Способы решения показательных уравнений.
Тип урока: Комбинированный урок.
Цели урока : 1.Обучающая: формирование навыков решения
показательных уравнений различными способами;
2.Развивающая: - способствовать развитию у обучающихся элементов творческой деятельности, как качество мышления (интуиции), пространственное мышление, память, внимание;
-формировать у обучающихся умение делать выводы, в том числе по аналогии.
3.Воспитательная: - способствовать воспитанию
организованности, привычки к систематическому
труду, формированию эстетических навыков
при оформлении записей.
План урока.
Организационный момент. (1-2 мин)
Основная часть: (40 мин)
2.1 Проверка домашнего задания. (3-5мин)
2.2. Подготовка к изучению нового материала.
2.3. Изучение нового материала. (10-15 м)
2.4. Закрепление изученного материала. (9-10 мин)
Проверка усвоения нового материала. (10 мин)
Заключительная часть. (2-3мин)
Средства обучения: таблицы с графиками показательной функции, компьютер, проектор.
46
Ход урока.
2. Основная часть.
2.1.Проверка домашнего задания
Цель: Обобщение и систематизация полученных знаний:
а) Обучающиеся решают у доски: 1. y x =5- x 2. 3-х =-3\х.
б) В это время двое обучающихся записывают на доске свойства показательной функции: 1. у = ах (а1)
2.у = ах (0a
в) Устный опрос:
- Что значит, функция монотонна? (Если функция монотонна, то каждое свое значение она принимает единственный раз)
Что означает, монотонность показательной функции? (Степени с одинаковым положительным, но не равным единице основанием, равны тогда и только тогда, когда их показатели равны)
Подготовка к изучению нового материала.
№ 1. а) 2х =8 б) (1\3)х =81
Левая часть этих уравнений представляет собой монотонную функцию , а правая часть – постоянную, значит, по теореме о корне , уравнения имеет не более одного корня.
Сформулируйте теорему о корне. Если f(x) монотонно возрастает (или убывает) на Р, а- постоянное. число, то уравнение f(x)=а имеет не более одного корня на Р.
Например: 1. 6х =0 – нет корней, так как 6х 0 , для любых х € R.
2. (1\4)х=-1\4 - нет корней, так как (1\4)х0, для любого х€R.
3. 7х=10 -уравнение имеет корень , но пока мы не знаем как он записывается.
Итак, мы рассмотрели уравнение вида ах=b, сколько же корней может иметь это уравнение и от чего это зависит? ( Не более одного корня, это зависит от значений параметра b. Если b≤0, то уравнение не имеет корней, если b0, то уравнение имеет один корень.)
На доске вывешены 3 таблицы, которые предлагаются вниманию учащихся.
у у у
y=ax (0x (0x (0
b y=b (b0)
1 1 1
0 х у=b(b=0)
0 х 0 х
y=b (bb
Уравнение вида ах=b называется простейшим показательным уравнением. Сегодня мы должны выяснить , на чем основан способ его решения и каковы методы решения показательных уравнений, сводящих к простейшему.
Обучающиеся записывают тему урока.
2.3 Изучение нового материала.
-Чтобы решить уравнение ах=b нужно число b представить в виде степени с основанием а, затем воспользоваться монотонностью показательной функции.
- Запишем в тетрадях: ах=b,
ах=ас,
так как функция у= ах монотонна, то из равенства степеней с одинаковым положительным основанием, не равным единице, следует равенство показателей, то есть х =с.
1 способ.
Способ уравнивания оснований. Приведение обеих частей уравнения к общему основанию.
Многие показательные уравнения решаются методом приведения обеих частей уравнения к одинаковому основанию.
№2. а) 4х = 82х-3
- К степени с каким основанием можно привести левую и правую части уравнения? ( К степени с основанием 2.)
Решение:
22х=23(2х-3)
2х=6х-9
х= 2,25
Ответ: 2,25.
б) (все задания под буквой (б) решаются у доски обучающимися )
3х²-6х-2,5 =81√3.
Решение:
3х²-6х-2,5=34 · 31\2
3х²-6х-2.5=34.5
х2-6х-2,5=4,5
х1=7, х2= -1
Ответ: -1; 7
2 способ.
Способ группировки. Вынесение общего множителя за скобки
№3. а) 52х+1- 3·52х-1=550
-Можно ли привести обе части уравнения к степени с одинаковым основанием? (Нет.)
- Можно сгруппировать слагаемые, содержащие степень и вынести общий множитель за скобки.
Решение:
52х ·51-3·52х·5-1=550
52х(5-3*1\5)= 5
52х(22\5)=550
52х=550\22
52х=125
52х=53
2х=3
х=1,5
Ответ: 1,5.
б) 3х-1+3х-2+3х-3=13.
Решение на доске.
3 способ.
Введение новых переменных. Преобразование к квадратному уравнению.
№4. а) 4х+2х-6=0.
Можно ли вынести общий множитель за скобки? ( Нет)
Как можно представить число 4? (22)
Это уравнение можно решить преобразованием к квадратному
уравнению или введением новых переменных.
Решение:
(2х)2+2х-6=0
Пусть 2х=b,b0, так как Е (аt)=R+
b2+b-6=0
b1=2, b2=-3 –не удовлетворяет условию, b0,
2х=2
х=1
Ответ: х=1.
б) 9х+3х+1=4.
Какое выражение нужно заменить другой переменной? (9х=32)
Как поступить со вторым слагаемым? (Разложить на множители, используя свойство степени.)
(Решение на доске).
4способ. Логарифмирование обеих частей уравнения. Применение основного логарифмического тождества.
№5. а) 2х=3х
Можно ли решить это уравнение одним из рассмотренных способов? (Да)
Необходимо помнить , что единицу можно представить в виде степени с любым основанием не равным нулю.
Как получить в одной из частей уравнения единицу? (Разделить обе части уравнения на 2х или 3х.
Почему это деление возможно? ( Так как 3x0; 2х0).
Решение :
2х\3х=1
(2\3)х=1
(2\3)х=(2\3)0
х=0.
Ответ: х=0.
б) 5·7х=7·5х (Решают у доски).
2.4.Закрепление изученного материала.
К доске вызывается обучающийся , при этом способ решения обсуждают совместно и выбирают наиболее рациональный способ решения уравнения.
2х+1 + 3·2х-1 - 5·2х + 6=0;
4·32х - 22х-1 - 32х+1 - 22х=0;
3·52х+1 - 26·5х+5=0.
2.5. Проверка усвоения материала.
Обучающимся предлагается самостоятельная работа дифференцированного характера. Уровень сложности обучающиеся выбирают самостоятельно.
3.Заключительная часть .
Преподаватель еще раз возвращается к способам решения показательных уравнений, обучающиеся называют их . Выставляет отметки. Домашнее задание : № 123(1-6) (Виленкин)