СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Нарушение рыночного равновесия" 10 класс

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Нарушение рыночного равновесия" 10 класс»

План-конспект урока.

Класс: 10

Тема программы: «Рынок»

Тема урока: «Причины и следствия нарушения рыночного равновесия»

Тип урока: урок по выполнению комплексных заданий (работ).

Вид урока: смешанный (беседа, самостоятельная работа, практическая работа)

Цель методическая:

  • создание условий для формирования знаний, умений и навыков при изучении темы «причины и следствия нарушения рыночного равновесия»

  • развитие навыков простейшего анализа

  • воспитание творческих качеств личности и навыков работы в группе.

Цели образования (обучения, воспитания, развития):

  • формирование представлений о причинах и следствиях нарушения рыночного равновесия

  • формирование навыков самостоятельной работы, работы в паре и группе

  • развитие навыков обобщения выводов.

Материально-техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, экран, презентация, учебник И.В. Липсица “Экономика”, ч.1 (10 класс), Киреев А.П. Экономика 10-11.

Межпредметные и внутрипредметные связи экономика + математика + информатика

Технологическая карта урока.

Дидактическая структура урока

Методическая подструктура урока

Методы обучения

Форма деятельности

Методические приемы и их содержание

Средства обучения

Способы организации деятельности

1. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, активация необходимых знаний

Репродуктивный

Самостоятельная работа, беседа

Письменный и устный опрос

Презентация, раздаточный материал: с/р

Фронтальный, индивидуальный

2. Формирование новых понятий и способов действий

Эвристический (частично-поисковый)

Дискуссия в группах

Работа в группах

Презентация, раздаточный материал: схемы графиков

Парный

3. Применение понятий и способов действий

Репродуктивный, эвристический

Беседа и самостоятельная работа

Решение задачи с помощью графического калькулятора, поясняя каждый этап задачи

Графический калькулятор

индивидуальный

Ход урока.

I. Организационный момент. Здравствуйте. Поздравляю вас с началом второй четверти. Перед уходом на каникулы мы остановились на изучении темы: «формирование рыночного равновесия».

II. Мотивация учебной деятельности. Давайте вспомним механизм формирования цен на рынке и его основные составляющие «спрос» и «предложение».

III. Актуализация опорных знаний. Предлагаю вам следующее задание: на слайде и листочках вы видите график, на котором показан рынок мобильных телефонов. Вам необходимо выполнить следующие задания:

а) Определите кривые спроса и предложения и обозначьте их на графике буквами D и S.

б) Найдите точку рыночного равновесия и обозначьте ее буквой А.

в) Если рынок находится в равновесии, сколько телефонов будет продано и по какой цене?

г) Какое количество телефонов потребители готовы купить, а производители продать по цене 8 тыс. р.? Находится ли рынок в равновесии при такой цене? Какой рыночный дисбаланс возникает? Обозначьте его на графике и определите его размер.

д) Какое количество телефонов потребители готовы купить, а производители продать по цене 4 тыс. р.? Находится ли рынок в равновесии при такой цене? Какой рыночный дисбаланс возникает? Обозначьте его на графике и определите его размер.

На выполнение задания 5 минут. Затем перейдем к совместному обсуждению выполнения заданий. (7 минут)

Решение:

а) и б) см. график

в) Будет продано 7 тыс. телефонов по цене 6 тыс. р. за штуку.

г) Если цена повысится до 8 тыс. р., величина спроса потребителей сократится до 6 тыс. шт., а величина предложения производителей увеличится до 11 тыс. шт. Рынок выходит из равновесия. В результате возникнет перепроизводство в размере 11 - 6 = 5 тыс. шт.,

д) Если цена понизится до 4 тыс. р., величина спроса потребителей увеличится до 8 тыс. шт., а величина предложения производителей сократится до 3 тыс. шт. В результате возникнет дефицит в размере 8 – 3 = 5 тыс. шт.

IV. Изучение нового материала в следующей последовательности:

Предлагаю вам разделиться на 3 группы (как мы с вами делились на предыдущих занятиях)

Вам предложены 3 ситуации.

Обсудите в группах возможные ситуации, приведите свои примеры к каждой ситуации, а затем представьте в виде рассказа ваше обсуждение всему классу.

Ситуации:

1.

2.

3.

Варианты обсуждений:

Ситуация 1.

  1. ситуация равновесия

  2. рост предложения – падение цен – рост количества товара.

  3. падение предложения – рост цен – падение количества товара.

Ситуация 2.

  1. рост спроса – рост цен – рост количества товара

  2. рост спроса и предложения – рост количества товара – изменение цены зависит от того одинаково ли увеличились спрос и предложение:

    • если спрос и предложение увеличились одинаково, то цена не изменится

    • если спрос увеличился больше, чем предложение, то цена увеличится

    • если спрос увеличился меньше, чем предложение, цена упадет

  3. рост спроса и сокращение предложения – рост цены – изменение количества товара зависит от того, одинаково ли изменились спрос и предложение:

  • если спрос и предложение изменились одинаково, то количество товара будет неизменным

  • если спрос увеличился больше, чем сократилось предложение, то количество будет расти

  • если спрос увеличился меньше, чем сократилось предложение, то количество будет падать

Ситуация 3.

    1. падение спроса – падение цен – падение количества товара

    2. падение спроса и рост предложения – падение цен – изменение количества товара зависит от того, одинаково ли изменились спрос и предложение:

  • если спрос и предложение изменились одинаково, то количество товара будет неизменным

  • если спрос сократился больше, чем увеличилось предложение, то количество будет падать

  • если спрос сократился меньше, чем увеличилось предложение, то количество будет расти

3. падение спроса и падение предложения – падение количества – изменение цен зависит от того, одинаково ли изменились спрос и предложение:

  • если спрос и предложение сократились одинаково, то цена не изменится

  • если спрос сократился больше, чем предложение, то цена будет падать

  • если спрос сократился меньше, чем предложение, то цена будет расти.

