СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Поэтическое сознание Марины Цветаевой»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

«…с тех пор, как Пушкина на моих глазах

на картине Наумова — убили, ежедневно, ежечасно,

непрерывно убивали все мое младенчество, детство,

юность, — я поделила мир на поэта — и всех, и

выбрала — поэта…»

 

Цель: сформировать понимание двойственности положения поэта, в котором соединяются человек и творец.

Задачи: 

сформировать представление о поэтическом сознании Марины Цветаевой,

сформировать интерес к творчеству Марины Цветаевой глубже,

сформировать интерес к поэзии и творческим судьбам поэтов,

сформировать навык анализа поэтического текста.

 

Урок для 11 класса, 2-ой урок по творчеству Марины Цветаевой (на первом уроке – биография и раннее творчество).

Предварительное домашнее задание: перечитать статью Ю. М. Лотмана «А. С. Пушкин. Биография писателя» (ожидается, что они уже знакомились с ней при изучении творчества А. С. Пушкина); прочитать эссе Дмитрия Воденникова о Марине Цветаевой из «Литературной матрицы» (рассматривает творчество М. Цветаевой в аспекте двойственности личной и творческой жизни поэта). Материал для заинтересовавшихся биографией Марины Цветаевой: Виктория Швейцер «Быт и бытие Марины Цветаевой» (серия ЖЗЛ).

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Поэтическое сознание Марины Цветаевой»»

Конспект урока
«Поэтическое сознание Марины Цветаевой»

«…с тех пор, как Пушкина на моих глазах

на картине Наумова — убили, ежедневно, ежечасно,

непрерывно убивали все мое младенчество, детство,

юность, — я поделила мир на поэта — и всех, и

выбрала — поэта…»


Цель: сформировать понимание двойственности положения поэта, в котором соединяются человек и творец.

Задачи: 

сформировать представление о поэтическом сознании Марины Цветаевой,

сформировать интерес к творчеству Марины Цветаевой глубже,

сформировать интерес к поэзии и творческим судьбам поэтов,

сформировать навык анализа поэтического текста.


Урок для 11 класса, 2-ой урок по творчеству Марины Цветаевой (на первом уроке – биография и раннее творчество).

Предварительное домашнее задание: перечитать статью Ю. М. Лотмана «А. С. Пушкин. Биография писателя» (ожидается, что они уже знакомились с ней при изучении творчества А. С. Пушкина); прочитать эссе Дмитрия Воденникова о Марине Цветаевой из «Литературной матрицы» (рассматривает творчество М. Цветаевой в аспекте двойственности личной и творческой жизни поэта);

Материал для заинтересовавшихся биографией Марины Цветаевой: Виктория Швейцер «Быт и бытие Марины Цветаевой» (серия ЖЗЛ).

Ход урока:

Время, этап урока

Действия учителя

Предполагаемые действия учеников

5-7 минут

Здравствуйте, сегодня наша тема «Поэтическое сознание Марины Цветаевой», и в качестве названия я выбрала фразу из раннего стихотворения Цветаевой «Анжелика». Мы будем читать и слушать стихи Марины Цветаевой и попытаемся выделить основные черты поэтического сознания Марины Цветаевой.

Скажите, о чем говорит эта фраза в названии нашей темы? («Вся я – иная…»)

А как это соотносится с теми словами из эссе «Мой Пушкин», которые стоят в эпиграфе? (зачитывает вслух) Почему мир поделен на поэта – и всех, и почему она выбирает поэта?

Почему так важно множественное число глагола «убить»? Почему «убили», ведь убил один – Дантес?














Непохожесть на других, оторванность от толпы, общества, от земного, обыденного, умение смотреть и видеть дальше, чем обычные люди.


Потому что поэт – это человек, который обладает теми качествами и способностями, о которых мы говорили, а «все» - это те, кто того тайного, о чем говорит поэт, не могут понять, и только поэтому могут убить его – не физически, но так, что это может привести к физической смерти.

(должны быть привлечены знания биографии Пушкина в анализе Ю. М. Лотмана)

7-10 минут

Давайте прочитаем стихотворение (2 слайд). Обратите внимание, какими словами Цветаева здесь характеризует «себя». Выделите их. Как мы расшифруем каждое из них?

Почему «слепец»? Разве это может быть соотнесено, что поэт видит больше других, как, если он слеп?

(все значения записываются на доске и «расшифровки» тоже)

Что означает «пасынок»? Почему она называет себя пасынком?



Певчая? Птица – какие ассоциации возникают при упоминании «птицы»?




(если ученики говорят о связи с «Розой и соловьем», сделать акцент на том, что это размышление нужно запомнить для будущего анализа стихотворения «Мука и мука»)










Значит, для Марины Цветаевой поэт – это избранный, тот, кто говорит истину, при этом сам испытывая муку. А «все» - это толпа – где «наичернейший сер», не понимающая поэта, и «мир мер» готов его заклеймить и загубить за то, что он иной, и за то, что он безмерен. Безмерен – это ведь и безграничен (свободен – соотнесение с птицей).

Итак, первый творческий принцип, первая черта поэтического сознания: разделение мира на поэта и всех, отъединенность поэта от толпы, избранность поэта.

Слепец, пасынок, певчая, певец и первенец.





