Урок русского языка в 5 классе
Тема: Настоящее время глагола.
Цель: Продолжить формирование знаний о грамматическом значении и морфологических признаках глагола; организовать деятельность учащихся по повторению изученного материала «Виды глагола», закреплению знаний по теме «Прошедшее время глагола»; добиться усвоения знаний о настоящем времени глагола, проконтролировать уровень усвоения темы для организации последующей коррекции.
Развивать умение работы в паре, группе; развивать умение работать с электронными контрольными заданиями; развивать речь учащихся.
Способствовать воспитанию у школьников интереса к изучению русского языка; любви к природе.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА:
Организационный момент.
Эмоциональный настрой.
Сказочная заставка "Глагол и его друзья"
Жил -был Глагол. И вот однажды он решил, что каждый обязательно должен приносить какую-нибудь пользу людям. И пошел он по белу свету счастье искать. Шел, шел, видит - сидит Существительное на камушке и плачет.
- Что ты так пригорюнилось?
- Да вот, живу-живу, а для чего - не знаю. Никакой пользы не приношу.
- Пойдем вместе счастье искать. Добрые люди говорят, что счастье и богатство лишь в труде.
Шли, шли и встретили Прилагательное, грустное, тихое, молчаливое.
- Что ты кручинишься, Прилагательное?
- Не к чему мне свои силы приложить, никого не могу порадовать. Одиноко мне. Так хочется поработать, да не знаю где.
- Пойдем с нами счастье искать.
Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в сказочном городе Грамматика. Там все что-то делали, трудились – некогда было скучать. Их встретили очень дружелюбно и пригласили работать в Предложении. Друзья наши с радостью согласились. С тех пор улыбка не сходит с их лица. Ну как же, они ведь приносят пользу людям! А что может быть прекраснее на земле?
Учитель: С тех пор Глагол работает в предложении … Сейчас вы сами расскажете правило, что такое глагол.
Актуализация знаний.
2 выступающих ( рассказ о глаголе в общем и о настоящем времени глагола)
Орфографическая минутка.
Поджар…л, удар…л, исправ…л, завис…т, стро…л, насып…л, услыш…л, замет…л, та…м, кле…шь, увид…м, се…ла, обид…шь, леле…ла.
Формулирование цели и постановка проблемного вопроса урока
Мы продолжаем говорить о форме настоящего времени глагола. А кто сформулирует цели урока?
4.Работа по теме урока
1. Работа с текстом.
Анализ текста
(1) Каждая часть речи по-разному ведет себя в предложении. (2) Такая часть речи, как наречие (вчера, утром, слева), в любых условиях в предложении сохраняет свою, одну-единственную, форму. (3) Это неизменяемая часть речи. (4) Имя существительное, имя прилагательное, глагол – изменяемые части речи. (5) В предложении слова этих частей речи могут иметь разные формы.
-определить стиль и тип текста;
-докажите правильность суждения о том, что глагол- изменяемая часть речи;
-произвести синтаксический разбор предложения №4, объяснить в нем знаки препинания.
2.Самостоятельная работа
-выпишите из текста глаголы, определите, в какой форме они употреблены (вид, время, лицо, число, спряжение)
3.Работа в парах. Взаимопроверка самостоятельной работы по эталону. Самооценка.
Найти «четвёртое лишнее». Записать без этого слова, определить вид, время, лицо и число глаголов.
Принёс, принесут, будут носить, занесут.
Направляем, будут направлять, направят, направлю.
Решаю, решу, решат, будут решать.
4) Упражнение 658. Спишите.
1 уровень. Глаголы в скобках поставь в настоящем времени.
2 уровень. Определи их вид и число.
3 уровень. Определи спряжение глаголов.
Ледяной ветер (гулять) в открытом поле. И камни, и травы (петь) под дождём, (блестеть) озёрные воды. Вы (проходить) мимо дерева – оно не (шелохнуться). Над глухой степью в неизвестный путь (пролетать) журавлиный клин.
Проверка выполнения.
Критерии оценивания: Задания 1 уровня – «3»,
Задания 1 и 2 уровня – «4»,
Задания всех трёх уровней – «5»
Кто себе поставил оценку «5»? Пожалуйста, прокомментируйте свою работу.
2) Работа с текстом. Постройте кластер «Глаголы настоящего времени» и выпишите все глаголы настоящего времени из текста.
Хорошо летней порой в лесу! Я иду по тропинке среди берёз и осин с серыми стволами и серебристыми листьями. А вот и поляна! На горизонте виднеются хвойные деревья. От травы исходит приятный аромат. Настойчиво стучит по коре дятел. Сороки летают с громкими криками. Поспевает черника. Земляника уже отошла. Вдали густо стоит малинник. Но вот лес редеет. Вдали виднеются поля пшеницы и гречихи.
Проверка выполнения. Лидеры групп защищают свои кластеры: аргументируют, анализируют. Считаем, у кого глаголов записано больше.
6. Итоги урока. Рефлексия.
Устный рассказ (Что нового вы узнали на уроке ? Ответили ли вы в ходе урока на проблемные вопросы? и т.д.)
Дайте оценку вашей работе на уроке.
Домашнее задание: подготовить словарный диктант из 20 слов по теме «Глагол»