СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме" Последовательное соединение проводников" 8 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме" Последовательное соединение проводников" 8 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме" Последовательное соединение проводников" 8 класс»

Конспект урока по физике

8 класс

Тема: «Последовательное соединение проводников»





Подготовила и провела:

учитель физики первой категории

МОАУ СОШ № 13 г. Орска

Булычева Екатерина Викторовна





















Тема: "Последовательное соединение проводников"

Тип урока:

Урок изучения нового учебного материала

Цель урока:

Изучение и первичное закрепление закономерностей в цепи с последовательным соединением проводников.

Задачи урока:

1.Образовательная.

Дать определение последовательного соединения проводников; экспериментально установить законы последовательного соединения проводников; научить решать задачи на применение законов последовательного соединения проводников.


2. Развивающая.

Развитие навыков решения задач. Расширение кругозора учащихся. Развитие мыслительных операций: анализа и синтеза. Развитие памяти, логического и абстрактного мышления.


3. Воспитательная.

Развитие навыков самостоятельной работы, трудолюбия, нравственных качеств личности (толерантности), ответственности.


Материально-техническое оснащение.

Компьютер, интерактивная доска, источник питания, амперметр, вольтметр, ключ, лампочки, резистор и соединительные провода, карточки с заданиями.





ПЛАН УРОКА

I. Организационный момент – 1 мин.

II. Актуализация знаний – 5 мин.

III. Изучение нового материала – 17 мин.

IV. Закрепление нового материала– 20 мин.

V. Домашнее задание. -1 мин.

VI. Рефлексия. – 1 мин






ХОД УРОКА:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационный момент

Настраиваются на урок

  1. Актуализация знаний.

Ребята. Давайте вспомним, что такое электрический ток.

Какими величинами характеризуется электрический ток?

Охарактеризуйте каждую величину и назовите приборы, которыми измеряют данные физические величины.


Электрический ток-это упорядоченное движение заряженных частиц.

Силой тока, напряжением, сопротивлением.

- Сила тока; обозначение - I; единица измерения - 1А; прибор для измерения данной величины – амперметр; формула для вычисления I=q/t

- Напряжение; обозначение - U; единица измерения - 1В; прибор для измерения напряжения – вольтметр; формула для вычисления U=A/q

- Сопротивление; обозначается - R; единица измерения – 1Ом; прибор для измерения сопротивления – омметр; формула для вычисления R=

Назовите закон, который связывает три величины: силу тока, напряжение и сопротивление.

I= - закон Ома

Ребята! Теперь давайте решим несколько задач на величины и законы, которые сейчас мы с Вами вспомнили.

Данные задачи представлены на интерактивной доске.

1.Рассчитайте заряд, который проходит через поперечное сечение проводника за 2 мин, если сила тока в цепи равна 1 А.

2. Чему равно напряжение на лампочке, если сила тока в цепи 2 А, а сопротивление лампочки 3 Ом.

3. Во сколько раз изменится сопротивление резистора, если длину резистора увеличить в 3 раза?

4. Переведите 5 кОм в Ом

Ребята, давайте вспомним: Какие приборы составляют простейшую электрическую цепь?



Как можно изобразить электрическую цепь?

Составьте электрическую схему цепи из предложенных элементов. (на интерактивной доске чертят схему из предложенных элементов)










Простейшую электрическую цепь составляют: источник тока, приемники, замыкающие устройства, соединенные между собой проводами



Электрической схемой

На данной электрической схеме как соединены приборы?

Как Вы это определили, что соединение последовательное?





А все ли мы законы для последовательного соединения знаем?

Значит, тема нашего урока будет: Последовательное соединение проводников.

Какие задачи мы перед собой поставим на сегодняшнем уроке?

Последовательно.

При последовательном соединении отсутствуют разветвления: то есть «конец» первого провода соединен с «началом» второго, а «конец» второго соединен с «началом» первого и так далее. Можно сформулировать иначе. Когда один прибор следует за другим.


нет



изучить законы последовательного соединения проводников

  1. Изложение нового материала

Итак, тема нашего урока «Последовательное соединение проводников»


Вспомните, пожалуйста, лабораторные работы. Какой вывод мы делали при измерении силы тока на участках цепи при последовательном соединении.

