СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме :"Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме :"Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания"»

Класс – 9(а,б)

Дата --___(А)___(Б)

Тема: «Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания».

Цель работы: сформировать знания о моногибридном скрещивании. Научить оперировать генетическими определениями при решении задач по 1 и 2 законам Менделя. Сформировать знания о дигибридном скрещивании. Научить работать с таблицей Пенетта при решении задач по 3 закону Менделя.

Ход урока

  1. Орг момент

  2. 2. Проверка домашнего задания. Решение составленных задач на доске.

  3. Решение задач.

Указание к работе (инструкция):

Задание 1: Познакомьтесь и запишите в тетрадь с учебным материалом:

«Алгоритм решения генетических задач»

  1. Внимательно прочтите уровень задачи.

  2. Сделайте краткую запись условия задачи.

  3. Запишите генотипы и фенотипы скрещиваемых особей.

  4. Определите и запишите типы гамет, которые образуют скрещиваемые особи.

  5. Определите и запишите генотипы и фенотипы полученного от скрещивания потомства.

  6. Проанализируйте результаты скрещивания. Для этого определите количество классов потомства по фенотипу и генотипу и запишите их в виде числового соотношения.

  7. Запишите ответ на вопрос задачи.


Задание 2: По примеру решения и оформления задач самостоятельно решите задачи по карточкам.

Задача. У арбуза зелёная окраска (А) доминирует над полосатой. Определите генотипы и фенотипы F1 и F2, полученных от скрещивания гомозиготных растений, имеющих зелёную и полосатую окраску плодов.

Дано:

А – зелёная окраска

а – полосатая окраска

Р ♀АА х ♂аа


Решение:

1. Определяем и записываем генотипы скрещиваемых особей. По условию задачи родительские особи гомозиготны. Их генотип: АА и аа

F1 и F2 - ?_

2. Записываем схему скрещивания.

Р генотип: ♀АА х ♂аа

фенотип зел пол

А

а

G


F1 генотип Аа 100%

фенотип Зел.


Р генотип ♀Аа х ♂Аа

фенотип зел зел

G

А

а

А

а


F2 генотип АА Аа Аа аа

фенотип зел зел зел пол

25% 25% 25% 25%

по фенотипу 3 : 1

по генотипу 1 : 2 : 1

Ответ: F1  Аа 100% зел; F2 АА , Аа, аа

Задание 3: Познакомьтесь с учебным материалом:


Основные правила, помогающие в решении генетических задач

Правило 1.

Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в их потомстве наблюдается расщепление признаков в соотношении 3 : 1, то эти особи гетерозиготны. (Моногибридное скрещивание при полном доминировании.)

Правило 2.

Если при скрещивании фенотипически одинаковых (по одной паре признаков) особей в первом поколении гибридов происходит расщепление признака на три фенотипические группы в соотношении 1 : 2 : 1, то это свидетельствует о неполном доминировании и о том, что родительские особи гетерозиготны. (Моногибридное скрещивание при неполном доминировании.)

Правило 3.

Если в результате скрещивания особей, отличающихся друг от друга фенотипически по одной паре признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление по той же паре признаков в соотношении 1 : 1, то одна из родительских особей была гетерозиготна, а другая – гомозиготна по рецессивному признаку.

Правило 4.

Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении 9 : 3 : 3 : 1, то исходные (данные) особи были дигетерозиготными. (Дигибридное скрещивание.)



Следующие задачи следует решить самостоятельно, подробно описав ход решения и сформулировав полный ответ.

Задача № 2 У человека аллель длинных ресниц доминирует над аллелем коротких. Женщина с длинными ресницами, у отца которой были короткие ресницы, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами. Какова вероятность рождения в данной семье ребенка с длинными ресницами? Какие генотипы могут быть у детей этой супружеской пары?

Задача № 3. Какое потомство можно ожидать от скрещивания коровы и быка, гетерозиготных по окраске шерсти?

Задача № 4. У морских свинок вихрастая шерсть определяется доминантным геном, а гладкая – рецессивным. Скрещивание двух вихрастых свинок между собой дало 39 особей с вихрастой шерстью и 11 гладкошерстных животных. Сколько среди особей, имеющих доминантный фенотип, должно оказаться гомозиготных по этому признаку? Морская свинка с вихрастой шерстью при скрещивании с особью, обладающей гладкой шерстью, дала в потомстве 28 вихрастых и 26 гладкошерстных потомков. Определите генотипы родителей и потомков.

