Класс – 9(а,б)
Дата --___(А)___(Б)
Тема: «Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания».
Цель работы: сформировать знания о моногибридном скрещивании. Научить оперировать генетическими определениями при решении задач по 1 и 2 законам Менделя. Сформировать знания о дигибридном скрещивании. Научить работать с таблицей Пенетта при решении задач по 3 закону Менделя.
Ход урока
Орг момент
2. Проверка домашнего задания. Решение составленных задач на доске.
Решение задач.
Указание к работе (инструкция):
Задание 1: Познакомьтесь и запишите в тетрадь с учебным материалом:
«Алгоритм решения генетических задач»
Внимательно прочтите уровень задачи.
Сделайте краткую запись условия задачи.
Запишите генотипы и фенотипы скрещиваемых особей.
Определите и запишите типы гамет, которые образуют скрещиваемые особи.
Определите и запишите генотипы и фенотипы полученного от скрещивания потомства.
Проанализируйте результаты скрещивания. Для этого определите количество классов потомства по фенотипу и генотипу и запишите их в виде числового соотношения.
Запишите ответ на вопрос задачи.
Задание 2: По примеру решения и оформления задач самостоятельно решите задачи по карточкам.
Задача. У арбуза зелёная окраска (А) доминирует над полосатой. Определите генотипы и фенотипы F1 и F2, полученных от скрещивания гомозиготных растений, имеющих зелёную и полосатую окраску плодов. Дано: А – зелёная окраска а – полосатая окраска Р ♀АА х ♂аа | Решение: 1. Определяем и записываем генотипы скрещиваемых особей. По условию задачи родительские особи гомозиготны. Их генотип: АА и аа | F1 и F2 - ?_ | 2. Записываем схему скрещивания. Р генотип: ♀АА х ♂аа фенотип зел пол А а G F1 генотип Аа 100% фенотип Зел. Р генотип ♀Аа х ♂Аа фенотип зел зел G А а А а F2 генотип АА Аа Аа аа фенотип зел зел зел пол 25% 25% 25% 25% по фенотипу 3 : 1 по генотипу 1 : 2 : 1 Ответ: F1 Аа 100% зел; F2 АА , Аа, аа |
Задание 3: Познакомьтесь с учебным материалом:
Основные правила, помогающие в решении генетических задач |
Правило 1. Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в их потомстве наблюдается расщепление признаков в соотношении 3 : 1, то эти особи гетерозиготны. (Моногибридное скрещивание при полном доминировании.) Правило 2. Если при скрещивании фенотипически одинаковых (по одной паре признаков) особей в первом поколении гибридов происходит расщепление признака на три фенотипические группы в соотношении 1 : 2 : 1, то это свидетельствует о неполном доминировании и о том, что родительские особи гетерозиготны. (Моногибридное скрещивание при неполном доминировании.) Правило 3. |
Если в результате скрещивания особей, отличающихся друг от друга фенотипически по одной паре признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление по той же паре признаков в соотношении 1 : 1, то одна из родительских особей была гетерозиготна, а другая – гомозиготна по рецессивному признаку. Правило 4. Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении 9 : 3 : 3 : 1, то исходные (данные) особи были дигетерозиготными. (Дигибридное скрещивание.) |
Следующие задачи следует решить самостоятельно, подробно описав ход решения и сформулировав полный ответ.
Задача № 2 У человека аллель длинных ресниц доминирует над аллелем коротких. Женщина с длинными ресницами, у отца которой были короткие ресницы, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами. Какова вероятность рождения в данной семье ребенка с длинными ресницами? Какие генотипы могут быть у детей этой супружеской пары?
Задача № 3. Какое потомство можно ожидать от скрещивания коровы и быка, гетерозиготных по окраске шерсти?
Задача № 4. У морских свинок вихрастая шерсть определяется доминантным геном, а гладкая – рецессивным. Скрещивание двух вихрастых свинок между собой дало 39 особей с вихрастой шерстью и 11 гладкошерстных животных. Сколько среди особей, имеющих доминантный фенотип, должно оказаться гомозиготных по этому признаку? Морская свинка с вихрастой шерстью при скрещивании с особью, обладающей гладкой шерстью, дала в потомстве 28 вихрастых и 26 гладкошерстных потомков. Определите генотипы родителей и потомков.
Задача №5.
