Урок № 22
Термическое разложение нерастворимых оснований.
Тип урока: комбинированный
Цель урока: расширить сведения о химических свойствах оснований, сравнить свойства щелочей и нерастворимых оснований; обобщить и систематизировать знания о неорганических веществах; познакомить с основаниями в природе, быту и промышленности.
Задачи урока через планируемые результаты:
предметные формировать систему знаний о основаниях; обеспечивать понимание отличий классов неорганических соединений; обучать выявлению особенностей щелочей и нерастворимых оснований;
метапредметные: ставить учебные цели и задачи исходя из темы урока; выдвигать гиппотизы и проверять их; составлять план эксперимента и оценивать правильность выполнения учебных задач;
личностные: развивать навыки самообразования, саморазвития; формировать мировоззрение на основе знаний об окружающих веществах ; воспитывать целеустремлённость в достижении поставленных целей.
Методы: Проблемное изложение изучаемого материала, частично-поисковый.
Средства обучения: учебник Г.Е Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Химия. 8 класс: М.: Просвещение, 2016.; таблица растворимости, периодическая система, таблица «Химические свойства неорганических веществ», образцы гидроксидов.
Ход урока
1 этап. Организационный.
2 этап. Актуализация и систематизация базовых знаний
Задание 1. Классификация и названия веществ.(более сильные ученики проверяют и корректируют выполнение задания) Приложение 1.
Задание 2. Проговаривание изученных свойств оснований. (работа с таблицей в тетради, один ученик начинает, другой продолжает)
Задание 3. Записать необходимые уравнения получения Ca(OН)2 и Fe (OН)2. Можно ли одним способом получить эти гидроксиды?
3 этап Мотивация, вхождение в тему урока.
Построение проблемного задания: Демонстрация медной пластины, оксида меди и гидроксида меди.
Осуществима ли цепочка превращений: медь оксид меди гидроксид меди.
( частично, из оксида меди одной реакцией гидроксид не получить) А наоборот – из гидроксида оксид меди? (информации не достаточно для ответа, прошу сформулировать затруднение, какой информации недостаточно и составить цели урока и тему)
Формулирую, корректирую тему урока.
4 этап. Ознакомление с новым материалом.
Рассмотрите предложенные уравнения, определите, что общего и сформулируйте, правило, которое можно проиллюстрировать данными уравнениями.
t0
Cu(OH)2 CuO + H2O
Mg(OH)2 = MgO + H2O
Fe(OH)2 = FeO + H2O
2Fe(OH)3 = F2O3 + 3H2O.
Работа с таблицей 10 «Свойства оснований» стр. 143 в учебнике.
Уточнение свойства оснований. Запись в таблицу в тетради: нерастворимые основания при нагревании разлагаются на оксид и воду, а щелочи устойчивы при нагревании ( кроме Ca(OН)2 )
5 этап. Осмысление и усвоение.
Задание 4. Составьте уравнения согласно цепочке превращений:
Составьте уравнения согласно цепочке превращений:
Al Al Cl3 Al (OH)3 Al2O3 Al
6 этап. Рефлексия.
-Проговорить свойства оснований (учащиеся называют по цепочке)
-Какие сложности и вопросы остались? Какие свойства ранее изученных веществ мы повторили? ( Водород отбирает кислород из оксидов металлов, нейтрализации)
7 этап. Домашнее задание.
1)Выучить свойства из таблицы 10 и написать по одному примеру к каждому. (обязательно для всех)
2)Задача. Из представленных реактивов, выберите необходимые для получения гидроксида кальция и гидроксида железа (III) : Al2(SO4) H2 Ca Cl2 Fe PO4 CaO Fe Br3 KOH CO2 O2 Записать все необходимые уравнения. (дополнительное задание)