План-конспект урока.
Класс: 10
Тема программы: «Рынок»
Тема урока: «Причины и следствия нарушения рыночного равновесия»
Тип урока: урок по выполнению комплексных заданий (работ).
Вид урока: смешанный (беседа, самостоятельная работа, практическая работа)
Цель методическая:
создание условий для формирования знаний, умений и навыков при изучении темы «причины и следствия нарушения рыночного равновесия»
развитие навыков простейшего анализа
воспитание творческих качеств личности и навыков работы в группе.
Цели образования (обучения, воспитания, развития):
формирование представлений о причинах и следствиях нарушения рыночного равновесия
формирование навыков самостоятельной работы, работы в паре и группе
развитие навыков обобщения выводов.
Материально-техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, экран, презентация, учебник И.В. Липсица “Экономика”, ч.1 (10 класс), Киреев А.П. Экономика 10-11.
Межпредметные и внутрипредметные связи экономика + математика + информатика
Технологическая карта урока.
Дидактическая структура урока | Методическая подструктура урока |
Методы обучения | Форма деятельности | Методические приемы и их содержание | Средства обучения | Способы организации деятельности |
1. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, активация необходимых знаний | Репродуктивный | Самостоятельная работа, беседа | Письменный и устный опрос | Презентация, раздаточный материал: с/р | Фронтальный, индивидуальный |
2. Формирование новых понятий и способов действий | Эвристический (частично-поисковый) | Дискуссия в группах | Работа в группах | Презентация, раздаточный материал: схемы графиков | Парный |
3. Применение понятий и способов действий | Репродуктивный, эвристический | Беседа и самостоятельная работа | Решение задачи с помощью графического калькулятора, поясняя каждый этап задачи | Графический калькулятор | индивидуальный |
Ход урока.
I. Организационный момент. Здравствуйте. Поздравляю вас с началом второй четверти. Перед уходом на каникулы мы остановились на изучении темы: «формирование рыночного равновесия».
II. Мотивация учебной деятельности. Давайте вспомним механизм формирования цен на рынке и его основные составляющие «спрос» и «предложение».
III. Актуализация опорных знаний. Предлагаю вам следующее задание: на слайде и листочках вы видите график, на котором показан рынок мобильных телефонов. Вам необходимо выполнить следующие задания:
а) Определите кривые спроса и предложения и обозначьте их на графике буквами D и S.
б) Найдите точку рыночного равновесия и обозначьте ее буквой А.
в) Если рынок находится в равновесии, сколько телефонов будет продано и по какой цене?
г) Какое количество телефонов потребители готовы купить, а производители продать по цене 8 тыс. р.? Находится ли рынок в равновесии при такой цене? Какой рыночный дисбаланс возникает? Обозначьте его на графике и определите его размер.
д) Какое количество телефонов потребители готовы купить, а производители продать по цене 4 тыс. р.? Находится ли рынок в равновесии при такой цене? Какой рыночный дисбаланс возникает? Обозначьте его на графике и определите его размер.
На выполнение задания 5 минут. Затем перейдем к совместному обсуждению выполнения заданий. (7 минут)
Решение:
а) и б) см. график
в) Будет продано 7 тыс. телефонов по цене 6 тыс. р. за штуку.
г) Если цена повысится до 8 тыс. р., величина спроса потребителей сократится до 6 тыс. шт., а величина предложения производителей увеличится до 11 тыс. шт. Рынок выходит из равновесия. В результате возникнет перепроизводство в размере 11 - 6 = 5 тыс. шт.,
д) Если цена понизится до 4 тыс. р., величина спроса потребителей увеличится до 8 тыс. шт., а величина предложения производителей сократится до 3 тыс. шт. В результате возникнет дефицит в размере 8 – 3 = 5 тыс. шт.
IV. Изучение нового материала в следующей последовательности:
Предлагаю вам разделиться на 3 группы (как мы с вами делились на предыдущих занятиях)
Вам предложены 3 ситуации.
Обсудите в группах возможные ситуации, приведите свои примеры к каждой ситуации, а затем представьте в виде рассказа ваше обсуждение всему классу.
Ситуации:
1.
2.
3.
Варианты обсуждений:
Ситуация 1.
ситуация равновесия
рост предложения – падение цен – рост количества товара.
падение предложения – рост цен – падение количества товара.
Ситуация 2.
рост спроса – рост цен – рост количества товара
рост спроса и предложения – рост количества товара – изменение цены зависит от того одинаково ли увеличились спрос и предложение:
если спрос и предложение увеличились одинаково, то цена не изменится
если спрос увеличился больше, чем предложение, то цена увеличится
если спрос увеличился меньше, чем предложение, цена упадет
рост спроса и сокращение предложения – рост цены – изменение количества товара зависит от того, одинаково ли изменились спрос и предложение:
если спрос и предложение изменились одинаково, то количество товара будет неизменным
если спрос увеличился больше, чем сократилось предложение, то количество будет расти
если спрос увеличился меньше, чем сократилось предложение, то количество будет падать
Ситуация 3.
падение спроса – падение цен – падение количества товара
падение спроса и рост предложения – падение цен – изменение количества товара зависит от того, одинаково ли изменились спрос и предложение:
если спрос и предложение изменились одинаково, то количество товара будет неизменным
если спрос сократился больше, чем увеличилось предложение, то количество будет падать
если спрос сократился меньше, чем увеличилось предложение, то количество будет расти
3. падение спроса и падение предложения – падение количества – изменение цен зависит от того, одинаково ли изменились спрос и предложение:
если спрос и предложение сократились одинаково, то цена не изменится
если спрос сократился больше, чем предложение, то цена будет падать
если спрос сократился меньше, чем предложение, то цена будет расти.
