СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме " «Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи.» 8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Для  усвоения материала учащимися  и выполнения задания ими используются два источника информации  -видеоролик и учебник .

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме " «Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи.» 8 класс»

Урок № 39 дата: 26.01.23. биологии 8 класс.

Тема урока «Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи.»

Цель урока: сформировать знания о строении кожи и ее производных в связи с выполняемыми функциями.

Предметные результаты обучения:

— описывать строение кожи и ее производных в связи с выполняемыми функциями.

Метапредметные результаты обучения:

познавательные — ориентироваться в текстах, выделять основную информацию, анализировать ее с целью

установления причинно-следственных связей;

регулятивные — контролировать и оценивать результаты деятельности, вносить коррективы в их выполне-

ние; — коммуникативные — полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, всту-пать в диалог и дискуссию; эффективно работать в паре и группе при решении учебной задачи. Личностные результаты обучения: — осознавать эстетическую и практическую ценность знаний о строении кожи и ее производных; — проявлять познавательный интерес и мотивы, направленные на изучение организма человека.

Тип урока : получение новых знаний.

Оборудование: табл. Кожа, ее строение. Учебник Биология ( Псечник)

Ход урока

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

1.Какие органы составляют мочевыделительную система 1.Почки, мочеточники. 2.Кожа, легкие, почки. 3.Мочевой пузырь, почки, кожа. 4.Почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал. 2.Что является структурной единицей почки? 1.Нефрон 2.Аксон 3.Нейрон 4.Мочеточники 3.Воспаление мочевого пузыря: 1.Нефрит 2.Цистит 3.Бронхит 4. Пиелонефрит 4.Сопоставьте заболевание и его проявление

1.Разрушение однослойного эпителия капсул нефронов _________

2.Образование камней в почках_________

3.Быстрое снижение способности очищать кровь___________

4.Воспаление слизистой оболочки мочевого пузыря ______ А.Мочекаменная болезнь Б.Пиелонефрит В.Цистит Г. Острая почечная недостаточность 5.Причиной возникновения пиелонефрита являются... 1.Камни в почках 2.Микроорганизмы 3.Воспалительные процессы слизистой мочевого пузыря 4.Нарушение функции почек 6.В следствии каких причин возникают отеки?  1.Недосыпание 2.Недоедание 3.Задержка фильтрации воды 4.Неправильное питание 7.Какую воду желательно пить?  1.Газированную 2.Холодную 3.Негазированную, холодную 4.Негазированную 8.Какое неблагоприятное действие оказывает на организм холодная вода?  1.Происходит сужение сосудов кишечника, поэтому всасывающая поверхность слизистой резко уменьшается. 2.Охлаждает организм. 3.Вымывает кальций из организма. 4.Охлаждает слизистую желудочно-кишечного тракта, при этом нарушаются процессы пищеварения. 9.Какой температуры должна быть вода для идеального пищеварения?  1.16-19°С 2.20-25°С 3.25-30°С 4.10-15°С 10.Почему нельзя пить слишком горячую воду?  1.Потому что она не вкусная 2.Сосуды слизистой кишечника рефлекторно сжимаются, вода не поступает из кишечника в кровь 3.Ворсинки кишечника слипаются, и поэтому всасывающая поверхность слизистой резко уменьшается. 4.Горячая вода не усваивается в организме

1.Какие органы составляют мочевыделительную система 1.Почки, мочеточники. 2.Кожа, легкие, почки. 3.Мочевой пузырь, почки, кожа. 4.Почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал. 2.Что является структурной единицей почки? 1.Нефрон 2.Аксон 3.Нейрон 4.Мочеточники 3.Воспаление мочевого пузыря: 1.Нефрит 2.Цистит 3.Бронхит 4. Пиелонефрит 4.Сопоставьте заболевание и его проявление

1.Разрушение однослойного эпителия капсул нефронов _________2.Образование камней в почках_________3.Быстрое снижение способности очищать кровь___________4.Воспаление слизистой оболочки мочевого пузыря ______ А.Мочекаменная болезнь Б.Пиелонефрит В.Цистит Г. Острая почечная недостаточность 5.Причиной возникновения пиелонефрита являются... 1.Камни в почках 2.Микроорганизмы 3.Воспалительные процессы слизистой мочевого пузыря 4.Нарушение функции почек 6.В следствии каких причин возникают отеки?  1.Недосыпание 2.Недоедание 3.Задержка фильтрации воды 4.Неправильное питание 7.Какую воду желательно пить?  1.Газированную 2.Холодную 3.Негазированную, холодную 4.Негазированную 8.Какое неблагоприятное действие оказывает на организм холодная вода?  1.Происходит сужение сосудов кишечника, поэтому всасывающая поверхность слизистой резко уменьшается. 2.Охлаждает организм. 3.Вымывает кальций из организма. 4.Охлаждает слизистую желудочно-кишечного тракта, при этом нарушаются процессы пищеварения. 9.Какой температуры должна быть вода для идеального пищеварения?  1.16-19°С 2.20-25°С 3.25-30°С 4.10-15°С 10.Почему нельзя пить слишком горячую воду?  1.Потому что она не вкусная 2.Сосуды слизистой кишечника рефлекторно сжимаются, вода не поступает из кишечника в кровь 3.Ворсинки кишечника слипаются, и поэтому всасывающая поверхность слизистой резко уменьшается. 4.Горячая вода не усваивается в организме

3.Целеполагание

Ребята, попробуйте догадаться по интересным фактам, какой орган мы будем изучать.

