СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме «Слово - основная единица лексики»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока: узнать, что такое лекскология, лексическое и грамматическое значение слова. Закрепить умения пользоваться толковым словарем.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме «Слово - основная единица лексики»»

Конспект урока по теме «Слово - основная единица лексики»

Класс: 5

Предмет: русский язык

Учебник: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций: в 2-х ч./ Авторы-составители: А.Д.Шмелёв, Э.А.Флоренская, Л.О.Савчук и др.; пол ред. А.Д.Шмелёва. – Москва: Вентана-Граф, 2016 – 288 с.: ил.

Тема урока: «Слово-основная единица лексики».

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Цель урока: закрепить умение определять лексическое и грамматическое значения слова самостоятельно и при помощи толкового словаря.

Формируемые УУД:

личностные: формирование мировоззренческих понятий, формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы и в парах, сопоставления, анализа, развития творческих навыков;

предметные:  узнать, что такое лексикология, лексическое и грамматическое значение слова; самостоятельно и при помощи толкового словаря определять ЛЗ слова;

метапредметные:

регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки;

познавательные: умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение; развивать навыки исследовательской деятельности;

коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью; слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

Применяемые технологии: развивающее обучение

проблемное обучение

обучение в группах и в парах

самодиагностика (коррекция)

Вид используемых на уроке средств ИКТ: презентация

Основные понятия: слово, лексика, лексикология, лексическое значение слова, грамматическое значение слова, толковый словарь

Оборудование: презентация, Толковый  словарь живого великорусского языка В.И.Даля.

Ход урока

I. Организационный этап

Приветствие.

- Добрый день, ребята!

Настроение у нас отличное,

А улыбки – дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок нам начать пора.

Сегодня я хочу вам пожелать хорошего настроения и успехов на уроке!  А сейчас проверьте готовность к уроку. Все ли ваши учебные принадлежности на месте? Справочники? 

II. Актуализация знаний

- Сегодня, ребята, мы с вами будем изучать новую тему. Но для этого  нам необходимы знания предыдущих уроков.

1задание. (Слайд 2)

Орфографическая работа (1 группа выписывает слова с чередующейся гласной в корне, 2 ряд - слова с приставками на з-с). Обозначить орфограммы.

Расположить, безрукавка, бесчувственный, коснулась, слагаемое, выгорать, зарница, излагать, растение, рассказывать, разгорается, бесшумный.

Самопроверка (Слайд3)

2 задание (Слайд 4). Орфоэпическая работа (мы с вами должны правильно произносить слова, в этом нам поможет работа с орфоэпическим словарем)

Расставить ударение в словах (пользуясь орфоэпическим словарем)

БаловАть, красИвее, облегчИть, щавЕль, исчЕрпать, досУг, звонИт, тОрты.

(Слайд 5) Проверка. Ребята произносят слова.

- Как называются разделы науки о языке, с которыми мы сейчас работали? Вспомните, какие ещё разделы науки о языке мы с вами изучили в этом учебном году (фонетика, морфемика, словообразование)

III. Определение темы урока

В стране родного языка

Не всё известно нам пока,

Но путешествовать начнём И сами до всего дойдём.

- Сегодня мы познакомимся с вами еще с одним разделом науки о языке, о нем вы узнаете чуть позже, а пока постараемся определить тему нашего урока.

Чтобы определить тему, послушайте стихотворение К. Паустовского

(слайд 6)

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушным холодом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.                                                   

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (о словах).

- А слово - это основная единица какого раздела русского языка? (лексика)

- Как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока? (Слово-основная единица лексики)

Запись числа и темы в тетрадь.

2. Работа в группах

(Слайд 7) Внимание на следующее задание, вставьте пропущенные буквы. Подумайте, на что нужно обратить внимание, выполняя эту орфографическую задачу.

Прим..рять врагов - прим..рять платье.

Пол..скать белье - пол..скать малыша..

C…деть на стуле – с…деть от горя.

СтАрожил – стОрожил.

- Почему в корнях этих слов мы пишем разные буквы? От чего зависит выбор гласной? (от значения слова, от лексического значения).

А только ли лексическое значение есть у слова?

(Слайд 7) Давайте решим с вами следующую задачу только теперь грамматическую.

Я пойти завтра на прогулка.

- Можно ли назвать это предложением? Почему? Что нужно сделать, чтобы получилось предложение? (пойти - буд.вр., прогулка – в.п.) – грамматически правильно связать слова между собой. То есть слова имеют, кроме лексического значения, ещё и грамматическое значение.

- Запишите предложение в тетрадь в исправленном виде. Подчеркните грамматическую основу предложения.


Я пойду завтра на прогулку.

IV. Определение целей урока (слайд 8)

- А теперь поставим цели нашему уроку:

1. Узнать, что такое «слово», «лексическое значение слова», «грамматическое значение слова».