Примеры (почему могут возникнуть такие ситуации) – то зависит от факторов влияющих на спрос и предложение.
Здесь необходимо вспомнить конкретные примеры факторов, влияющих на сдвиг кривых спроса и предложения.
Ситуация 1. график 2: появление на рынке еще одной новой фирмы – разработчика Интернет - сайтов – приведет к росту предложения таких услуг
Ситуация 1. график 3: увеличение налогов на производство электронных часов приведет к сокращению производства, т.к. затраты на производства такого товара увеличатся
Ситуация 2. график 1: если в конце года дали премию, то спрос на икру к новогоднему столу увеличится, даже если ее цена не изменилась.
Ситуация 2. график 2: если ожидается холодная зима, то спрос и предложение обогревателей увеличится.
Ситуация 2. график 3: магазин продажи компьютерной техники переместился в новое место – в центр города: спрос на товары этого магазина будет расти, т.к. большой поток покупателей в этом районе города, а предложение будет падать, т.к. в центре города аренда больше.
Ситуация 3. график 1: рост цен на мандарины увеличит спрос на апельсины (т.к. это взаимозаменяемые товары).
Ситуация 3. график 2: цветочный ларек, в связи с кризисом переместился из центра города в более далекий район (напр. Заволга): спрос будет падать, т.к. меньше поток покупателей, предложение будет расти, т.к. затраты на аренду помещения будут меньше, чем в центре города.
Ситуация 3. график 3: летом спрос и предложение зимней одежды сокращается.
V. Обобщение изложенного материала.
Общий итог обсуждения – причины и следствия нарушения рыночного равновесия:
Причины: изменение спроса и предложения
Факторы влияющие на спрос:
Число покупателей
Доходы покупателей
Цены на другие товары
Предпочтения
Ожидания
факторы, влияющие на предложение:
Рост объемов производства
Улучшение условий производства
Цены на другие товары
Предпочтения
Ожидания
Следствия:
Рост или падение цен,
Рост или уменьшение количества товара
VI. Закрепление изученного материала.
Садимся за компьютеры по 2. Включаем графический калькулятор. Решаем задачу. К доске пойдет – остальные могут делать самостоятельно вперед «доски», за что будут оценены дополнительно (либо с места, по руке отвечаем на вопросы. Каждый ответ будет оцениваться).
Задача. Заданы функция спроса P = 8 – Qd и функция предложения: P = 2 + Qs, где Р— цена (руб.), a Qd — величина спроса, Qs — количество предложения (тыс. шт.).
Вопросы:
Найти равновесную цену и равновесное количество.
В результате роста доходов спрос увеличился на 4. Как это повлияет на равновесную цену?
В ответ на рост спроса предложение тоже растет, но только на 2 единицы. Что произойдет с ценой?
В результате землетрясения завод разрушен и предложение падает на 4 ед. что произойдет с ценой?
Решение.
Введем заданные функции в калькулятор.
Сделаем настройки построения графика: F5
Выведем данные в виде таблицы F6:
Поработаем с таблицей и найдем в ней точки равновесия:
Построим графики и наглядно посмотрим на рыночное равновесие F5:
Войдем в режим «трессировки»
SHIFT F1
Точки равновесия:
Pe = 3, Qe = 5
Спрос увеличился на 4, т.е.: P = 8 – Q + 4 = P = 12 – Q – новая кривая спроса. Вводим график в калькулятор.
чтоб не перепутать графики, меняем стиль новой функции спроса – делаем ее «жирной»
Находим новую равновесную цену и количество:
Точки равновесия:
Pe = 5, Qe = 7
Предложение выросло на 2 ед., т.е.: P = 2 + Q + 2 = P = 4 + Q – новая кривая предложения.
Вводим функцию в калькулятор
делаем функцию предложения «жирной»
Точки равновесия:
Pe = 4, Qe = 8
Предложение падает на 4: P = 2 + Q - 4 = P = -2 + Q – новая кривая предложения.
Вводим функцию в калькулятор
чтоб не перепутать графики, меняем стиль новой функции предложения – делаем ее «пунктирной» F3
Выводим табличку F6 и строим график F5
Находим новую равновесную цену и количество в режиме «трессировки» SHIFT и F1
Точки равновесия:
Pe = 7, Qe = 5
Вывод:
VII. Обобщение итогов занятия.
Что вы узнали на уроке? Предлагаю каждому из вас оценить себя. И поставить заработанную оценку в тетрадь, обосновав почему. (далее спросить нескольких человек сколько они себе поставили, а других о согласии/несогласии с такой оценкой и объяснить почему)
Оценки за урок таковы: _______________________________________________________
Домашнее задание: повторить тему «Рынок» § 9 – 12. Быть готовыми к тестовой работе на следующий урок. Задание для подготовки к ЕГЭ: написать эссе по выбору на одну из тем:
«Равновесие представляет собой результат противопоставления вкусов людей и препятствий, на пути их удовлетворения». Вильфредо Парето
«Рыночное равновесие на рынке продуктов достигается путем повышения цены тех из них, спрос на которые выше их предложения, и снижения цены тех, для которых предложение выше спроса». Леон Валърас
9