СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: "Оплодотворение". 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Оплодотворение". 6 класс»

Конспект урока

Учитель:

Предмет: биология

Урок: №

Дата: Класс: 6 класс

Тема урока: Опыление у цветковых растений.

Цель урока: создать условия для формирования понятия об опылении, его способах и биологическом значении, приспособлениях цветков к различным способам опыления.

Задачи
-образовательные: познакомиться с различными способами опыления цветковых растений, рассмотреть приспособления растений к различным способам опыления; выявить значение опыления в жизни растений; 

-развивающие: дальнейшее формирование умения анализировать, сравнивать, систематизировать; 

-воспитательные: способствовать экологическому воспитанию школьников, создавать ситуацию успеха у детей. 
Учебные универсальные действия: 

-познавательные: продолжать формирование умения выделять главное, поиска новой информации, развивать основы поискового чтения,находить причинно-следственные связи; 

-регулятивные: способность учащихся через игровую форму определить тему урока, умение составить схему последовательности процесса оплодотворения; 

-коммуникативные: обеспечить социальную компетентность учащихся через возможность выслушать мнение одноклассника и аргументировано высказать свою точку зрения, умение оказать помощь товарищу в освоении знаний; 

-личностные: формировать высокую ценность жизни во всех ее проявления, потребность в самореализации. 
Оборудование:  электронное пособие с видеоматериалом: «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», модели цветка вишни и пшеницы, дифференцированные дидактические карточки «Строение цветка», «Соцветия». 
Планируемые результаты:

Учащиеся должны усвоить:

-способы опыления у цветковых растений; 

-особенности строения цветков, опыляемых насекомыми и ветром; 

-биологическую роль опыления; 

-значение опыления для повышения урожайности культурных растений.

-формировать понятие об опылении, его значении для размножения растений, о приспособленности цветков к опылению насекомыми и ветром; развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, наблюдать, делать выводы; способствовать формированию познавательного интереса, эстетическому воспитанию.

Ход урока.

 Вскоре после открытия Новой Зеландии и Австралии туда прибыли первые поселенцы из Европы. Они возделывали там поля и посеяли клевер, которого раньше на этих землях не было.

Клевер пышно разрастался на плодородной почве, но семян не давал, и, следовательно, не размножался. Каждый раз для посева приходилось привозить новые семена из Англии. Почему? (обсуждение проблемы, выдвижение гипотез).

Причиной бесплодия клевера оказалось отсутствие шмелей, опыляющих это растение. Только после того, как в Австралию и Новую Зеландию были завезены из Англии шмели, клевер стал давать богатые урожаи семян.

- Что мы будем изучать сегодня на уроке? Какова наша цель? Какие задачи будем решать?

Актуализация опорных знаний.

Каково значение цветка для растений? Назовите главные части цветка. Каково строение и значение тычинок? Какое строение имеет пестик? Какова его роль? Какие цветки называют обоеполыми? Раздельнополыми? Чем различаются простой и двойной околоцветник? Какова роль околоцветника? Что такое соцветие? Какие бывают соцветия? Какова биологическая роль соцветий?

Итак, цветок — орган размножения. Его строение приспособлено к выполнению этой функции. После цветения образуются плоды и семена. Но всегда ли так происходит?

Открытие новых знаний.

Учитель: на каких растениях вы видели насекомых? (учащиеся называют растения). С каким органом растения связано опыление?(цветок) – проблемный вопрос.

- Как вы понимаете термин «опыление»? 

Опыление – перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика.

Пыльца с тычинок может попадать на рыльце пестика того же цветка – самоопыление.

Перенос пыльцы с тычинок одного цветка на рыльце пестика другого цветка - перекрестное опыление. Искусственное опыление. (Рассказ учителя)

- Как пыльца может попадать с одного цветка на другой?

- Чем цветки привлекают насекомых?

- Каковы же признаки насекомоопыляемых цветков?

(Яркая окраска околоцветника Цветки крупные или собраны в соцветия Сильный запах, не обязательно приятный Наличие нектара Цветки обоеполые)

- Какой должна быть пыльца, чтобы удержаться на теле насекомого? (липкая, с неровной поверхностью).

Вывод: Итак, чтобы обеспечить процесс опыления, а значит, и размножения растения, цветки имеют особые приспособления для привлечения насекомых.

- А как же опыляются остальные цветки, на которые не прилетают насекомые?

- Каковы их приспособления?

(Маленький невзрачный околоцветник в виде пленчатых чешуй. Мелкие цветки собраны в длинные соцветия .Цветки раздельнополые. Пестики длинные или раздвоенные, опушенные. Тычинки длинные. Пыльца легкая, летучая, ее много. Растения растут большими группами, цветут до распускания листьев).

(Сравнение насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений в форме таблицы) 


Признаки цветка 


Насекомоопыляемые растения 


Ветроопыляемые растения 


1. Венчик 




2. Расположение тычинок 




3. Рыльца пестиков 




4. Пыльца 




5. Запах 




6. Нектар 



Физминутка. 
Самостоятельная работа

Задание: 1. Внимательно прочитайте текст.

«Известно, что орешник цветет самым первым, первее даже ольхи. У пчеловодов, которым важно знать, когда что цветет, цветение орешника служит своеобразным эталоном, или, скажем, началом шкалы, вроде нуля на термометре, или вроде первого января. В пчеловодческих календарях, если хотят указать, когда цветет то или иное растение, обозначают количество дней после цветения орешника. Например, липа зацветает на семьдесят второй день.

Стоит тряхнуть ветвь цветущего орешника, как тотчас в прозрачном ранневесеннем воздухе возникает светло-золотое, чуть зеленоватое облако – из сережек высыпается пыльца. Облако будет тихо расширяться в воздухе, если он неподвижен, и оседать, или, может быть, его развеет ветерком, и пыльца попадает на женские цветы, ждущие оплодотворения».

В. А.Солоухин «Третья охота»

2. Ответьте на вопросы.

Часть А. Выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.

А1Правильное систематическое название орешника:

1) ольха чёрная

2) жимолость лесная

3) лещина обыкновенная

4) крушина ломкая

А2. Орешник относится к жизненной форме:

1) деревья

2) кустарники

3) травянистые растения

4) цветущие растения.

А3. Орешник является представителем отдела:

1) мохообразные

2) папоротникообразные

3) голосеменные

4) покрытосеменные.

А4. Орешник является однодомным растением по признаку:

1) женские и мужские цветки расположены на разных растениях

2) женские и мужские цветки расположены на одном растении

3) все цветки обоеполые расположены на одном растении

4) на всех растениях только женские цветки

А5. Опыление – это процесс:

1) поглощения углекислого газа растением

2) переноса пыльцы с тычинки на рыльце пестика цветка

3) оседания пыли на листьях растения

4) опудривания растения порошком от вредителей.

3. Как вы думаете, орешник - это ветроопыляемое или насекомоопыляемое растение? Обоснуйте свой выбор и приведите не менее 3 доказательств.

2. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправляя их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

Дополнительный материал: 
Анемофилия- опыление растений с помощью ветра. 
Энтомофилия-опыление растений с помощью насекомых. 
Орнитофилия – опыление с помощью птиц. 
Гидрофилия- опыление с помощью воды.

Д\з п.№ 47.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!