СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: «Существование и единственность перпендикуляра к прямой»

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: «Существование и единственность перпендикуляра к прямой»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Антоньевская средняя общеобразовательная школа»

Петропавловского района Алтайского края










Конспект урока

по теме: «Существование и единственность перпендикуляра к прямой»










Алехина Олеся Николаевна

учитель математики
















2021 год


Схема конспекта урока

Класс - 7

Тема урока «Существование и единственность перпендикуляра к прямой»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке: Геометрия 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.В.Погорелов – М.: Просвещение, 2014./ карточки для практической работы.

1. Организационный момент

• Цели этапа:

-организация готовности класса к работе на уроке;

-настрой всех обучающихся на продуктивную учебную деятельность, предмет и тему урока

•Цели и задачи учителя:

- Проверить готовность учащихся к уроку, организовать их внимание, обеспечить эмоционально –психологическую готовность учащихся к уроку.

• Методы организации работы: приветствие, фиксирование отсутствующих.

.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Приветствуют учителя вставанием, проверяют готовность к уроку, садятся. Дежурный сообщает об отсутствующих.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, садит учащихся, отмечает отсутствующих.

-Будь внимателен, дружок, начинаем мы урок!

Предстоит тебе опять что-то новое узнать!




2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу

Цель данного этапа: контроль правильности и полноты выполнения домашнего задания,

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

-Проверить правильность выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявить пробелы и скорректировать их; обеспечить мотивацию и понимание учащимися целей учебно-познавательной деятельности, актуализировать объект прочного усвоения как исходное знание: повторить основные понятия, выявить проблемную ситуацию.

Критерии данного этапа: точность и правильность выполнения домашнего задания, дозировка выполнения упражнений.

  • Действия педагога в случае, если учащемуся не удается достичь поставленных целей: объяснения и показ правильности выполнения данного упражнения.

  • Метод организации: фронтальная работа по методике направленных и ненаправленных вопросов, индивидуальный подход к каждому учащемуся.

  • Метод мотивирования учебной активности учащихся: создание ситуации успеха.

• Методы и критерии оценивая ответов учащихся: индивидуальный подход, правильность и точность выполнения заданий




Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание






Отвечают на вопросы учителя.



















  1. Катет, лежащий против угла 30°, равен половине гипотенузы.

BC=7,5 см





Отвечают на вопрос







Существование и единственность перпендикуляра к прямой

1.Задает учащимся вопросы по выполнению домашнего задания





2.Устная работа:

Задание:

Решить задачи по готовым чертежам. Найти:

1. (рис. 1)

2. BC (рис.2)









  1. Дайте определение перпендикуляра




  1. Давайте определим тему нашего урока (записывает дату и тему урока на доске)




3. Изучение нового учебного материала.

Цель этапа: Поставить вместе с учениками цель урока. Добиться осмысления (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

  • Цели и задачи, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока:

-Организовать поиск решения учебной проблемы с использованием побуждающего к выдвижению и проверке гипотез диалога.

Формы и методы изложения (представления) нового учебного материала: сообщение темы и цели в виде проблемного задания, использование обыденных аналогий.

  • Формы и методы организации работы: работа в группах, самостоятельная работа, взаимоконтроль;

  • Изложение основных положений нового учебного материала: подводящие упражнения для поставленной цели.

  • Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу: точность и правильность выполнения заданий, получение результата

Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала: метод педагогической поддержки, ситуация успеха

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание




    1. Доказать теорему о существовании и единственности перпендикуляра к прямой

    2. Научиться применять данную теорему при решении задач





Изучить формулировку теоремы

Доказать теорему

Познакомиться с понятием расстояния от точки до прямой














С помощью учебника формулируют теорему.

Теорема 4.6

Из любой точки, не лежащей на данной прямой, можно опустить на эту прямую перпендикуляр, и только один.

Обучающиеся под руководством учителя в тетрадях оформляют теорему:

Дано: a – данная прямая, A – не лежащая на ней точка.

Доказать: 1.Через точку А можно провести прямую, перпендикулярную прямой а

2.Данная прямая единственная.

Доказательство:

  1. Проведем прямую ca.

  2. Через т.А проведем прямую b\\ c.

  3. B-точка пересечения прямой a и b.

  4. Прямая ba, т.к b\\ c и ca.

  5. АВ – перпендикуляр, опущенный из т.А.

  6. Допустим, существует другой перпендикуляр АС. Тогда у треугольника ABC будут два прямых угла. А это, как мы знаем, невозможно.

Чтд



























Расстояние от точки до прямой – длина перпендикуляра, опущенного из данной точки на прямую.


Какую цель вы сегодня поставите перед собой?



Записывает цель на боковую доску





Что нам предстоит сделать для достижения этой цели?








Записывает задачи урока на боковую доску


Учитель дает задание обучающимся сформулировать теорему о существовании и единственности перпендикуляра к прямой.

Исходя из формулировки как думаете, что нам дано, а что необходимо доказать?







