ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«БРЯНКОВСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС №10»
( ГОУ ЛНР «БРЯНКОВСКИЙ УВК № 10»)
Конспект урока по теме «Светлое Воскресенье Христово»
Выполнила:
учитель начальных классов Мисниченко Т.В.
2022
Конспект урока по теме «Светлое Воскресенье Христово.»
Цели:
- сформировать у обучающихся представление о христианском празднике Пасхе, значении этого праздника в жизни православного человека
- развивать духовные качества личности ребенка через знакомство с историей празднования Светлого Воскресения Христова.
Задачи:
1.Образовательные:
-познакомить обучающихся с историей возникновения праздника Пасхи, традициями и обычаями праздника, играми.
2.Развивающие:
- расширять кругозор обучающихся;
-развивать творческую фантазию.
3. Воспитательные:
-воспитывать у обучающихся чувство уважения к традициям христианской православной культуры;
-прививать интерес к декоративно-прикладному творчеству.
Ход мероприятия:
1.Организационный момент.
Наше мероприятие посвящено одному из православных праздников. А вот какому празднику, вы узнаете, когда прослушайте стихотворение
Все лица радостью сияют,
Сердца свободны от страстей…
Так чудодейственно влияют
Слова святые на людей!..
Христос Воскрес!..
О миг священный!..
О чудо, выше всех чудес,
Какие были во вселенной!..
Христос Воскрес!
Христос Воскрес!
2.Сообщение темы внеклассного мероприятия.
Учитель: - Ребята! Вы прослушали стихотворение и, конечно же, догадались, о чём идёт речь. О каком празднике говорится в стихотворении? (ответы детей) Вот такими ликующими чувствами в начале 20 века поэт – романтик Константин Фофанов встречал этот праздник, а вместе с ним и весь крещёный мир. (Слайд 1)
3.Знакомство с новым материалом (Слайд 2)
Учитель: Ребята! Кто из вас может объяснить значение слова «Пасха»? (ответы детей) Слово «Пасха» уходит своими корнями к древнееврейскому слову «passah» (пейсах). Значение этого слова – «исход», «избавление», «освобождение» и «проходить».
- Может быть, кто-нибудь из вас знает или предполагает, почему именно этим словом назван праздник? (ответы детей)
-Сейчас я расскажу вам, как всё начиналось.
Вначале, Пасхой был назван еврейский праздник и связан он был с исходом израильтян из Египта, об избавлении израильского народа от мучительного и непосильного рабства. В одной из древних легенд говорится: «Египетский фараон не хотел отпускать израильтян из Египта в пустыню. И господь явил последнюю и очень тяжкую казнь для египтян – смерть первенцев- от простых смертных до первенца фараона и всего первородного скота. А всему израильскому народу Господь дал указание заколоть ягнёнка, а кровью его намазать косяки и перекладины дверей своих домов. И только благодаря этому знаку ангел, который умертвил младенцев, прошёл мимо домов евреев, не тронув никого, и таким образом дал им возможность покинуть Египет»
Учитель: - Ребята, скажите, пожалуйста, может быть кто-то из вас знает, когда было заложено начало пасхальной традиции? (ответы детей)
Учитель: Я вам вкратце расскажу. Начало пасхальной традиции было заложено очень давно, ещё в 325 году, когда в Никее проходил I Вселенский собор. На этом соборе и было определено время празднования Пасхи, а именно после весеннего равноденствия и следовавшего за ним полнолуния, в пределах от 22марта до 8 мая (Слайд 3)
Христианская Пасха произошла от греческого слова «пейсах» и означает «страдать».
Учитель: Ребята, а вам не кажется странным: говорим о празднике и тут же «надо страдать». Как вы думаете, почему? (ответы детей).
