СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме : "Мы во Вселенной"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока  по ФГОС , учебник линии Полярная звезда, 2023года параграф 8

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме : "Мы во Вселенной"»

Дата проведения :


Тема урока № 9: «Мы во Вселенной»

Цели и задачи.

  1. Сформировать понятия «Вселенная», «Галактика».

  2. Познакомить с представлениями людей о Вселенной и форме планеты Земля в древности, с выдающимися древнегреческими учеными.

  3. Познакомить с моделью Вселенной Николая Коперника, идеями Джордано Бруно  и Галилео Галилея.

Планируемый результат:

Предметные УУД

1.Объяснять значение понятий: «галактика», «Вселенная»

2.Уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной

Метапредметные УУД

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений

Умения управлять своей познавательной деятельностью  

Личностные УУД

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)

Оборудование ЭОР. ПК, проектор

Ход урока

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Представьте себе, что мы в осеннем лесу.

Глубоко вдохнули, выдохнули.

Что Вы почувствовали? (свежий воздух).

Поверните лицо к солнышку, улыбнитесь ему, улыбнитесь друг другу, мне … Улыбнитесь Вселенной… Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение. Спасибо!

Эпиграф к уроку:

Далекие туманности клубя,

Всей красотою необыкновенной

Вселенная глядела на него,

И он глядел в лицо Вселенной.

Он лишь хотел всем только рассказать,

Что Солнце – это яркая звезда,

Вокруг которой движется Земля.

И на века осталась в памяти людей

Его непобедимая натура,

Что стоя в центре раскаленного костра

Он не отрекся от своих воззрений.

О чем мы будем говорить сегодня на уроке?   

Правильно, мы продолжим изучение Вселенной и познакомимся с тем как изменялись представления о Вселенной с развитием науки.

 Тема нашего урока «Мы во Вселенной» 

Откройте ваши учебники §8.Какова цель и задачи сегодняшнего урока?»

(познакомиться с этапами накопления знаний о Вселенной, ролью учёных в открытии новых знаний о Вселенной, познакомиться с жизнью и деятельностью этих учёных)

- Смогли бы Вы, ребята, отдать свою жизнь науке, за науку, за просвещение?

- А такие учёные, как Н. Коперник, Д. Бруно и Г. Галилей смогли.

2.Изучение нового («открытие новых знаний»). Организация и самообразование учащихся для дальнейшего усвоения знаний.

Прочитайте первые пункт §8 (стр.30)и запишите в тетрадь определение  «Вселенная»

Вселенная- это космическое пространство и все, что его заполняет: космические или небесные тела, газ, пыль.

Тысячелетиями люди восхищались звездным небом, наблюдали за движением Солнца, Луны и планет. И всегда задавали вопрос: как устроена Вселенная? Современное представление о Вселенной складывалось постепенно.  

Вспомним, как древние представляли Землю? (ответы детей).

Очень большой вклад в развитие взглядов о строении Вселенной внесли древнегреческие ученые.

3.Первичное усвоение новых знаний. 

Много веков господствовало учение о Вселенной Клавдия Птолемея. Оно принималось и поддерживалось церковью и считалось истинным и неоспоримым. Но рост городов, развитие торговли и ремесла позволили европейцам узнать много новых стран и народов. Расцвет мореплавания в XIV –XVI веках привел к открытию новых земель, а первое кругосветное путешествие Фернана Магеллана стало одним из доказательств шарообразности Земли

Развитие знаний о Вселенной (Сам. работа с уч. )

Ученый

Вклад в науку

Пифагор

Предположил, что Земля имеет форму шара

Аристотель

Предложил систему мира, с центром Земля, вокруг которой вращаются небесные сферы, на кот. Неподвижно закреплены небесные тела:планеты, Луна, Солнце, звезды

Клавдий Птолемей

В центре Вселенной земля неподвижная, шарообразная, вокруг которой движутся Луна, Солнце и 5 планет.