2. Узнать, какой раздел науки о языке занимается изучением лексики русского языка.

3. Учиться определять лексическое значение слова с помощью толкового словаря; определять грамматическое значение.

V.  Открытие нового знания

1. Самостоятельная работа с теоретическим материалом учебника с.228-229.

Я попрошу вас делать в ходе чтения пометки в тексте (слайд 10)

(прием «Инсерт»):

\/ - эту информацию я знаю;

     + - это новая для меня информация;

     ? – эта информация для меня не понятна, остались вопросы.   


После чтения текста беседа:

- Какая информация вам была знакома?

- Какие новые сведения вы для себя отметили?

- Все ли понятно? Какие появились вопросы?

- Назовите слова, которые у нас сегодня на уроке будут ключевыми (слово, лексика, лексикология, грамматическое значение слова, лексическое значение)

(Слайд 11)

- Какие корни имеет  слово лексикология? (от др.-греч. λέξις — слово, выражение, λόγος — наука, суждение) — раздел лингвистики, изучающий слово и лексическую систему языка.

- Что такое лексика? (словарный состав языка)

- Что такое слово? (Слово называет понятия, предметы, признаки, действия, состояния, оценки. Слово – значимая единица языка, слово имеет лексическое и грамматическое значение).

  - Что такое лексическое значение слова? ( Наше представление о предмете (признаке, действии). Содержание слова).

- Что такое грамматическое значение слова? (Форма слова, которая определяется по его окончанию)

- А как вы думаете, сколько всего слов в русском языке?

(В русском языке около 500 тысяч слов. «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля насчитывает около 200 тысяч слов).

- Лексика русского языка очень богата и изменчива. Как вы думаете,  почему это происходит? (открытия, новые понятия, исчезают предметы, вещи, и слова, обозначающие их, устаревают, выходят из нашего употребления).

- Ребята, а как вы думаете, по тому, как говорит человек, какие слова он использует в своей речи, можно о нем что-то сказать?

- Как вы думаете, сколько слов составляет ваш словарный запас? (По современным оценкам словарный запас учащегося средней школы составляет 3000 слов. Человек с высшим образованием знает порядка 8 тыс. слов,  словарный запас А.С. Пушкина - 313 тысяч слов, а у М.Ю. Лермонтова – 326 тысяч слов!)

Так какова наша задача?

Наша задача – расширять свой словарный запас, совершенствовать свою речь. Ведь когда у человека грамотная, красивая речь, он пользуется уважением в обществе, его интересно слушать, с ним интересно общаться.

VI. Актуализация знаний. Закрепление.

  1. Выполнение упр.5 (1,2,3,4) (по парам)



Самопроверка (слайд 12)

( Слайд 13 )

- Ребята, очень важно для каждого человека пополнять, обогащать свой словарный запас, уметь открыть для себя слово. Пополнять свой словарный запас – это значит узнавать новые слова. А что такое узнавать новые слова?

– Послушайте стихотворение И. Токмаковой .

Ложка – это ложка, Оделся и пошел.

Ложкой суп едят. А я придумал слово,

Кошка – это кошка, Смешное слово «плим».

У кошки – семь котят. Я повторяю снова:

Тряпка – это тряпка, «Плим, плим, плим»…

Тряпкой вытру стол. И ничего не значит

Шапка – это шапка, «Плим, плим, плим»

– Удалось ли мальчику «придумать» новое слово? (Да.) Узнали ли вы новое слово, прослушав это стихотворение? И все-таки это не слово! Почему? Потому что оно «ничего не значит», не имеет смысла! Значение – важнейший признак слова, без него слова нет и быть не может.

– Смысл слова и есть его лексическое значение. Итак, узнать новое слово – значит узнать то, что оно обозначает, понять его лексическое значение.

VII. Подведение итогов урока:

С каким разделом лингвистики мы познакомились сегодня? Что изучали на уроке? Что было для вас новым? Интересным? Открыли ли для себя что-то новое?

Оцените свою работу на уроке. Работу класса.

Поднимите руки те, кто считает, что справился абсолютно со всем сегодня.

Кто справился не со всеми заданиями?

Кто не понял совсем ничего?

Кому было интересно?

Кому легко? Почему?

Кому сложно? Почему?



VIII. Рефлексия (слайд 11)

Сегодня на уроке я узнал…

Урок заставил меня задуматься о …

А особенно мне удалось …

Мне было интересно, потому что …

Для меня стало открытием, что …

Мне было непонятным….

Захотел узнать больше о…



IX. Дифференцированное домашнее задание:

Для всех:

Выпишите из толкового словаря лексическое значение слов: 1 группа бережный и бережливый. 2 группа невежа и невежда. Составьте с данными словами предложения.

+ На выбор:

составить свой словарик из 3-5 неизвестных ранее слов разных частей речи или Упр. 7 с. 232








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!