СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме урока: «Политика ПавлаI в области внешней политики». Класс:8

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Одним из первых шагов во внешней политике Павла стал отказ от участия в войнах против революционной Франции. Некоторые восприняли это как отказ от линии Екатерины II, как это было и во всех других вопросах. Другие посчитали, что Павел старался воплотить в жизнь с вою мечту о ведении лишь «оборонительных» войн.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме урока: «Политика ПавлаI в области внешней политики». Класс:8»

Конспект урока по теме урока: «Политика ПавлаI в области внешней политики».

Класс:8

Цель: познакомить учащихся с личностью императора, охарактеризовать внешнюю политику Павла I, выяснить причины дворцового переворота 1801 года и его сущность.

Задачи: познакомить учащихся с личностью Павла I, сформировать представление о характере внешней политики Павла I; расширить исторический кругозор с помощью изучаемой темы, развивать умение анализировать факты и делать выводы; воспитывать интерес и уважение к истории Отечества.

Основные понятия: оборонительная война, мальтийский орден.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Оборудование: учебник, проектор, компьютер, презентация или видеоурок, карта “Российская империя в 18 веке”,

Ход урока

  1. Орг. момент.

  2. Актуализация изученного.

  3. Изучение новой темы.

План

1. Выбор внешнеполитического курса.

2. Покровительство Мальтийскому ордену.

3. Итальянской и Швейцарский походы.

4. Союз с Наполеоном.

5. Индийский поход.

6. Заговор 11 марта 1801 г.


Беседа с классом.

- Вспомните и назовите основные направления внешней политики России при Екатерине II.

- Попробуйте предположить основные направления внешней политики Павла I.


Рассказ учителя.

Одним из первых шагов во внешней политике Павла стал отказ от участия в войнах против революционной Франции. Некоторые восприняли это как отказ от линии Екатерины II, как это было и во всех других вопросах. Другие посчитали, что Павел старался воплотить в жизнь с вою мечту о ведении лишь «оборонительных» войн.

В специальной ноте европейским державам он велел сообщить о том. Что «Россия с 1756 года, будучи в беспрерывной войне есть… единственная в свете держава, которая находилась 40 лет в несчастном состоянии истощать свое население» и потому заявил о невмешательстве в дела революционной Франции.

Однако давление союзников и ближайшего окружения вскоре заставило Павла вернуться к прежней Линии.


Самостоятельная работа.

Познакомьтесь с текстом учебника п.2

- Расскажите о взаимоотношениях России и Мальтийского ордена.

- Как могли оценить дворяне и церковь взятие Павлом I под покровительство Мальтийского ордена.


Работа в парах (письменно).

Познакомьтесь с текстом учебника п. 3

- Определите и выпишите в тетрадь цель русской армии в итальянском и швейцарском походах.

- Перечислите итоги данных походов для России и ее союзников.


Самостоятельная работа.

Познакомьтесь с текстом учебника п. 4,

- Расскажите о союзе Павла I с Наполеоном.

- Согласны ли вы с мнением, что союз Англии и Франции был неизбежен?


Письменная работа.

Познакомьтесь с текстом учебника п. 5

- Письменно ответьте на вопрос: «В чем заключались экономические и политические цели индийского похода для России?».

Особенности внешней политики Павла I 

Внешняя политика, проводимая Павлом I, также была очень противоречивой. В начале собственного правления он сформулировал заявление о нейтралитете по отношению к революционной Франции. Вместе с тем, когда в 1798 году Наполеоном был захвачен остров Мальта, а сам он высадился в Египте, ситуация была изменена: Турция объявила войну Франции, а также запросила помощи у России.

 Павлом I было принято решение участвовать в войне с Францией, также он присоединился к антифранцузской коалиции, участниками которой были Австрия, Англия, Турция и Неаполитанское королевство. 

Русский форт, чьим командованием занимался адмирал Ф. Ф. Ушаков, взял курс на Средиземное море, для того, чтобы изгонять французов с Ионических островов. Эта цель была с блеском реализована, а взятие крепости на острове Корфу в историческом ракурсе стало одним из самых знаменитых морских боев. 

Ионические острова пополнились новой республикой Семи Соединенных Островов, которая находилась под протекцией России. 

Благодаря итальянскому (апрель-август 1799 года) и швейцарскому (сентябрь-октябрь 1799 года) походов А. В. Суворова была показана вся сила и мощь русской армии, что привело к освобождению Северной Италии от французов, а также к выявлению не боеспособности войск Австрии и предательской политики ее правительства. 

По Венскому приказу, фактически, войска Австрии бросили своих союзников из России, благодаря чему, А. В. Суворову пришлось сделать свой легендарный переход через Альпы с целью спасения корпуса А. М. Римского-Корсакова от окружения. 

Павел I был сильно возмущен действиями Англии и Австрии, из-за чего согласился на сближение с Францией, тем более, что немалые усилия як этому были приложены дипломатами Наполеона. 