Слепец – это тот, у кого отсутствует физическое зрение, но тем лучше он видит внематериальные сферы. А поэт, как тот, кто проникает в таинственные сферы, как раз и обладает внутренним зрением.

Человек, неродной тем, кто находится вокруг него. Это то же, что и «Вся я – иная», это заявление своей нездешности.

Певчая птица – та, которая воспевает красоту и сама поет красиво. Это ассоциации со свободой, полетом, особой неземной жизнью. Также «певчая» приводит к ассоциации со сказкой О. Уайльда «Роза и соловей». Быть певчей птицей – значит петь, вонзая шип в грудь.

Певец – соотносится и с «певчей», и со значением, которое вкладывается в слово «поэт», так как изначально те, кто сочиняли стихи, были именно певцами.

Первенец – первый в роду, тот, кто наследует лучшее от рода, тот, кто должен это хранить и передавать.













(записывают)

15 минут

Теперь я попрошу вас разделиться на 4 группы. Я выдам каждой группе стихотворение. Прочитайте его, выделите главный творческий «принцип», который заложен в стихотворении, то, что отражает поэтическое сознание.






Второй творческий принцип: раненность, страдание, благодаря которому поэт воспевает красоту и жизнь.





Два творческих принципа: приобщенность поэта к истине;

Разделение высшего мира и земного – знание истинной ценности каждого из этих миров.



Поэт храним высшими силами.





Наполненность жизнью, наполненность стихами. Вдохновение, которое хлещет, как кровь из вен.



(в группах идет обсуждение.

После обсуждения ребята представляют творческий принцип, который они выделили, и доказывают, как он представлен в стихотворении).

«Мука и мука». МукА соотносится со скукой, т.е. с бытовой стороной жизни. Поэт выбирает мУку, страдание, потому что это источник высшей жизни. Поэт должен быть ранен, чтобы он мог петь.



«Я знаю правду!». Приобщенность к истине. «Я знаю правду! Все прежние правды – прочь». Убежденность, что истина может быть одна, и она – во мне. Эта истина – мир и согласие в высшей смысле.

Попытка примирить людей, потому что высшее (вечер, ночь, роса, звезды) важнее того, из-за чего люди могут бороться на земле.

«На плече моем на правом». Поэт, как хранимое высшими силами существо. «Царь казанский». Поэт лишен страха.

«Вскрыла жилы». Постоянная наполненность жизнью, которая больше, обширнее любых мер («всякая тарелка будет мелкой»). Жизнь – стихи.

5 минут

Еще один важный для сознания Цветаевой черта – это желание прожить многогранную жизнь. В Стихотворении «Молитва»:

«Я жажду сразу – всех дорог!

Всего хочу: с душой цыгана
Идти под песни на разбой,
За всех страдать под звук органа
И амазонкой мчаться в бой;

Гадать по звёздам в чёрной башне,
Вести детей вперёд, сквозь тень…
Чтоб был легендой — день вчерашний,
Чтоб был безумьем — каждый день!»

Это жажда абсолюта, желание обладать разнообразным жизненным опытом, принять на себя множество ролей и масок проявляется и в том, как часто Цветаева берет разных героинь. Среди них оказываются Анжелика, Марина Мнишек, Лилит и т.д.


10 минут

Обратимся к стихотворению «Моим стихам». Мы послушаем его в исполнении Алисы Фрейндлих.

(аудиозапись «Моим стихам, написанным так рано», исполняет Алиса Фрейндлих)

«Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд» - это поэтическое прозрение или осуществившееся желание?

Ни один из этих факторов не мог быть сам по себе. Поэтому скорее всего сознание своих творческих сил вело к желанию, чтобы их признали, услышали то, что говорит поэт. А это и привело к тому, что эта фраза стала пророчеством.

Как вам кажется, в самой этой фразе заключено желание быть услышанной?





А как можно быть избранным поэтом, который отъединен от толпы, и при этом быть услышанным и понятым? Разве такое возможно.

В поэте всегда заключены две ипостаси, в поэте-женщине – три: женщина, человек и творец. Женщина и человек хотят признания, любви и понимания, а поэт открывает истины, который не каждый может понять и которые не согласуются с простым человеческим существованием. В этом противоречивость и, возможно, даже трагедия Поэта, которые может снять только время.

(финальное прослушивание стихотворения «На трудных тропах бытия» в исполнении Алисы Фрейндлих)










Это могла быть адекватная оценка своих поэтических сил, ведь очень во многих стихотворениях и эссе она прямо говорит о своем поэтическом даре и своей обособленности.








Да. Ведь если настанет свой черед «как драгоценным винам», значит, она ставит истины, открываемые своими словами на высокий уровень, а значит, они достойны того, чтобы быть услышанными.

Только во времени.


Домашнее задание:

  1. Прочитать эссе Дмитрия Воденникова (из пособия «Литературная матрица») и написать эссе-ответ.

  2. Прочитать эссе Марины Цветаевой «Мой Пушкин». Написать эссе на тему «Моя Цветаева».

  3. Проанализировать одно из стихотворений Марины Цветаевой на выбор, учитывая особенности ее поэтического сознания.

  4. Нарисовать иллюстрацию-ассоциацию к одному из стихотворений Марины Цветаевой на выбор.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!