Задача №5.


Какие типы гамет будет образовывать организм с генотипом

а) АА б) аа в) Аа

Задача №6.

У человека праворукость доминирует над леворукостью, кареглазость над голубоглазостью. Голубоглазый правша женился на кареглазой правше. У них родилось двое детей – кареглазый левша и голубоглазый правша. От второго брака этого же мужчины родилось девять кареглазых детей, оказавшихся правшами. Определите генотипы мужчины и обеих женщин.

Дигибридным называется скрещивание, при котором рассматривается наследование двух альтернативных признаков, кодируемых генами, расположенными в разных парах гомологичных хромосом.

Согласно третьему закону Менделя, при дигибридном скрещивании наследование обоих признаков осуществляется независимо друг от друга, а в потомстве дигетерозигот наблюдается расщепление по фенотипу в пропорции 9:3:3:1 (9 А*В*, 3 ааВ*, 3 А*bb, 1 ааbb, где * в данном случае обозначает, что ген может находиться либо в доминантном, либо в рецессивном состоянии). По генотипу расщепление будет осуществляться в соотношении 4:2:2:2:2:1:1:1:1 (4 АаВb, 2 ААВb, 2 АаВВ, 2 Ааbb, 2 ааВb, 1 ААbb, 1 ААВВ, 1 ааВВ, 1 ааbb).

Для определения фенотипов и генотипов потомства при дигибридном скрещивании удобно пользоваться решеткой Пеннета, для построения которой по вертикальной оси следует отметить гаметы одного родительского организма, а по горизонтальной – другого. В месте пересечения вертикалей и горизонталей записываются генотипы дочерних организмов.

Решетка Пеннета

А –желтая окраска семян (ж),
а – зеленая окраска семян (з),
В – гладкая поверхность семян (г),
b – морщинистая поверхность семян (м).

Гаметы:

   AB 

   Ab 

   aB 

   ab 

 

 AB

AABB
ж. г.

AABb
ж. г.

AaBB
ж. г.

AaBb
ж. г.

 Ab

AABb
ж. г.

Aabb
ж. м.

AaBb
ж. г.

Aabb
ж. м.

 aB

AaBB
ж. г.

AaBb
ж. г.

aaBB
з. г.

aaBb
з. г.

 ab

AaBb
ж. г.

Aabb
ж. м.

aaBb
з. г.

aabb
з. м.

A*B* – желтая гладкая
A*bb – желтая морщинистая
ааB* – зеленая гладкая
aabb – зеленая морщинистая

Тот факт, что признаки наследуются независимо друг от друга, значительно упрощает решение задач на дигибридное скрещивание. Оно сводится к тому, чтобы абстрагироваться от второго признака и два раза решить задачу на моногибридное скрещивание.

Контрольные вопросы:

  1. В чем заключается основное отличие дигибридного скрещивания от моногибридного?

  2. Каковы цитологические основы правила чистоты гамет?

  3. Какое скрещивание называют моногибридным?

  4. Что такое доминирование?

  5. Какой признак называют доминантным, а какой – рецессивным?

  6. Охарактеризуйте с генетический позиций понятия «гомозигоный» и «гетерозигоный» организм.

  7. Сформулируйте закон расщепления. Почему он так называется?

  8. Что такое чистота гамет? На каком явлении основан закон чистоты гамет?

Вывод:Успеху работы Г.Менделя способствовал удачный выбор объекта исследований. Явление, при котором часть гибридов второго поколения несет доминантный признак, а часть – рецессивный, называют расщеплением.. Это расщепление не случайное, а подчиняющееся определенным количественным закономерностям.

Домашнее задание:Решить задачи

  1. У мышей коричневая окраска шерсти доминирует над серой. При скрещивании чистых линий мышей с коричневой окраской с чистыми линиями мышей с серой окраской получили мышей с коричневой шерстью (рис. 2). Каковы генотипы потомства?

  2. У пшеницы ген карликового роста доминантен над геном нормального роста. Определите, какое будет потомство при скрещивании гомозиготной карликовой пшеницы с нормальной пшеницей и какое будет потомство при скрещивании двух гетерозиготных карликовых растений пшеницы.

  3. У человека сложные формы близорукости доминируют над нормальным зрением, карий цвет глаз – над голубым. Кареглазый близорукий мужчина, мать которого имела голубые глаза и нормальное зрение, женился на голубоглазой женщине с нормальным зрением. Какова вероятность в % рождения ребенка с признаками матери?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!