Тема урока: «Сложение дробей с разными знаменателями».
Тип урока: урок открытия новых знаний
Учитель: Конуп Е.С.
Класс: 5 «б»
Автор УМК: Математика 5 класс: С.М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин – М.: Просвещение, 2014г.
Цели по содержанию:
Обучающие: формировать навыки сложения и вычитания дробей с разными знаменателями, тренировать способность к его практическому использованию
развивающие: развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, проводить аналогию, делать выводы, развивать внимание.
воспитывающие: воспитание культуры устной и письменной речи, внимательности, аккуратности, культуры общения, воспитание профессионального интереса.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные: построить алгоритм сложения дробей с разными знаменателями, тренировать способность к его практическому применению, объяснять содержательный смысл сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.
Метапредметные:
регулятивные: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения
коммуникативные: воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.
познавательные: формировать навыки сложения дробей с разными знаменателями; научить правильно, читать и записывать выражения, содержащие обыкновенные дроби;
Личностные: Формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний
Межпредметные связи: подготовка к изучению алгебры и физики.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная.
Ресурсы: учебник Никольского С.М. «Математика. 5 класс», раздаточный материал, компьютер, проектор, мультимедийная презентация
Ход урока:
Органзациооный момент
- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке математики. Мы начинаем наш урок словами русского писателя Льва Николаевича Толстого «Человек подобен дроби: в знаменателе – то, что он о себе думает, в числителе – то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь". Запишите число, классная работа в тетрадях. Помощниками сегодня на уроке будут ваше хорошее настроение и внимание.
Актуализация знаний и умений
- А начнём мы как всегда с устной работы, потому, что чтобы узнать что-то новое необходимо повторить уже изученный материал.
Устная работа: (Вспоминают и выполняют задания.)
Заполни пустые клетки
Найдите ошибку:
Выдели целую часть из неправильной дроби
- Молодцы! Вы хорошо поработали устно. Теоретические знания нам очень будут необходимы.
- Что мы научились делать на прошлом уроке? (Складывать дроби с одинаковыми знаменателями.)
- Выполните следующие задания
……..
Мотивация к учебной деятельности.
- Рассмотрим такую задачу:
В 5 «б» классе всего 25 учаихся.
- Какую часть всех учащихся составляют девочки?
- Давайте охарактеризуем эту дробь? (Правильная, сократимая.)
- Какую часть всех учащихся составляют мальчики? Какая это дробь? (Правильная, сократимая)
- Проверьте себя. Карточка с правилом в общем виде вывешивается на доску.
; |
- Давайте восстановим алгоритм сложения дробей с одинаковыми знаменателями: (дети проговаривают алгоритм)
- Прочитайте задачу, составим условие.
Катя прочитала утром книги, во время обеда ещё книги, а вечером - . Какую часть книги прочитала Катя за весь день?
- Запишите выражение для решения этой задачи и решите его.
4. Выявление места и причины затруднения.
- Почему у вас получились такие разные ответы?
- Что вызвало затруднение? (В задаче используются дроби с разными знаменателями.)
5. Построение проекта выхода из затруднения.
- Тогда какова цель вашей деятельности?( - Узнать алгоритм сложения дробей с разными знаменателями. Научиться применять данный алгоритм)
- Сформулируйте тему урока. (Сложение дробей с разными знаменателями.)
- Запишите тему урока.
- Скажите, а какое правило может нам помочь?
(Алгоритм сложения дробей с одинаковыми знаменателями.)
- Как вы будете им пользоваться? (Используем алгоритм сложения дробей с одинаковыми знаменателями, изменим алгоритм, сформулируем алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.)
6. Реализация построенного проекта.
Задание парам:
- Дополнить известный алгоритм сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями шагом или шагами, чтобы можно было по нему выполнить сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Учащиеся работают в парах 5 минут, обсуждаются итоги работы пар. Учащиеся пытаются сформулировать алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями. Учитель может организовать подводящий диалог.
- Вернемся к нашим выражениям и найдем их значения, используя полученный алгоритм.
- Будьте внимательны при оформлении задания!
Кто-то из детей проговаривает и записывает у доски (учитель помогает правильно оформить задание).
- Сравните полученный алгоритм с правилом в учебнике на стр. 185. Обратите внимание на оформление решения в учебнике.
Дети читают правило про себя, затем один ученик вслух.
- Справились с затруднением? – Молодцы!
- Какие задания вы теперь можете выполнять? (Мы теперь можем складывать и вычитать дроби с разными знаменателями.
7. Физкультминутка
Раз — мы встали
Распрямились.
Два — согнулись, наклонились.
Три — руками три хлопка.
А четыре — под бока.
Пять — руками помахать.
Шесть — на место сесть опять.
8. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Что теперь необходимо сделать? (Надо научиться применять алгоритм для сложения дробей.)
- Найдите значения выражений записанных на доске, проговаривая свои действия по алгоритму. (По одному ученику комментируют решение по алгоритму.)
Работа по учебнику № 833 (а-в)
№ 835 (а-в)
– Предлагаю теперь поработать в парах.
Найдите значения выражений на карточке, проговаривая друг другу действия по алгоритму.
9. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
- Выполните задание самостоятельно.
Дети выполняют задание, после чего учитель открывает на доске или раздаёт эталон для самопроверки.
- Пожалуйста сверьтесь с эталоном.
- Кто действовал так же и получил тот же результат – поставьте «+». – Вы, молодцы!
- У кого получился другой ответ – поставьте «-», найдите по шагам место, где допущена ошибка, обведите её. – Обратите внимание на это место. – Молодцы в том, что сумели найти место, в котором допущена ошибка. – Поставьте рядом «+».
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону:
Вариант 1
Вариант 2
ОТВЕТЫ:
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Что нового узнали на уроке?
- Были удачи на уроке? Какие? (Справились с затруднением, научились складывать и вычитать дроби с разными знаменателями.)
- Что нам помогло справиться с затруднением?
- Достигли цели урока? (..)
Фамилия, имя ___________________________ | Нужное обвести |
Я разобрался с правилом, как складывать дроби с разными знаменателями | Да нет не уверен |
Я знаю как находить НОК | Да нет не уверен |
Я знаю как находить дополнительный множитель | Да нет не уверен |
Я знаю основное свойство дроби | Да нет не уверен |
Я выполнил правильно …. примеров в самостоятельной работе | 1 2 3 |
11. Постановка д/з
Домашнее задание:
Правило стр. 185 учебник,
алгоритм учить,
№ 834, № 836(а-в), № 840.