А каков вывод о напряжении при последовательном соединении мы делали?

Начинают заполнять таблицу

Законы последовательного соединения

Сила тока

I1=I2=const

Напряжение

U=U1+U2

Сопротивление


А знаем ли мы, как будет вести себя сопротивление при последовательном соединении проводников? Значит, сейчас наша задача выяснить, как можно найти общее сопротивление проводников при последовательном соединении.

Предлагаю Вам это выяснить самостоятельно.

Правила по ТБ при работе с электроприборами.

Сила тока одинакова на всех участках цеп при последовательном соединении

Напряжение при последовательном соединении находится как сумма напряжений на каждом участке цепи







нет

А теперь давайте выясним закон для сопротивления при последовательном соединении. Работать будем по группам. Одни будут эту закономерность получать экспериментальным путем, а другие аналитически выведут, используя закон Ома.

Одна группа учащихся выводит аналитически, а другая группа учащихся экспериментально.

Uл=

Uрез=

Uоб=

Iл=

Iрез=

Iоб=

Rл =

Rрез =

Rоб =

Вывод:

Iобщ = I1 = I2 (1)

Это первый закон последовательного соединения проводников.

Запишем выражение для нахождения общего напряжения при последовательном соединении

Uобщ = U1 + U2 (2)

Запишем формулировку этого закона:

Выразим из закона Ома напряжение U = IR, Подставим эту формулу в (2). Получим:

IRобщ = IR1 + IR2 , так как из (1) Iобщ = I1 = I2 = const ( то есть сила тока равна на каждом участке цепи при последовательном соединении), то получим , что Rобщ = R1 + R2

Таким образом, получили третий закон последовательного соединения проводников – это закон сопротивлений. Сформулируем как находится общее сопротивление проводников.

Общее сопротивление цепи при последовательном соединении проводников равно сумме сопротивлений отдельных проводников.

Что будет, если одну лампу выкрутить?

Применение последовательного соединения проводников

Самым главным недостатком последовательного соединения проводников является то, что при выходе из строя одного из элементов соединения по остальным элементам цепи электрический ток не течет. Если в елочной гирлянде лампочки соединить последовательно, то при выходе из строя одной лампы не будет «гореть» вся гирлянда. Последовательное соединение очень широко применяется в технике. Электрический выключатель включается последовательно с тем прибором, который он должен включать и выключать: лампочкой, электромотором и т. д.

- Если выкрутить одну лампу, то вторая тоже погаснет, т.к. цепь разомкнется. ( учащийся проводит демонстрационный эксперимент)

Доклад готовит заранее ученик и рассказывает классу


Что можно сказать о последовательном соединении проводников. Как при данном соединении находятся: сила тока, напряжение и сопротивление.


Сила тока, напряжение и сопротивление находятся по трем законам последовательного соединения, которые мы получили.

Физкультминутка.

Ребята. Сейчас буду перечислять единицы измерения физических величин, если они будут относиться к электрическим физическим величинам- руки поднимаем вверх, а если нет – то вытягиваем их перед собой. (кг, Н, Кл, Па, А, Дж, В, кг/м3, Ом) Молодцы.

Выполнение физических упражнений

IV. Закрепление нового материала

А теперь, я предлагаю вам несколько задач на закрепление сегодняшнего материала. (условие задач на карточках учащихся). Возьмите пожалуйста карточки на Ваших столах с условиями задач.


решают задачи. Оформляют на доске решение и комментируют.

1. Сила тока в первом проводнике сопротивлением 20 Ом равна 8 А.

Определите силу тока во втором проводнике, сопротивление которого 50 Ом, если проводники соединены последовательно. (8 А)


При последовательном соединении сила тока на каждом участке цепи одинакова, поэтому во втором проводнике сила тока будет 8А.

2. 4 лампы одинаковым сопротивлением включены в сеть с напряжением 220 В.

Найдите напряжение на каждой лампе. (55 В)


При последовательном соединении общее напряжение находится как сумма напряжений на каждом участке цепи. Так как, по условию задачи, лампы одинаковые, то 220:4=55 В

3. В классе подключено 10 одинаковых ламп. Сопротивление каждой лампы 20 Ом. Чему равно общее сопротивление? (200 Ом)


Так как лампы соединены последовательно, то общее сопротивление будем находить как сумму сопротивлений на участках цепи. Лампы имеют одинаковое сопротивление, тогда 20∙10=200Ом.

