Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: «Особенности высшей нервной деятельности человека».»
Урок по теме: «Особенности высшей нервной деятельности человека».
Цель урока: обобщить знания учащихся о рефлекторной теории поведения, определить особенности высшей нервной деятельности человека; показать значение речи в развитии высших психических функций, в трудовой деятельности, в формировании основных познавательных процессов. Раскрыть значение эмоций, разницу между понятиями «эмоциональная реакция», «эмоциональное состояние», «эмоциональное отношение».
Оборудование: презентация к уроку, портреты великих художников: Леонардо да Винчи «Джоконда», К. Флавицкий «Княжна Тараканова», В. Тропинин «Золотошвейка», О. Неменский «Девушка в чёрном», Гойя «Портрет актрисы Антонии Сарате», О. Кипренский «Портрет Олимпиады Александровны Рюминой» .
Ход урока.
Вступительная беседа.
Этот урок является центральным во всей теме. Сегодня мы поговорим о высшей нервной деятельности человека (ВНД). Мы попытаемся выявить общие черты ВНД человека и животных и отметить специфические особенности, связанные с биосоциальной сущностью человека.
1 этап. Актуализация опорных знаний.
Что такое рефлекс? Какие вы знаете рефлексы?
Приведите примеры безусловных рефлексов животных и человека. (Обратите внимание, что безусловные рефлексы на естественные раздражители у высших животных и человека одинаковы.)
Приведите примеры условных рефлексов животных.
Выберите правильный ответ. Что такое высшая нервная деятельность?
А) Возникновение нервных импульсов в рецепторах.
Б) Способность проводить нервные импульсы от чувствительных нейронов к вставочным.
В) Способность проводить нервные импульсы от рецепторов к центральной нервной системе.
Г) Передача нервных импульсов по белому веществу спинного мозга в головной мозг.
Д) Деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление организма к среде обитания.
5. Объясните следующие факты: ребёнку впервые показали лимон, он потянулся к этому жёлтому предмету ручками, но пищевой слюноотделительный реакции у него не наблюдалось. У взрослых людей даже упоминание о лимоне может вызвать обильное слюноотделение.
6. Служебная собака успешно прошла курс подготовки. Можно ли использовать приобретённый его опыт на занятиях с её щенками.
2 этап. Изучение нового материала.
Сейчас давайте обратимся к примерам, описанным в литературе. Работа проводится по группам. Каждая группа знакомится с предложенным текстом.