Повторение пройденного материала. | - Какую тему изучали на предыдущем уроке? О чём шла речь на уроке? Вопросы для беседы. - Когда началась Северная война? - С кем воевала Россия? - Назовите причины Северной войны. Для слабоуспевающих учеников учитель предлагает задание. - Как складывалась Северная война для России? - Почему Россия потерпела поражение в начале войны? Проверка домашнего задания. - Где началось строительство Санкт-Петербурга? - Что находилось в домике Петра? - Каким был первый домик Петра? - Когда был учреждён новый орден? - Кем был учреждён орден? - В честь кого был назван орден? - Кто был награждён этим орденом? | Вспоминают тему и содержание предыдущего урока. В ходе беседы ученики раскрывают основные знания по предыдущей теме. Сообщения учеников о строительстве Санкт-Петербурга. Сообщение о домике ПетраI. Сообщение об ордене Андрея Первозванного. |
Актуализация знаний, объявление новой темы. | Вводное слово учителя. Наступил 1709 г., девятый год войны со Швецией. Карл XII, король Швеции, обеспокоенный победами Петра, решил нанести России последний удар и разгромить её. Для этого он собрал многочисленное войско и вступил на Украину. Противники встретились около крепости Полтавы. Сообщение темы урока: « Полтавская битва». | Записывают тему урока. |
Изучение нового материала. | Показ на карте г. Полтавы. Изучение нового материала, ведётся по плану. Подготовка к сражению. Ход сражения. Причины победы. Значение Полтавской победы. Работа с текстом учебника. Работа с рассказом для дополнительного чтения «Гетман Мазела». Словарная работа: окоп, редут, драгун. 27 июня 1709 г. началась историческая битва. Запомните эту дату! Рассказ учителя о ходе сражения. В ходе рассказа учитель мелом рисует схему хода боя. Работа с текстом учебника. Учитель рассказывает и поясняет причины победы русских в Полтавской битве, записывает их на доске. Тщательная подготовка русской армии к бою. Храбрость и самоотверженность воинов. Полководческое искусство ПетраI. Контролирует запись в тетрадях. Кратко проговорив изученный материал, делает вывод по теме. | Следят за показом на карте. Знакомятся с планом урока. Один ученик читает указанные учителем абзацы, остальные следят. Находят объяснение слов в учебнике. Записывают в тетрадь. Рассматривают в учебнике схему Полтавской битвы. Слушают рассказ учителя. Один ученик читает указанные учителем абзацы, остальные следят. Записывают в тетрадь причины победы русских. Слушают вывод по теме. |
Закрепление нового материала | Проводится с помощью заданий и вопросов. Задание. Заполните пропуски в следующих предложениях. Решающее сражение произошло под Полтавой. Знаменитая Полтавская битва произошла в 1709г. Пусть к русскому лагерю преграждали земляные укрепления – редуты. Шведы сражались умело, но всё же были побеждены. С тех пор в России появилась поговорка «погиб, как швед под Полтавой». - Кто предал ПетраI? Подчеркните правильный ответ. Царевна Софья Царевич Алексей Гетман Мазепа. - Какое значение имела победа Полтавской битвы? | Отлично успевающие ученики дают полный ответ, слабо успевающие выполняют тест. |