  • В нем содержится 250тысяч «холодовых» и 30 тысяч «тепловых» рецепторов;

  • На этом органе находится около 250 тысяч волос;

Конечно же, вы правильно догадались это наша кожа. А, почему, ребята кожу называют зеркалом нашего организма? (ребята высказывают свои предположения)

Для того, чтобы ответить на этот вопрос правильно, что вы должны узнать сегодня на уроке? (предполагаемые ответы учащихся)

Сегодня на уроке, вы должны понять, каким образом взаимосвязаны между собой строение и функции кожи?

  1. Формирование новых понятий

Просмотр видеоролика «Путешествие внутрь кожи.» https://www.youtube.com/watch?v=Q962dRXF920

Давайте подумаем, может ли человек прожить без кожи? Конечно же, нет, человек просто погибнет.

Кожа покрывает все тело человека, но это не просто оболочка, а сложный орган со многими функциями. Площадь кожного покрова взрослого человека достигает 1,5 – 2 кв.м.


Назовите их и запишите в таблицу.

«Строение и значение кожи»

Слои кожи человека

Строение каждого слоя

Функции каждого слоя















Давайте теперь уделим внимание первому слою, который называется эпидермис.

Эпидермис образован многослойным плоским ороговевающим эпителием, толщина которого 0,03-1,5 мм и зависит от области тела. Клетки внутреннего слоя эпидермиса размножаются и содержат пигмент меланин, который придает цвет коже и задерживает ультрафиолетовые лучи солнца.

Знаете ли вы, что снаружи клетки кожи мертвые и постоянно слущиваются. Человек среднего роста каждый час теряет около 800 тыс. микрочастиц кожи. Полная смена клеток в эпидермисе подошвы человека происходит в течение 10-30 дней.


Сделайте вывод: В чем же заключается основная функция эпидермиса? (защитная)

Внесите информацию в таблицу.


Рассмотрите следующий слой - собственно кожу (дерму). Толщина этого слоя достигает 2,5 мм и образована соединительной тканью. Что входит в её состав? (учащиеся называют потовые железы, сальные железы, рецепторы, волосяные луковицы)

Сальные железы – мешочки с кожным салом и выводящим протоком в волосяном мешочке. Где больше всего сальных желез? (на голове, лбу, подбородок). За сутки человек выделяет около 20 грамм сала, смягчая при этом кожу и защищая её от проникновения бактерий.

Потовые железы – представляют собой клубочки с выводным протоком на поверхность кожи. Как вы думаете, где больше всего открывается протоков потовых желез?

Чаще всего у нас потеют ладони, лоб, подмышечные впадины.

Возьмите лупу рассмотрите свою ладонь. Что вы видите? (блестящие капельки)

Знаете ли вы, что у человека приблизительно имеется до 3 млн. потовых желез. В холодную погоду человек выделяет до 0,5 л пота в сутки, а жаркую до 10-15 л. Иногда до 4 л в час.

Для чего наш организм выделяет пот – жидкость, состоящая из воды и минеральных солей, мочевины? (для охлаждения)

Каким образом вода может попасть к потовым железам? (из крови), а как восполнить потери воды? (нужно попить)

Сделайте вывод, какие функции выполняют потовые железы? (выделительная, терморегуляционная)

Рецепторы – нервные окончания, воспринимающие раздражения. Какие виды рецепторов изображены на рисунке? ( прикосновения, осязания, давления, боли, тепла, холода)

У человека на 1 кв.см около 400 чувствительных окончаний, на поверхности тела до 8 млн, из них 1 млн.болевых рецепторов и 1,5 млн. осязания.

Давайте проверим работу ваших рецепторов.

Дотроньтесь до волос ручкой. Что чувствуете? (прикосновение)

Возьмите зубочистку, дотроньтесь до тыльной стороны кисти, что ощущаете? (боль)

Кто смелый, пойти на эксперимент?

Ученик закрывает глаза, и на ощупь определяет предметы, которые ему подают.

При этом ученик описывает предмет, его форму, объём, из какого материала сделан.

Мы с вами видим, что кожа пальцев рук очень чувствительна, так как там находятся рецепторы осязания. Обратите внимание на кончики пальцев рук, что вы видите? Правильно, там узоры – они индивидуальны для каждого человека и используются в криминалистике для идентификации личности человека. Закладка узоров у нас происходит на 6 неделе внутриутробного развития и заканчивается к 6 месяцам и остаётся на всю жизнь.

Сделайте вывод, какова же функция рецепторов? (чувствительная)


Ребята, внесите полученную вами информацию в таблицу.

А, сейчас поработайте с учебником и найдите материал о гиподерме и заполните таблицу.

Ребята, обратите внимание, о каких образованиях кожи мы с вами еще не узнали?

( волосы и ногти)

1.Жизнь волоса.

2.Ногти.

3. Первичное закрепление

Решение познавательных задач

1.Если дохнуть себе на руку, получается ощущение тепла, а если дунуть, то ощущение прохлады. Почему?

2.В большинстве стран в жару пьют прохладительные напитки, а вот в странах Азии принято пить горячий чай даже в самые знойные часы дня. Как вы можете объяснить эти национальные традиции?

3. Почему иной раз укус комара человек просто не замечает, но иногда укус комара бывает чувствительным, даже на том же участке кожи?

4. Всегда ли кожа служит надежным барьером для возбудителей заболеваний и ядовитых веществ?

5. Почему нельзя грызть ногти и заусенцы?


4.Задание на дом

1.Прочитать параграф 39, ответить на вопросы 1-4


5.Рефлексия

Ребята, какой материал был для вас наиболее интересным?

Какие моменты урока помогли вам узнать новое?










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!