Учитель: Христос страдал, прежде чем воскреснуть. Уже в 5 веке в христианском календаре Пасха стала радостным праздником. И этот праздник стали ещё называть Воскресением Христовым. Сын Божий Иисус был распят на кресте за людские грехи в пятницу. На Иисуса надели багряницу и терновый венок из колючек, бичевали его. (Слайд 4)
-Давайте посмотрим по словарю значение слова «багряница» (чтение по словарю одним из учащихся).
Учитель: - На Голгофе Христа распяли вместе с двумя разбойниками. «В 12 часов дня тьма объяла землю и произошло землетрясение. Тело Христа сняли с креста, обвили пеленами, и гроб с его телом поместили в пещеру. В Великую субботу сошёл Благодатный огонь на гроб Господень, который ознаменовал воскресение Христа. На третий день после смерти, в воскресенье, к пещере, в которой был погребён Иисус Христос, пришла Мария Магдалина с драгоценным маслом, чтобы омыть израненное тело, но увидела, что пещера пуста. Она была первой, увидевшей воскресшего Иисусу Христа. Он - жил, воскрес. Ангел Господень велел рассказать всем ученикам об этом событии». (Слайд 5)
С тех пор мы все знаем, что наша душа бессмертна, а произошло это всё именно на Пасху и православные люди стали праздновать Светлое Воскресение. Также , с тех пор, повелось называть седьмой день недели – «воскресение». Наш православный народ связывает этот праздник с весной, с расцветом чего-то доброго, радостного, с надеждой на лучшее будущее. У православных людей этот праздник является самым большим и главным праздником, отмечаемым как день чудесного воскресения из мертвых Иисуса Христа. Он празднуется дольше других праздников по времени-целую неделю.
Учитель:-Кто из вас, ребята, скажет, а что же делают в этот праздник? (ответы детей) (Слайд 6)
Учитель:-Да, действительно, в пасхальное воскресенье люди ходят в церковь. В церкви батюшка освещает куличи, крашеные яйца и потом вся семья собирается за праздничным столом и все угощаются пасхальными куличами.
-Ребята, а кто из вас знает, что же означает слово «кулич»? (Слайд 7)
-Давайте посмотрим по словарю значение этого слова (чтение по словарю одним из учащихся).
Учитель: -И в этот день, а также и следующие 40 дней, принято поздравлять друг друга, целовать и говорить такие слова: «Христос воскрес» и в ответ слышат «Воистину воскрес!»
-Но у этих слов тоже есть своя история.
-Почему же так говорят?
- Кто из вас знает эту историю? (ответы детей) (Слайд 8)
Учитель: Тогда слушайте. У иудеев был древний обычай: в дни торжества преподносить различные дары императору, священным лицам, старейшинам. Люди состоятельные приносили в дар золото, драгоценности, а неимущие приносили яйца домашней птицы. Именно этот древний обычай выполнила на Пасху Мария Магдалина, придя к римскому императору Тиберию с благой (доброй) вестью и сказав: «Христос воскрес!» и подарила Тиберию куриное яйцо. А император, не поверив словам Марии Магдалины, сказал, что скорее яйцо станет красным, чем он поверит во всё это. И представьте себе, что на глазах у изумлённых людей белое куриное яйцо стало красным. Когда же император увидел, что произошло, он воскликнул «Воистину воскрес!»
- С тех далёких времён и возникла традиция красить яйца в красный цвет и приветствовать друг друга такими словами, даря друг другу «пасхальные яички». А мы почему это делаем? (ответы детей) (Слайд 9)
Мы это делаем, видимо потому, что обычное яйцо напоминает нам о воскресении из мёртвых. Яйцо-символ Пасхи, символ возрождения, символ новой жизни В народе раньше говорили так: «Дорого яичко к «Христову дню»
-В наше время яички раскрашивают в разные яркие цвета и называют их- «крашенки» или, если наносят какой-то рисунок, то называют «писанки». Есть и те, кто покрывает яйца воском. Красят их, а затем иголкой выцарапывают на яйцах красивые и разнообразные узоры. Вот такие яйца называют «крапанки».
