СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Значение опорно-двигательной системы. Свойства, состав, строение и соединение костей"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по Опорно-двигательной системе

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Значение опорно-двигательной системы. Свойства, состав, строение и соединение костей"»

Конспект урока

Тема урока: «Значение опорно-двигательной системы. Свойства, состав, строение и соединение костей»

Цель урока: раскрыть основные функции ОДС, сформировать знания о строении и свойствах костей, их химическом составе, о типах соединения костей, об особенностях их роста в длину и толщину, показать взаимосвязь строения костей и выполняемых ими функций.

Задачи:

Образовательные : - раскрыть значение ОДС в организме человека, сформировать представление о строении костей, их составе, свойствах и росте.

-развивать умение устанавливать взаимосвязь между строением и функцией.

Воспитательная - формирование убеждения учащихся в теоретической и практической значимости биологических знаний.

Развивающая - умение работать со схемами, таблицами.

Оборудование:

Тип и вид урока: комбинированный, эталонный

Ход урока:

Методы, приемы, средства

Ход урока





Вводная беседа


Запись числа и темы урока в тетрадь















Запись в тетрадь







I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Я рада вас всех видеть на уроке. Кто у нас сегодня отсутствует?

II.Изучение нового материала.

Тема нашего урока «Значение опорно-двигательной системы. Свойства, состав, строение и соединение костей».

Давайте попробуем вместе с вами сформулировать цель нашего урока из темы.

Цель - раскрыть основные функции ОДС, сформировать знания о строении и свойствах костей, их химическом составе, о типах соединения костей, об особенностях их роста в длину и толщину, показать взаимосвязь строения костей и выполняемых ими функций.

Значение ОДС

Французский писатель и философ Вольтер заметил, что «движение – это жизнь» люди двигаются осознано уже на 4 месяце после рождения. Все движения нашего организма обеспечивает ОДС.

Давайте разберемся, из чего же состоит ОДС?


ОДС



Костный аппарат     Мышечный аппарат        Соединительная ткань  Кости черепа, мышцы (около 600) хрящи, связки,

туловища, сухожилия

конечностей


пассивный орган     активный орган движения

движения    


Опорно-двигательная система выполняет несколько функций.

  1. Одной из главных функций является – опорная.

  2. Определяет размер и форму тела, позволяет сохранять вертикальное положение.

  3. Защищает внутренние органы, такие как легкие, сердце, мозг, кишечник и т.д.

  4. В костях содержится основной запас минеральных солей, поэтому костный аппарат принимает участие в минеральном обмене.

  5. В костях находится красный костный мозг, участвующий в процессах кроветворения.

  6. Мышцы участвуют в движении.

Свойства костей

Чем же объяснить высокую прочность скелета при относительной его легкости?

Наши кости обладают такими свойствами как прочность, твердость и гибкость. Это можно объяснить строением костной ткани в сочетании с ее химическим составом.

Химический состав костей

Живая кость состоит из воды, органических соединений и минеральных веществ, таких как фосфор, кальций, магний.

Если растворить минеральную часть с помощью кислоты, то кость будет мягкой и эластичной. А если кость лишить органических веществ, то она станет хрупкой. Сочетание неорганического и органического компонентов делают кости упругими и прочными.

У детей в костной ткани преобладают органические вещества, поэтому их скелет гибкий, эластичный, легко деформируется, искривляется при длительной нагрузке и неправильном положении тела. С возрастом содержание минеральных веществ в костях увеличивается, отчего кости становятся хрупкими и чаще ломаются.

Может кто-нибудь из вас ломал руку или ногу? Быстро ли ваша кость восстанавливалась?

Переломы случаются, когда в организме не хватает неорганических веществ.

Что же нам нужно употреблять в пищу, чтобы увеличить запас минеральных веществ в организме?

Строение костей

Ребята, какие группы тканей вы знаете?

Ответ. Эпителиальная, мышечная, нервная, соединительная.

К какой группе относится костная ткань?

Ответ. К соединительной

Каковы характерные особенности соединительной ткани?

Ответ. Наличие хорошо развитого межклеточного вещества, определяющего механические свойства ткани.

Кости скелета человека образованы костной тканью — разновидностью соединительной ткани. Костная ткань построена из костных клеток и межклеточного вещества и имеет у человека пластинчатое строение

У каждой кости выделяют компактное (плотное) и губчатое вещество. Их количественное соотношение и распределение зависит от места кости в скелете и от ее функции. В плотном веществе костные пластинки имеют цилиндрическую форму, они как бы вставлены одна в другую.

Как вы думаете, какое значение имеет такое расположение костных пластинок?

Ответ. Обеспечивает костям большую прочность и легкость.