Доказательство. Пусть а — данная прямая и А — не лежащая на ней точка(рис. 3). Проведем через какую-нибудь точку прямой а перпендикулярную прямую. А теперь проведем через точку А параллельную ей прямую b. Она будет перпендикулярна прямой а, так как прямая а, будучи перпендикулярна одной из параллельных прямых, перпендикулярна и другой. Отрезок АВ прямой b и есть перпендикуляр, проведенный из точки А к прямой а.

Докажем единственность перпендикуляра АВ. Допустим, существует другой перпендикуляр АС. Тогда у треугольника ABC будут два прямых угла. А это, как мы знаем, невозможно. Теорема доказана.




Пользуясь учебником, дайте определение расстояния от точки до прямой.
















4. Физминутка.

Цель и задача этапа: смена деятельности; обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся

Формы и методы: практический, наглядно-иллюстративный.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание












Выполняют задания физминутки, проговаривая их хором под руководством дежурного, повторяя движения:

Один, два, три, четыре, пять,

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже:

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко – легко подышим.


Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочки потянулись

И друг к другу повернулись.

Как пружинки мы присели,

А потом тихонько сели.

Мы хорошо с вами поработали: решили проблему, вставшую перед вами, доказали теорему и, прежде чем перейти к еще одной важной части нашей работы: научиться правильно применять теорему, немного передохнем и наберемся сил для решения этой задачи. .



5. Закрепление учебного материала

• Учебная цель этапа: научиться применять теорему о существовании и единственности перпедикуляра к прямой;

•Цели и задачи, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока:

-Закрепить в памяти учащихся те знания, которые необходимы для самостоятельной работы по данному материалу.

-Добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

-Выработать соответствующие навыки и умения.

• Формы и методы достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся: работа в группах, индивидуальная работа с последующей самопроверкой, активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся. Выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

• Критерии определения степени усвоения учащимися нового учебного материала: правильность и точность записи и выполнения действий.

Пути и методы реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал: проверка учителем результатов, анализ ошибок учителем и учащимися, повторное выполнение задания учащимися, которые не освоили новый учебный материал

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание














Записывают решение на доске и в тетрадях.


АС=1/2АВ, Значит АС=10 см

Ответ: 10 см.














Записывают решение на доске и в тетрадях.


  1. АВ=2*8=16 см

Угол А=180-(90+30)=60

  1. АСД, угол АСД=90, А=60, угол АСД=180-90-60=30.

АД=1/2АС=4 см

  1. ДВ=16-4=12 см

Ответ: 4 см, 12 см.







Решают практическую работу. Обмениваются тетрадями и ставят друг другу оценки.


Выполняем задания по готовым чертежам.

№ 1. Вычислить расстояние от точки А до прямой а.








№ 2. Вычислите длины отрезков, на которые делит гипотенузу высота треугольника.


Практическая работа. Каждый из вас получил карточку с заданием. Решаем самостоятельно, а затем меняемся тетрадями и проверяем друг у друга.


















































Вариант 1

      1. Начертите на клетчатой бумаге с помощью линейки прямоугольный треугольник, у которого катеты равны 3 см и 4 см.

      2. Начертите на клетчатой бумаге (воспользуйтесь линейкой) прямоугольный равнобедренный треугольник вершина прямого угла которого удалена от его гипотенузы на 3 см.


Вариант 2

        1. Начертите на клетчатой бумаге с помощью линейки прямоугольный треугольник, у которого катеты равны между собой, а гипотенуза равна 5 см.

        2. Начертите на клетчатой бумаге (воспользуйтесь линейкой) равнобедренный треугольник, основание которого равно 4 см, а высота проведенная к основанию равна 2,5 см.


5. Подведение итогов. Рефлексия

  • Цели и задачи этапа:

-Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Методы и способы достижения поставленных задач : работа с сигнальными картами

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание










Прикрепляют выбранные значки на стенд.

У каждого из вас на столе лежат три значка- стикера. Те, кто считает, что он справился с поставленной перед собой целью, прикрепите на стенд (*стационарный стенд «Рефлексия на уроке» на стене) зеленый стикер; те, кто , считает, что понял тему, но не до конца, прикрепите желтый; те, кто не достиг цели, выберите красный.

Приложение № 1


6. Задание на дом.

• Цель домашней работы для учащихся:

-Отработка теоремы для дальнейшего использования

  • Цель учителя:

-Обеспечить в ходе выполнения домашнего задания повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания.

• Критерии успешного выполнения домашнего задания: правильность и полнота выполнения заданий.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание












Записывают домашнее задание

Сообщает учащимся о домашнем задании, разъясняет методику его выполнения, мотивирует необходимость и обязательность выполнения задания для последующей работы.

Учебник: п. 36, контрольные вопросы 18-20

Стр. 54 № 51





Приложение №1.

Работа с сигнальными карточками.

Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне на уроке было достаточно комфортно.

Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Ответить на задаваемые вопросы на уроке я был не готов.





Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке


Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил несколько заданий. Мне на уроке было достаточно комфортно.




Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Ответить на задаваемые вопросы на уроке я был не готов.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!