СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме"Способы решения показательных уравнений"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Показаны различные способы решения показактельных уравнений

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме"Способы решения показательных уравнений"»

Способы решения показательных уравнений.

Тип урока: Комбинированный урок.

Цели урока : 1.Обучающая: формирование навыков решения

показательных уравнений различными способами;

2.Развивающая: - способствовать развитию у обучающихся элементов творческой деятельности, как качество мышления (интуиции), пространственное мышление, память, внимание;

-формировать у обучающихся умение делать выводы, в том числе по аналогии.

3.Воспитательная: - способствовать воспитанию

организованности, привычки к систематическому

труду, формированию эстетических навыков

при оформлении записей.

План урока.

  1. Организационный момент. (1-2 мин)

  2. Основная часть: (40 мин)

2.1 Проверка домашнего задания. (3-5мин)

2.2. Подготовка к изучению нового материала.

2.3. Изучение нового материала. (10-15 м)

2.4. Закрепление изученного материала. (9-10 мин)

    1. Проверка усвоения нового материала. (10 мин)

  1. Заключительная часть. (2-3мин)

Средства обучения: таблицы с графиками показательной функции, компьютер, проектор.

46


Ход урока.

2. Основная часть.

2.1.Проверка домашнего задания

Цель: Обобщение и систематизация полученных знаний:

а) Обучающиеся решают у доски: 1. y x =5- x 2. 3 =-3\х.

б) В это время двое обучающихся записывают на доске свойства показательной функции: 1. у = ах (а1)

2.у = ах (0a

в) Устный опрос:

- Что значит, функция монотонна? (Если функция монотонна, то каждое свое значение она принимает единственный раз)

  • Что означает, монотонность показательной функции? (Степени с одинаковым положительным, но не равным единице основанием, равны тогда и только тогда, когда их показатели равны)

    1. Подготовка к изучению нового материала.

№ 1. а) 2х =8 б) (1\3)х =81

Левая часть этих уравнений представляет собой монотонную функцию , а правая часть – постоянную, значит, по теореме о корне , уравнения имеет не более одного корня.

Сформулируйте теорему о корне. Если f(x) монотонно возрастает (или убывает) на Р, а- постоянное. число, то уравнение f(x)=а имеет не более одного корня на Р.

Например: 1. 6х =0 – нет корней, так как 6х 0 , для любых х € R.

2. (1\4)х=-1\4 - нет корней, так как (1\4)х0, для любого х€R.

3. 7х=10 -уравнение имеет корень , но пока мы не знаем как он записывается.

Итак, мы рассмотрели уравнение вида ах=b, сколько же корней может иметь это уравнение и от чего это зависит? ( Не более одного корня, это зависит от значений параметра b. Если b≤0, то уравнение не имеет корней, если b0, то уравнение имеет один корень.)

На доске вывешены 3 таблицы, которые предлагаются вниманию учащихся.

у у у


y=ax (0x (0x (0

b y=b (b0)

1 1 1

0 х у=b(b=0)

0 х 0 х

y=b (bb



Уравнение вида ах=b называется простейшим показательным уравнением. Сегодня мы должны выяснить , на чем основан способ его решения и каковы методы решения показательных уравнений, сводящих к простейшему.

Обучающиеся записывают тему урока.

2.3 Изучение нового материала.

-Чтобы решить уравнение ах=b нужно число b представить в виде степени с основанием а, затем воспользоваться монотонностью показательной функции.

- Запишем в тетрадях: ах=b,

ахс,

так как функция у= ах монотонна, то из равенства степеней с одинаковым положительным основанием, не равным единице, следует равенство показателей, то есть х =с.

1 способ.

Способ уравнивания оснований. Приведение обеих частей уравнения к общему основанию.


Многие показательные уравнения решаются методом приведения обеих частей уравнения к одинаковому основанию.

№2. а) 4х = 82х-3

- К степени с каким основанием можно привести левую и правую части уравнения? ( К степени с основанием 2.)

  • Обоснуйте переход от равенства степеней к равенству показателей? (Степени с одинаковым положительным , не равным единице основанием равны тогда и только тогда , когда равны их показатели.)

Решение:

2=23(2х-3)

2х=6х-9

х= 2,25

Ответ: 2,25.


б) (все задания под буквой (б) решаются у доски обучающимися )

3х²-6х-2,5 =81√3.

  • К степени с каким основанием нужно привести обе части этого уравнения? ( К степени с основанием 3.)

Решение:

3х²-6х-2,5=34 · 31\2

3х²-6х-2.5=34.5

х2-6х-2,5=4,5

х1=7, х2= -1

Ответ: -1; 7

2 способ.

Способ группировки. Вынесение общего множителя за скобки


№3. а) 52х+1- 3·52х-1=550

-Можно ли привести обе части уравнения к степени с одинаковым основанием? (Нет.)

- Можно сгруппировать слагаемые, содержащие степень и вынести общий множитель за скобки.

Решение:

5·51-3·5·5-1=550

5(5-3*1\5)= 5

5(22\5)=550

5=550\22

5=125

5=53

2х=3

х=1,5

Ответ: 1,5.


б) 3х-1+3х-2+3х-3=13.

  • Какой общий множитель нужно вынести за скобки? (3х-3)

Решение на доске.

3 способ.

Введение новых переменных. Преобразование к квадратному уравнению.

№4. а) 4х+2х-6=0.

  • Можно ли вынести общий множитель за скобки? ( Нет)

  • Как можно представить число 4? (22)

  • Это уравнение можно решить преобразованием к квадратному

уравнению или введением новых переменных.

  • Какие значения может принимать переменная b? (b0)

Решение:

(2х)2+2х-6=0

Пусть 2х=b,b0, так как Е (аt)=R+

b2+b-6=0

b1=2, b2=-3 –не удовлетворяет условию, b0,

2х=2

х=1

Ответ: х=1.


б) 9х+3х+1=4.

  • Какое выражение нужно заменить другой переменной? (9х=32)

  • Как поступить со вторым слагаемым? (Разложить на множители, используя свойство степени.)

(Решение на доске).


4способ. Логарифмирование обеих частей уравнения. Применение основного логарифмического тождества.

№5. а) 2х=3х

  • Можно ли решить это уравнение одним из рассмотренных способов? (Да)

  • Необходимо помнить , что единицу можно представить в виде степени с любым основанием не равным нулю.

  • Как получить в одной из частей уравнения единицу? (Разделить обе части уравнения на 2х или 3х.

  • Почему это деление возможно? ( Так как 3x0; 2х0).


Решение :

2х\3х=1

(2\3)х=1

(2\3)х=(2\3)0

х=0.

Ответ: х=0.

б) 5·7х=7·5х (Решают у доски).

2.4.Закрепление изученного материала.

К доске вызывается обучающийся , при этом способ решения обсуждают совместно и выбирают наиболее рациональный способ решения уравнения.

  1. 2х+1 + 3·2х-1 - 5·2х + 6=0;

  2. 4·3- 22х-1 - 32х+1 - 2=0;

  3. 3·52х+1 - 26·5х+5=0.

2.5. Проверка усвоения материала.

Обучающимся предлагается самостоятельная работа дифференцированного характера. Уровень сложности обучающиеся выбирают самостоятельно.

3.Заключительная часть .

Преподаватель еще раз возвращается к способам решения показательных уравнений, обучающиеся называют их . Выставляет отметки. Домашнее задание : № 123(1-6) (Виленкин)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!