указал продолжительность танца в тактах и его метрический размер, а также содержание и особые пожелания. Работа оказалась непростой, и Петипа приходилось изменять многие хореографические задумки. Интересно, как балетмейстер работал над танцевальными ансамблями: он расставлял на столе картонные фигурки танцовщиков, передвигал их, добиваясь нужного рисунка, после чего зарисовывал композицию и стрелками обозначал переходы. В 1890 году состоялась премьера «Спящей красавицы». Критики встретили балет без энтузиазма: «В балет не ходят слушать симфонии, здесь нужна музыка лёгкая, грациозная, прозрачная, а не массивная, чуть не с лейтмотивами». Но зрители приняли и по достоинству оценили «Спящую красавицу». Балет продолжал жить и развиваться. Петипа создал новую постановку «Лебединого озера» (1895); балеты «Щелкунчик» (муз. П. И. Чайковского), «Раймонда» (1898); «Испытание Дамиса» («Барышня-служанка»), «Четыре времени года» («Времена года») (1900, муз. А. К. Глазунова). Удачным было сотрудничество Петипа с И. А. Всеволожским. За годы его директорства (1886—1899) балетмейстер поставил выдающиеся спектакли: «Спящая красавица», «Золушка» («Сандрильона»), «Лебединое озеро», «Синяя борода», «Раймонда», «Привал кавалерии», «Пробуждение Флоры», «Четыре времени года», «Хитрость любви», «Арлекинада», «Ученицы господина Дюпре», «Дон Ки- хот», «Камарго», «Ненюфар», «День и ночь» (поставленный по случаю коронации Александра III), «Прелестная Жемчужина» (к коронации Николая II), «Баядерка», «Капризы бабочки», «Талисман», «Приказ короля», «Кузнечик-музыкант», «Сон в летнюю ночь», «Шалости амура», «Гарлемский тюльпан», «Щелкунчик». В 1882 году умерла Мария Суровщикова.

Петипа женился во второй раз на молоденькой балерине Любови Савицкой, дочери известного в то время актёра Леонида Леонидова. С этой женщиной он, наконец, познал семейное счастье. Справедливости ради следует заметить, что преклонный возраст не сказывался на творческих способностях балетмейстера. Он был полон новых идей и сил для воплощения творческих замыслов. Он хотел и мог творить, развивая искусство своей второй Отчизны. Правда, последние годы творчества Петипа были омрачены сложными взаимоотношениями с новым директором Императорских театров В. А. Теляковским, который мечтал избавиться от великого балетмейстера. Но слава и авторитет Петипа, а также расположение императора Николая II (он пожелал, чтобы Петипа оставался первым балетмейстером до конца жизни) не позволили В. А. Теляковскому уволить Петипа: неудачливому администратору оставалось лишь чинить препятствия в постановках, что он и делал, отпуская некомпетентные замечания и пр. К сожалению, эти дрязги подорвали здоровье Мариуса Петипа: его разбил частичный паралич. 1 (14) июля 1910 года Мариус Петипа скончался. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры Санкт-Петербурга. За долгую творческую жизнь Мариус Петипа поставил более 60 оригинальных хореографических полотен («Дочь фараона», «Баядерка», «Дон Кихот» и др.), не считая возобновлений произведений других авторов и постановок отдельных танцевальных сцен и эпизодов в оперных спектаклях. Он был удостоен многих званий и наград: Золотые медали на ленте Святого Владимира, на Станиславской ленте, на ленте Святого Александра Невского, на Андреевской ленте; Орден Святой Анны второй степени, Орден Святого Владимира четвёртой степени, Орден Святого Станислава третьей степени; Командор Ордена Румынской короны, Командор Ордена Академических пальм и др. Мариус Петипа прожил в России шестьдесят три года, шестьдесят из них посвятил петербургскому балету. С его именем связаны славные страницы жизни русского балетного искусства, уникальное явление мирового искусства — русская школа классического танца. Лучшие спектакли великого балетмейстера продолжают жить не только на российской сцене, их ставят в крупнейших театрах мира. В середине XX века представители нового поколения хореографов, в частности Джордж Баланчин, творчески развили выработанные Петипа выразительные средства, которые в обновлённом виде легли в основу современного балета.

Просмотр ролика

3. Закрепление (онлайн – по ссылке https://musicseasons.org/wp_quiz/viktorina-marius-petipa/)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!