СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме «Путь от Старцева к Ионычу» (рассказ А. П. Чехова «Ионыч»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока

 

Тема:

 

«Путь от Старцева к Ионычу»

(рассказ А. П. Чехова «Ионыч»)

 

Аудитория: 10 класс

Урок 4. История падения человека («Ионыч»).

Количество уроков: 1 (45 минут)

Тип урока: урок-дискуссия

Цель: Выяснить причины превращения Дмитрия Ионыча Старцева в Ионыча.

Задачи:

1) Организовать дискуссию и обсуждение проблемы с помощью наводящих вопросов.

2)Проследить основные этапы превращения Старцева в Ионыча.

3) Обсудить взаимовлияние среды и человеческой личности.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме «Путь от Старцева к Ионычу» (рассказ А. П. Чехова «Ионыч»)»

Конспект урока


Тема:


«Путь от Старцева к Ионычу»

(рассказ А. П. Чехова «Ионыч»)


Аудитория: 10 класс

Место в программе (по В.Г. Маранцману, профильный уровень):

А. П. Чехов

Урок 4. История падения человека («Ионыч»).

Количество уроков: 1 (45 минут)

Тип урока: урок-дискуссия

Цель: Выяснить причины превращения Дмитрия Ионыча Старцева в Ионыча.

Задачи:

1) Организовать дискуссию и обсуждение проблемы с помощью наводящих вопросов.

2)Проследить основные этапы превращения Старцева в Ионыча.

3) Обсудить взаимовлияние среды и человеческой личности.

Этап

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность ученика

Время

1.

Начало урока

Учитель приветствует учеников.

Ученики готовятся к уроку и приветствуют учителя.

1 мин.

2. Организационный этап, установка на восприятие






Мы продолжаем изучение творчества А.П.Чехова. Сегодня мы обсудим рассказ «Ионыч». Попытаемся проследить путь постепенного, непрерывного духовного изменения Дмитрия Ионыча Старцева, понять к каким изменениям он привел, что приобрел и потерял главный герой рассказа на этом пути.

Запишите тему урока. Какова тема рассказа? Что вы понимаете под падением человека, его нравственной деградацией?

Ученики слушают учителя, записывают тему урока, отвечают на вопросы.

(Тема рассказа - Гибель души, деградация человека.)

10 мин.

3. Основной этап

Считаете ли вы, что Старцев изменился?



В чем выражается его перемена?



Каким мы видим Старцева в начале рассказа? Дайте характеристику.

На какие детали можно обратить внимание?



Какую характеристику Старцев дает самой «образованной и талантливой» семье города С. Туркиных?









Дайте характеристику городу С.








Почему портрет Ионыча есть только в последней главе?


Прочитайте последние слова Ионыча. Почему именно эти слова в финале? («— Это вы про каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепьянах?»)

Ученики отвечают на вопросы. Приблизительные ответы: Да, деградировал.


Стал типичным обывателем; работает не ради больных, а ради денег;стал раздражительным.


Идет пешком, не спеша; напевает романсы на элегию Дельвига, и на стихи А. С. Пушкина; не чувствует усталости, пройдя 9 верст (Энергичный, интеллигентный, добродушный доктор энтузиаст).


Доктор Старцев сразу отличает посредственность Туркиных. (Вера Иосифовна пишет о том, «чего никогда не бывает в жизни»; Котик не играет на рояле, а шумит «упрямо ударяя по одному и тому же месту, и казалось, что она не перестанет, пока не вобьет клавишей внутрь рояля»; Иван Петрович произносит одни и те же плоские шутки).



В губернском городе С. Царит застой, быт горожан скучен и однообразен. Самыми талантливыми людьми являются Туркины. («Если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город?»).


Образ Дмитрия меняется, важно то, к чему он приходит в конце.



У героя отмирает лучшая часть души, он не помнит даже счастливых моментов своей жизни.

25 мин.

4. Заключительный этап.

Давайте вспомним все, что было сегодня сказано, и попробуем ответить на главный вопрос, в чем причина перемены Дмитрия Ионыча, кто в ней виноват?

1) Город с его однообразием, пошлостью и мещанством.

2) Сам Старцев, который оказался слишком слаб и не смог противостоять среде, которая его окружала. Старцев, для которого деньги и комфорт оказались важнее принципов и любви к ближнему.

7 мин.

5. Домашнее задание

1. Выберите и сделайте одно из заданий:

1) Нарисуйте 2 портрета Старцева: в начале рассказа и в конце.

2) Напишите сочинение на тему «Что могло спасти доктора Старцева?»


2. Прочитайте рассказы «Крыжовник» и «О любви» и ответьте на вопросы:

1) Вместе с каким произведением Чехова эти рассказы составляют трилогию? Как называется эта трилогия?

2) Почему рассказы объединены в трилогию? Что между ними общего?


2 мин.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!