2. Организационный этап, установка на восприятие | Мы продолжаем изучение творчества А.П.Чехова. Сегодня мы обсудим рассказ «Ионыч». Попытаемся проследить путь постепенного, непрерывного духовного изменения Дмитрия Ионыча Старцева, понять к каким изменениям он привел, что приобрел и потерял главный герой рассказа на этом пути. Запишите тему урока. Какова тема рассказа? Что вы понимаете под падением человека, его нравственной деградацией? | Ученики слушают учителя, записывают тему урока, отвечают на вопросы. (Тема рассказа - Гибель души, деградация человека.) | 10 мин. |
3. Основной этап | Считаете ли вы, что Старцев изменился? В чем выражается его перемена? Каким мы видим Старцева в начале рассказа? Дайте характеристику. На какие детали можно обратить внимание? Какую характеристику Старцев дает самой «образованной и талантливой» семье города С. Туркиных? Дайте характеристику городу С. Почему портрет Ионыча есть только в последней главе? Прочитайте последние слова Ионыча. Почему именно эти слова в финале? («— Это вы про каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепьянах?») | Ученики отвечают на вопросы. Приблизительные ответы: Да, деградировал. Стал типичным обывателем; работает не ради больных, а ради денег;стал раздражительным. Идет пешком, не спеша; напевает романсы на элегию Дельвига, и на стихи А. С. Пушкина; не чувствует усталости, пройдя 9 верст (Энергичный, интеллигентный, добродушный доктор энтузиаст). Доктор Старцев сразу отличает посредственность Туркиных. (Вера Иосифовна пишет о том, «чего никогда не бывает в жизни»; Котик не играет на рояле, а шумит «упрямо ударяя по одному и тому же месту, и казалось, что она не перестанет, пока не вобьет клавишей внутрь рояля»; Иван Петрович произносит одни и те же плоские шутки). В губернском городе С. Царит застой, быт горожан скучен и однообразен. Самыми талантливыми людьми являются Туркины. («Если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город?»). Образ Дмитрия меняется, важно то, к чему он приходит в конце. У героя отмирает лучшая часть души, он не помнит даже счастливых моментов своей жизни. | 25 мин. |
4. Заключительный этап. | Давайте вспомним все, что было сегодня сказано, и попробуем ответить на главный вопрос, в чем причина перемены Дмитрия Ионыча, кто в ней виноват? | 1) Город с его однообразием, пошлостью и мещанством. 2) Сам Старцев, который оказался слишком слаб и не смог противостоять среде, которая его окружала. Старцев, для которого деньги и комфорт оказались важнее принципов и любви к ближнему. | 7 мин. |
5. Домашнее задание | 1. Выберите и сделайте одно из заданий: 1) Нарисуйте 2 портрета Старцева: в начале рассказа и в конце. 2) Напишите сочинение на тему «Что могло спасти доктора Старцева?» 2. Прочитайте рассказы «Крыжовник» и «О любви» и ответьте на вопросы: 1) Вместе с каким произведением Чехова эти рассказы составляют трилогию? Как называется эта трилогия? 2) Почему рассказы объединены в трилогию? Что между ними общего? | | 2 мин. |