В 1800 году русско-французские отношения были восстановлены и был подписан мирный договор. Петр I получил предложение от Наполеона о разделении сферы влияния в Европе: для Франции освобождалась свобода действий в Западной Европе, для России – в области Балкан. После этого, Наполеоном было предложено проведение ослабления позиции Англии с помощью лишения ее Индии – главного колониального источника доходов. Павел I принял этот план. 

Результатом стало направление казачьих полков на завоевание британской части Индии. Это стало причиной разрыва русско-английских отношений, а также прекращения торговых отношений с Англией, которая в то время являлась важнейшим торговым партнером России. 

В период правления Павла I началось освоение северо-американских территорий, принадлежавших России. На Аляске создавались постоянные русские поселения. В 1799 году была учреждена Русско-американская компания – самая крупная экономическая организация России, которая занималась колониальной торговлей.

Противоречивость и непредсказуемость политики Павла I, а также страх и неуверенность ближайшего окружения царя и высших сановников за свое будущее стали причиной формирования политического заговора, чьими ориентирами стали: адмирал И. Рибас, генерал-губернатор Петербурга граф П. А. Пален, генералы Л. Л. Беннигсен и П. А. Талызин, братья П. А. и В. А. Зубобы и другие. О заговоре был также проинформирован и Александр – наследник престола. 

Ночью с 11 на 12 марта 1801 года заговорщики попали в резиденцию Павла I – Михайловский замок и убили императора. Этот дворцовый переворот стал последним в истории России. 12 марта 1801 года манифест о смерти Павла I был обнародован, также было оглашено о вступлении на престол Александра I – его старшего сына. 

зРассказ учителя. Заговор 11 марта 1801 г.

В конце XVIII века во Франции произошла революция, на волне которой к власти пришел Наполеон Бонапарт, начавший проводить активнейшую внешнюю политику. Павел вступил во вторую антифранцузскую коалицию, где к тому моменту уже находились Англия, Австрия, Турция. Был совершен ряд походов против Франции: Средиземноморский поход Ф. Ф. Ушакова (1798 – 1800), результатом которого стало взятие крепости на острове Корфу; Итальянский и Швейцарский (1799) походы Суворова. В 1800 году Павел резко поменял внешнеполитический курс и заключил союз с Францией (причиной перемены стал конфликт интересов союзников по коалиции).

Такая резкая внешнеполитическая переориентация (вкупе с антидворянской политикой Павла I и отстранением от службы большинства сторонников Екатерины II) окончательно настроила общество против императора. В 1801 году Павел был убит в Михайловском замке, а на престол вступил его сын Александр.

Недовольство внешней политикой Павла лишь усилило раздражение дворянства, и без того считавшего царя самодуром, если не душевнобольным. Заговор против Павла возглавил военный губернатор Петербурга П.А. Пален. В заговоре участвовали последний фаворит Екатерины П.А. Зубов с братьями В.А. и Н.А. Зубовыми, генерал Л.Л. Беннигсен, граф Н.П. Панин, племянник воспитателя Павла Н.И. Панина. О заговоре знал наследник вел. кн. Александр, опасавшийся, что отец лишит его престолонаследия.

В ночь на 12 марта 1801 г. заговорщики, отстранив охрану, проникли в Михайловский замок
и ворвались в покои Павла. Возможно, они договаривались лишь арестовать его, но возникла ссора, кто-то (вероятно, Н.Зубов) ударил Павла золотой табакеркой в висок, остальные душили его шарфом. Официальная версия: император скончался от апоплексического удара

Т.о:Эпоха дворцовых переворотов на этом завершилась. Историки до сих под спорят, сумели ли правители этого периода правильно распорядиться тем внутриполитическим и социальным «наследством», что оставил им Петр Великий.

С одной стороны, система управления (коллегии, Синод) осталась практически неизменной. Лишь Сенат претерпел значительные изменения, превратившись из органа, способного заменять императора, находящегося в отлучке, в высшую судебную инстанцию (начиная с эпохи Екатерины II). Тенденция по укреплению дворянства сохранялась на всем протяжении XVIII века, а Церковь все больше подчинялась государству: сначала в политическом отношении (после учреждения Синода), а затем и в экономическом (после секуляризации земель 1764 года).

С другой стороны, эпоха дворцовых переворотов внесла и свои нововведения в социальную и политическую жизнь страны: в полном противоречии с духом петровских преобразований в области государственного строительства была отменена обязательная служба дворян государству (1762), утратил свою силу петровский Указ «О единонаследии» (1731) по вопросу наследования недвижимого имущества землевладельцами-дворянами, усилилась зависимость самодержцев от придворных и гвардейских группировок. XIX век принесет еще большие изменения в социально-политическую жизнь государства.

Коллективная работа. (Если останется время).

Познакомьтесь с текстом рубрики «Мнение историков».

- Какое, из приведенных в рубрике мнений о Павле I, вам ближе всего? Свой ответ обоснуйте.

  1. Закрепление изученного.

Вопросы на стр.68

  1. Подведение итогов, выставление оценок.

  2. Задание на дом.

Пар. 25, подготовиться к устному опросу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!