Николай Коперник

Земля вращается вокруг Солнца, Центром мира является Солнце, вокруг него  и своей оси движутся все планеты

Джордано Бруно

Вселенная бесконечна, Солнце- центр солнечной системы, Солнце -звезда

Галилео Галилей

Солнце вращается вокруг собственной оси, открыл спутник Юпитера

IV. Физминутка.

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку (руки на поясе)

Руки в сторону согнули

Вверх подняли, помахали,

Спрятали за спину их.

Оглянулись через правое плечо,

Через левое еще.

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

Современное представление о Вселенной

Для того чтобы создать современную модель Вселенной, трудилось не одно поколение учёных. Потребовались новые приборы и инструменты, новые методы исследования.

4.10.1957 г. на орбиту Земли был запущен первый советский космический аппарат. Дата запуска этого спутника является началом космической эры человечества. В России четвёртое октября отмечается как памятный день Космических войск.

Однако на этом достижении Советский Союз не остановился. 19 августа 1960 года советские собаки-космонавты (Белка и Стрелка) совершили орбитальный космический полёт и вернулись на Землю целыми и невредимыми.

Полёт Белки и Стрелки внёс существенный вклад в изучении и освоении космического пространства. То, что эти легендарные собаки совершили полёт в Космос и вернулись невредимыми, позволило сделать вывод о возможности человека совершить орбитальный полёт вокруг Земли.

Так, 12 апреля тысяча 1961 года советский лётчик-космонавт Юрий Гагарин, стал первым человеком в мировой истории, который совершил полёт в космическое пространство. Около ста восьми минут Юрий Гагарин провёл на околоземной орбите. В течении этого времени было изучено, как человек ведёт себя в космосе и как чувствует себя в условиях невесомости.Стоит отметить, что первый космический полёт вызвал большой интерес во всём мире, а сам Юрий Гагарин превратился в мировую знаменитость.

Проанализировав все полученные данные разных учёных, современная наука предполагает следующую модель Вселенной.

Вселенная не имеет границ. Никто не знает где находится её центр.

Наша планета Земля входит в состав Солнечной Системы, которая является частью Галактики. К сведению. Солнечная Система – это система планет, которая включает в себя центральную звезду – Солнце, а также все естественные космические объекты, вращающиеся вокруг Солнца.

А Галактика – это система звёзд во Вселенной.

Запись в тетрадь.

Современное представление о Вселенной:

Земля является планетой Солнечной системы.

Солнечная система является частью галактики (Млечный путь)

Наша и другие галактики образуют сверхгалактики.

Все сверхгалактики являются частью Вселенной.

5.Проверка полученных результатов. Коррекция.

Фронтальная проверка: Что такое Вселенная? Что такое Галактика?

Какой древнегреческий ученый предположил, что Земля имеет форму шара?

Чем система мира Коперника, отличалась от системы мира по Птолемею?

Кто утверждал, что центром мира является Солнце? (Н. Коперник)

Он увидел неровности на Луне и темные пятна на Солнце. (Г. Галилей)

Он считал, что Вселенная бесконечна. (Д. Бруно)

Он говорил, что Солнце- это центр лишь солнечной системы. (Д. Бруно)

Он открыл у Юпитера спутники. (Г. Галилей)

Как называется гигантское скопление звезд? Галактика)

 Как называется наша галактика? (Млечный путь)

6.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Наш урок подходит концу. Сегодня мы с вами узнали, что такое Вселенная и как представляли Вселенную древние ученые.

Вселенная полна загадок и тайн. Как магнит она притягивает к себе все человечество, которое невольно обращает взор на завораживающее своей красотой ночное звездное небо.

Поднимите

Правая рука -   я испытываю проблемы

Левая рука -  мне комфортно

Две руки -  я уверен в своих знаниях

Сегодня, мы, ребята, познакомились с историей изучения Вселенной. С наиболее яркими открытиями человеческой мысли.

-А что ещё Вы открыли для себя? Что Вас поразило, удивило на уроке? Запомнилось?

Чему Вы научились?

-Достигли ли мы цели нашего урока?

7.Домашнее задание. Параграф 8, выучить


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!