Примеры (почему могут возникнуть такие ситуации) – то зависит от факторов влияющих на спрос и предложение.

Здесь необходимо вспомнить конкретные примеры факторов, влияющих на сдвиг кривых спроса и предложения.

Ситуация 1. график 2: появление на рынке еще одной новой фирмы – разработчика Интернет - сайтов – приведет к росту предложения таких услуг

Ситуация 1. график 3: увеличение налогов на производство электронных часов приведет к сокращению производства, т.к. затраты на производства такого товара увеличатся

Ситуация 2. график 1: если в конце года дали премию, то спрос на икру к новогоднему столу увеличится, даже если ее цена не изменилась.

Ситуация 2. график 2: если ожидается холодная зима, то спрос и предложение обогревателей увеличится.

Ситуация 2. график 3: магазин продажи компьютерной техники переместился в новое место – в центр города: спрос на товары этого магазина будет расти, т.к. большой поток покупателей в этом районе города, а предложение будет падать, т.к. в центре города аренда больше.

Ситуация 3. график 1: рост цен на мандарины увеличит спрос на апельсины (т.к. это взаимозаменяемые товары).

Ситуация 3. график 2: цветочный ларек, в связи с кризисом переместился из центра города в более далекий район (напр. Заволга): спрос будет падать, т.к. меньше поток покупателей, предложение будет расти, т.к. затраты на аренду помещения будут меньше, чем в центре города.

Ситуация 3. график 3: летом спрос и предложение зимней одежды сокращается.

V. Обобщение изложенного материала.

Общий итог обсуждения – причины и следствия нарушения рыночного равновесия:

Причины: изменение спроса и предложения

  1. Факторы влияющие на спрос:

  • Число покупателей

  • Доходы покупателей

  • Цены на другие товары

  • Предпочтения

  • Ожидания

  1. факторы, влияющие на предложение:

  • Рост объемов производства

  • Улучшение условий производства

  • Цены на другие товары

  • Предпочтения

  • Ожидания

Следствия:

  1. Рост или падение цен,

  2. Рост или уменьшение количества товара

VI. Закрепление изученного материала.

Садимся за компьютеры по 2. Включаем графический калькулятор. Решаем задачу. К доске пойдет – остальные могут делать самостоятельно вперед «доски», за что будут оценены дополнительно (либо с места, по руке отвечаем на вопросы. Каждый ответ будет оцениваться).

Задача. Заданы функция спроса P = 8 – Qd и функция предложения: P = 2 + Qs, где Р— цена (руб.), a Qdвеличина спроса, Qs — количество предложения (тыс. шт.).


Вопросы:

    1. Найти равновесную цену и равновесное количество.

    2. В результате роста доходов спрос увеличился на 4. Как это повлияет на равновесную цену?

    3. В ответ на рост спроса предложение тоже растет, но только на 2 единицы. Что произойдет с ценой?

    4. В результате землетрясения завод разрушен и предложение падает на 4 ед. что произойдет с ценой?

Решение.

  1. Введем заданные функции в калькулятор.

Сделаем настройки построения графика: F5

Выведем данные в виде таблицы F6:

Поработаем с таблицей и найдем в ней точки равновесия:

Построим графики и наглядно посмотрим на рыночное равновесие F5:

Войдем в режим «трессировки»

SHIFT F1

Точки равновесия:

Pe = 3, Qe = 5


  1. Спрос увеличился на 4, т.е.: P = 8 – Q + 4 = P = 12 – Q – новая кривая спроса. Вводим график в калькулятор.

чтоб не перепутать графики, меняем стиль новой функции спроса – делаем ее «жирной»

Находим новую равновесную цену и количество:

Точки равновесия:

Pe = 5, Qe = 7

  1. Предложение выросло на 2 ед., т.е.: P = 2 + Q + 2 = P = 4 + Qновая кривая предложения.

Вводим функцию в калькулятор

делаем функцию предложения «жирной»

Точки равновесия:

Pe = 4, Qe = 8

  1. Предложение падает на 4: P = 2 + Q - 4 = P = -2 + Q – новая кривая предложения.

Вводим функцию в калькулятор

чтоб не перепутать графики, меняем стиль новой функции предложения – делаем ее «пунктирной» F3

Выводим табличку F6 и строим график F5

Находим новую равновесную цену и количество в режиме «трессировки» SHIFT и F1

Точки равновесия:

Pe = 7, Qe = 5

Вывод:

VII. Обобщение итогов занятия.

Что вы узнали на уроке? Предлагаю каждому из вас оценить себя. И поставить заработанную оценку в тетрадь, обосновав почему. (далее спросить нескольких человек сколько они себе поставили, а других о согласии/несогласии с такой оценкой и объяснить почему)

Оценки за урок таковы: _______________________________________________________

Домашнее задание: повторить тему «Рынок» § 9 – 12. Быть готовыми к тестовой работе на следующий урок. Задание для подготовки к ЕГЭ: написать эссе по выбору на одну из тем:

    1. «Равновесие представляет собой результат противопоставления вкусов людей и препятствий, на пути их удовлетворения». Вильфредо Парето

    2. «Рыночное равновесие на рынке продуктов достигается путем повышения цены тех из них, спрос на которые выше их предложения, и снижения цены тех, для которых предложение выше спроса». Леон Валърас


9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!