Какие типы гамет будет образовывать организм с генотипом
а) АА б) аа в) Аа
Задача №6.
У человека праворукость доминирует над леворукостью, кареглазость над голубоглазостью. Голубоглазый правша женился на кареглазой правше. У них родилось двое детей – кареглазый левша и голубоглазый правша. От второго брака этого же мужчины родилось девять кареглазых детей, оказавшихся правшами. Определите генотипы мужчины и обеих женщин.
Дигибридным называется скрещивание, при котором рассматривается наследование двух альтернативных признаков, кодируемых генами, расположенными в разных парах гомологичных хромосом.
Согласно третьему закону Менделя, при дигибридном скрещивании наследование обоих признаков осуществляется независимо друг от друга, а в потомстве дигетерозигот наблюдается расщепление по фенотипу в пропорции 9:3:3:1 (9 А*В*, 3 ааВ*, 3 А*bb, 1 ааbb, где * в данном случае обозначает, что ген может находиться либо в доминантном, либо в рецессивном состоянии). По генотипу расщепление будет осуществляться в соотношении 4:2:2:2:2:1:1:1:1 (4 АаВb, 2 ААВb, 2 АаВВ, 2 Ааbb, 2 ааВb, 1 ААbb, 1 ААВВ, 1 ааВВ, 1 ааbb).
Для определения фенотипов и генотипов потомства при дигибридном скрещивании удобно пользоваться решеткой Пеннета, для построения которой по вертикальной оси следует отметить гаметы одного родительского организма, а по горизонтальной – другого. В месте пересечения вертикалей и горизонталей записываются генотипы дочерних организмов.
Решетка Пеннета
А –желтая окраска семян (ж),
а – зеленая окраска семян (з),
В – гладкая поверхность семян (г),
b – морщинистая поверхность семян (м).
Гаметы: | ♂ | AB | Ab | aB | ab |
♀ | |
AB | AABB ж. г. | AABb ж. г. | AaBB ж. г. | AaBb ж. г. |
Ab | AABb ж. г. | Aabb ж. м. | AaBb ж. г. | Aabb ж. м. |
aB | AaBB ж. г. | AaBb ж. г. | aaBB з. г. | aaBb з. г. |
ab | AaBb ж. г. | Aabb ж. м. | aaBb з. г. | aabb з. м. |
9 A*B* – желтая гладкая
3 A*bb – желтая морщинистая
3 ааB* – зеленая гладкая
1 aabb – зеленая морщинистая
Тот факт, что признаки наследуются независимо друг от друга, значительно упрощает решение задач на дигибридное скрещивание. Оно сводится к тому, чтобы абстрагироваться от второго признака и два раза решить задачу на моногибридное скрещивание.
Контрольные вопросы:
В чем заключается основное отличие дигибридного скрещивания от моногибридного?
Каковы цитологические основы правила чистоты гамет?
Какое скрещивание называют моногибридным?
Что такое доминирование?
Какой признак называют доминантным, а какой – рецессивным?
Охарактеризуйте с генетический позиций понятия «гомозигоный» и «гетерозигоный» организм.
Сформулируйте закон расщепления. Почему он так называется?
Что такое чистота гамет? На каком явлении основан закон чистоты гамет?
Вывод:Успеху работы Г.Менделя способствовал удачный выбор объекта исследований. Явление, при котором часть гибридов второго поколения несет доминантный признак, а часть – рецессивный, называют расщеплением.. Это расщепление не случайное, а подчиняющееся определенным количественным закономерностям.
Домашнее задание:Решить задачи
У мышей коричневая окраска шерсти доминирует над серой. При скрещивании чистых линий мышей с коричневой окраской с чистыми линиями мышей с серой окраской получили мышей с коричневой шерстью (рис. 2). Каковы генотипы потомства?
У пшеницы ген карликового роста доминантен над геном нормального роста. Определите, какое будет потомство при скрещивании гомозиготной карликовой пшеницы с нормальной пшеницей и какое будет потомство при скрещивании двух гетерозиготных карликовых растений пшеницы.
У человека сложные формы близорукости доминируют над нормальным зрением, карий цвет глаз – над голубым. Кареглазый близорукий мужчина, мать которого имела голубые глаза и нормальное зрение, женился на голубоглазой женщине с нормальным зрением. Какова вероятность в % рождения ребенка с признаками матери?