4.В электрической цепи включены последовательно две электрические лампы сопротивлением 150 Ом каждая и резистор, сопротивление которого 7 Ом. Определите общее сопротивление в электрической цепи.

Rобщ=R1+R2+R3=7+150+150=307 Ом

5.



Определите общее сопротивление цепи

Rобщ=R1+R2+R3= 2+3+4=9 Ом

 Определить силу тока в электрической цепи, изображённой на данной схеме:

1). Rобщ.=R1+R2=3+7=10 Ом

2).по закону Ома Iобщ.=U/Rобщ=26/10=2,6 А

Ответ:2,6 А

Вольтметр в данной электрической цепи показывает 12 В. Определите напряжение на каждом резисторе.


Решение.

1). Rобщ.=R1+R2=2Ом+4Ом=6Ом (нашли общее сопротивление при последовательном соединении)

2). Iобщ.=U/Rобщ=12В/6Ом=2А (записали закон Ома)

3). Iобщ.= I1= I2=2А (сила тока одинакова так как соединение последовательное)

4). Выразим из закона Ома напряжение U1=I∙R1=2А∙2Ом=4В

U2=I∙R2=2А∙4Ом=8В или U2=Uобщ.-U1=12В-4В=8В,

т.к. Uобщ = U1 +U2.

Ответ: U1 =4В, U2 =8В


Итак, давайте подведем итоги нашего с вами занятия. Что мы узнали о последовательном соединении проводников.


Задание на дом

§48 учебника. Ответить на вопросы в конце параграфа. На странице 138 Упражнение 32 (1,2)

Выставление оценок




Рефлексия

Предлагает продолжить фразы: «Мне было трудно…»

«Мне понравилось…»

«Мне было интересно….»

«Мне не понравилось…»






Карточка 1

Используя закон Ома и два закона для последовательного соединения. Получите третий закон для сопротивлений проводников.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка 1

Используя закон Ома и два закона для последовательного соединения. Получите третий закон для сопротивлений проводников.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка 2

Соберите электрическую цепь по указанной схеме. Показания приборов запишите в таблицу. Произведите расчеты и сделайте вывод.

Uл=

Uрез=

Uоб=

Iл=

Iрез=

Iоб=

Rл =

Rрез =

Rоб =

Вывод:


Карточка 3 Карточка 3

1. Сила тока в первом проводнике сопротивлением 20 Ом равна 8 А.

Какова будет сила тока во втором проводнике сопротивлением 50 Ом, если они соединены последовательно.


2. 4 лампы одинаковым сопротивлением включены в сеть с напряжением 220 В.

Найдите напряжение на каждой лампе.


3. В классе подключено 10 одинаковых ламп. Сопротивление каждой лампы 20 Ом. Чему равно общее сопротивление?

4.В электрической цепи включены последовательно две электрические лампы сопротивлением 150 Ом каждая и резистор, сопротивление которого 7 Ом. Определите общее сопротивление в электрической цепи.

5.



Определите общее сопротивление цепи

 Определить силу тока в электрической цепи, изображённой на данной схеме:

Вольтметр в данной электрической цепи показывает 12 В. Определите напряжение на каждом резисторе.




R1=2 Ом

R2=3 Ом

R3=4 Ом

R1=2 Ом

R2=3 Ом

R3=4 Ом







1. Сила тока в первом проводнике сопротивлением 20 Ом равна 8 А.

Какова будет сила тока во втором проводнике сопротивлением 50 Ом, если они соединены последовательно.


2. 4 лампы одинаковым сопротивлением включены в сеть с напряжением 220 В.

Найдите напряжение на каждой лампе.


3. В классе подключено 10 одинаковых ламп. Сопротивление каждой лампы 20 Ом. Чему равно общее сопротивление?

4.В электрической цепи включены последовательно две электрические лампы сопротивлением 150 Ом каждая и резистор, сопротивление которого 7 Ом. Определите общее сопротивление в электрической цепи.

5.



Определите общее сопротивление цепи

 Определить силу тока в электрической цепи, изображённой на данной схеме:

Вольтметр в данной электрической цепи показывает 12 В. Определите напряжение на каждом резисторе.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!