-Я сейчас предлагаю вам всем тоже разукрасить яйца-раскраски. У вас на партах лежат листочки с изображением пасхальных яиц. Приступайте к работе! (Дети разукрашивают яйца)
- Итак, как вы знаете, ни один праздник не обходится без игр. На Пасху тоже играли в различные игры. С некоторыми из них я вас сейчас познакомлю.
4. Физминутка. (Слайд 10) Игра «Катись, катись, яичко» (дети встают в круг, водящий отдаёт одно яйцо ребёнку в кругу. Со словами:
«Катись, катись яичко
По нашему кружочку
Найди, найди яичко
Для себя дружочка»
Дети передают яйцо по кругу в любую сторону. С последними словами передача яиц по кругу прекращается.
Дети любят играть в игры. А какие пасхальные игры вы знаете?
-Дети любят играть с крашеными яйцами. Была ещё одна игра «Найди яйцо». В укромных местах прячут пасхальные яйца (могут быть сладости в ярких коробочках, маленькие игрушки). Затем начинается поиск «кладов». Кто быстрее находил их, и больше других, тот и был победителем. На Пасху вы можете провести такую игру с близкими вам людьми.
1 игра. Яйца стукают друг об друга. Если яичко осталось целым, и не треснуло, то тот и победитель.
2 игра. Яйца катают с горки. Победитель тот, у кого дальше укатится яйцо.
3 игра. Яйца раскручивают на столе. Выигрывает тот, у кого яйцо дольше крутится. (Слайд 11, 12,13) (Дети играют в игры, затем можно поменяться друг с другом и поиграть в игру другой группы)
6.Творческая работа
Учитель:- Ребята, как вы уже сказали, куличи, творожная пасха и крашеные пасхальные яйца - вот основные приметы праздника Пасхи.
Учитель:- Обратите внимание на то, как старались украсить куличи, яйца к празднику. Их стараются окрасить в яркие, сочные цвета.
- Сегодня мы с вами попробуем украсить яйца в технике «Декупаж». (Слайд 14) Я думаю, что у вас у всех сейчас отличное настроение, и вы передадите его в своей работе, а я просто уверена, что ваши работы будут радовать глаз и порадуют тех, кому вы их подарите.
Творческая работа детей –ребята украшают яйца в технике «Декупаж». (Выставка работ)
Учитель: - Ещё был такой обычай: чтобы заручиться на целый год «поддержкой свыше», разрешалось в эти дни почти всем желающим ударить в церковный колокол, кто звонче - на счастье и удачу! По всей деревне раздавался колокольный звон. Я вам предлагаю тоже позвонить в свои колокольчики, которые находятся у вас на столах. (дети звонят в колокольчики) (Слайд 15)
7. Подведение итогов.
- Что нового вы сегодня узнали?
- Почему Пасха – самый радостный праздник для православных? (ответы детей)
8. Рефлексия.
Учитель: С каким настроением мы завершаем наше мероприятие? (ответы детей)
9. Заключительная часть. (Слайд 16)
Ребята, вы знаете, что ежегодно мы участвуем в конкурсе «Пасхальный Благовест» и я предлагаю сделать пасхальную поделку или пасхальную открытку из любого материала для этого конкурса.
Учитель: В завершении нашего мероприятия, я хочу напомнить вам, что мы должны проявлять любовь, милосердие и сострадание не только к людям, но и ко всем созданиям божьим. Я вам желаю, чтобы ваша душа и ваши помыслы всегда были светлыми и чистыми.
Используемая литература.
1.Методическое пособие «Основы православной культуры».
2.Учебник «Основы православной культуры», автор А Кураев.
3.Словарь религиозных терминов. Электронная версия.
Интернет ресурсы.
1.картинки
- semya-rastet.ru
- kopilochka.net.ru
- klintsy.ru
- listeru.tk
- boombob.ru
- picpool.ru