Губчатое вещество образовано множеством костных пластинок, которые располагаются по направлениям наибольшей нагрузки.

Тело длинных трубчатых костей построено из компактного вещества. В эпифизах костей между пластинками губчатого вещества находится красный костный мозг. В нем образуются клетки крови. Полости длинных трубчатых костей заполнены желтым костным мозгом, в котором содержатся жировые клетки.

Снаружи каждая кость покрыта тонкой соединительнотканной оболочкой – надкостницей. В надкостнице проходят сосуды и нервы. Надкостница принимает участие в питании кости и образовании новой костной ткани.

Типы костей

В нашем скелете встречаются кости различной формы и величины. И выделяют три типа костей: трубчатые, губчатые и плоские.

Трубчатая кость состоит из тела и двух головок. Именно с помощью этих костей мы с вами передвигаемся или поднимаем тяжести.

Губчатая кость покрыта тонким слоем компактного вещества, под которым располагается губчатое вещество. Эти кости выполняют защитную и опорную функции.

Строение плоской кости совершенно иное. Она состоит из из двух слоев компактного вещества, между которыми располагаются пластинки губчатого вещества. Они кости образуют стенки полостей, содержащих внутренние органы.

Рост кости.

Наши кости могут нарастать в длину и толщину. Примерно к 25 годам жизни у нас формируется скелет, и кости прекращают свой рост. Именно надкостница обеспечивает нарастание кости в толщину и её срастание при переломе. Рост в длину происходит за счет деления хрящевой ткани в зонах роста, находящихся вблизи концов трубчатых костей. А рост в толщину происходит за счет надкостницы.

Соединение костей.

Отдельные кости скелета человека соединены между собой. Способ соединения костей зависит от их функций.

Существуют три типа соединения костей: неподвижное, полуподвижное и подвижное.

Неподвижные соединения костей имеются между костями черепа, таза. Между соединяющимися костями расположена тонкая прослойка соединительной ткани или хряща. Движения отсутствуют или крайне ограничены.

Полуподвижные соединения имеются между телами позвонков позвоночного столба, между берцовыми костями голени. Небольшая подвижность этих соединений достигается при помощи хрящевых пластинок и упругих связок.

Подвижные соединения костей – суставы. Суставы позволяют человеку производить различные движения.

Сустав образуется концами соединяющихся костей, заключенными в суставную сумку. Концы костей покрыты гладким эластичным хрящом, наличие которого обеспечивает упругость сустава и облегчает движение. Уменьшению трения способствует и выделяемая внутренней поверхностью суставной сумки специальная суставная жидкость, которая действует как смазка. Форма соединяющихся костей позволяет выполнять определенные виды движений. Снаружи сумки, а иногда и внутри сустав укреплен связками. Движение в суставах осуществляется мышцами. 

Работа с учебником



















III. Работа по глубокому осмыслению нового материала.

Пользуясь текстом учебника вам предстоит заполнить небольшую таблицу по типам костей.

Тип кости

Состав

Функция

Примеры

Трубчатая

Тело и две головки

Передвижение в пространстве, поднятие тяжестей

Кости конечностей

Губчатая

Тонкий слой компактного вещества, под ним – губчатое вещество

Функция опоры и защиты

Ребра, позвонки, грудина, кости запястья и предплюсны

Плоская

Два слоя компактного вещества и между ними губчатое вещество

Образование стенок полостей, содержащих внутренние органы

Тазовая кость, лопатка, кости мозгового черепа

Давайте договоримся, что каждый будет заполнять таблицу самостоятельно, и не будет мешать соседу.

Опрос по таблице.

Давай проверим, как вы справились с этим заданием. Называем тип кости и идем по горизонтали, т.е. строение, функция и потом примеры.


Опрос класса

IV. Общий контроль за качеством усвоения новой темы

1)Каково значение ОДС?

2)Из чего состоит ОДС?

3) Какие особенности в составе и строении костей обеспечивают им высокую прочность при относительной легкости?

4) От чего зависит рост костей?

5)Обоснуйте утверждение: "Тип соединения костей зависит от выполняемых ими функций".

6) Ребята, какие выводы вы сделали из нашего урока?

7) А сейчас пускай каждый подумает минутку и ответит сам себе на вопрос: «Что нового и важного я узнал для себя?».

Всем пришел в голову ответ на этот вопрос? Надеюсь, что у всех положительный ответ на поставленный вопрос, и вы узнали что-то интересное и важное для себя. Тогда наш урок не прошел зря.

Задание на дом

Запишите задание на дом – стр. 142-143 пункт «Значение опорно-двигательного аппарата», §35

Всем спасибо за урок. Урок окончен.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!