Конспект урока по теме: Моделирование как мера познания. Системный подход в моделировании
Класс 11
Цель урока сформировать у учащихся понимание этапов моделирования, закрепить алгоритм моделирования на примере построения модели «Расчет геометрических параметров объекта»
Задачи урока повторить этапы моделирования, построить информационную, математическую модели и на их основе создать компьютерную модель, провести компьютерный эксперимент (анализ результатов моделирования)
Планируемые результаты знать основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере, уметь построить модель объекта согласно поставленной цели.
План урока
№ | Этапы урока | Виды и формы работы | Длительность |
1. | Организационный момент | Приветствие, проверка присутствующих учащихся на уроке. | 1 мин |
2. | Объявление темы урока, определение целей и задач занятия. Мотивация учащихся. | Озвучить тему урока. Описание задачи, постановка целей моделирования | 2 мин |
3. | Повторение основных этапов моделирования. | Совместная (фронтальная) работа учителя с классом. | 2 мин. |
4. | Построение информационной и математической модели. | Совместная (фронтальная) работа учителя с классом, работа учащихся в тетрадях | 10 мин |
5. | Построение компьютерной модели | Практическая работа на компьютере в MS Excel | 15 мин |
6. | Компьютерный эксперимент | Практическая работа на компьютере в MS Excel | 8 мин |
7 | Анализ результатов моделирования | Работа учащихся в тетрадях | 2 мин |
8. | Подведение итогов, проверка работы, выставление оценок домашняя работа | Совместная работа учителя с классом | 5 мин. |
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие учеников;
Проверка присутствующих учащихся на уроке.
2. Объявление темы урока, определение целей и задач занятия
Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере».
3. Повторение сформированных знаний являющихся опорой для изучения нового материала.
Bonpoc №1. Что такое модель, моделирование? Привести примеры моделей.
Вопрос №2. Какие бывают модели? Что такое формализация?
Вопрос №3. Назвать типы информационных моделей.
Вопрос №4. Каковы основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере?
Вопрос №5. Какие программные средства обычно используются для создания компьютерных моделей?
Моделирование в электронных таблицах проводится по общей схеме, которая выделяет четыре основных этапа: постановка задачи, разработка модели, компьютерный эксперимент и анализ результатов.
4. Построение информационной и математической модели.
Первый этап. Постановка задачи.
Имеется квадратный лист картона. Из листа по углам вырезают четыре квадрата и склеивают коробку по сторонам вырезов. Какова должна быть сторона вырезаемого квадрата, чтобы коробка имела наибольшую вместимость? Какого размера надо взять лист, чтобы получить из него коробку с заданным максимальным объемом?
Цель моделирования
Определить максимальный объем коробки.
Формализация задачи
Проведем формализацию задачи в виде поиска ответов на вопросы.
Уточняющий вопрос | Ответ |
Что моделируется? | Объект «коробка» |
Что известно? | Длина стороны листа (а) |
Как определить максимальный объем коробки? | Проследить как изменяется объем коробки при изменении размера выреза b |
Как изменяется размер выреза? | Увеличивается от нуля с заданным шагом ∆b |
Какие параметры коробки изменяются при изменении выреза? | Размер дна коробки (с), площадь дна (S), объем (V) |
Что ограничивает расчеты? | c0. Размер дна не может быть отрицательным |
Второй этап. Разработка модели
Для вывода формул математической модели составим геометрическую модель в виде чертежа с указанием исследуемых характеристик объекта.
5. Построение компьютерной модели
Для моделирования будем использовать среду электронных таблиц. В этой среде информационная и математическая модели объединяются в таблицу, которая содержит три области: исходные данные, промежуточные расчеты, результаты. Заполните область исходных данных по предложенному образцу. В качестве тестовых значений параметров используйте параметры a=40 см, ∆b=1 см.
Введите расчетные формулы
6. Компьютерный эксперимент
Третий этап. Компьютерный эксперимент
План эксперимента
Провести тестовый расчет компьютерной модели.
Эксперимент 1.
Проследить, как изменяется с увеличением выреза: длина стороны дна, площадь дна, объем коробки.
Эксперимент 2.
Исследовать как определить наибольший объем коробки и соответствующий вырез.
Эксперимент 3.
Исследовать, как изменяется наибольший объем коробки и соответствующий вырез при изменении стороны исходного листа.
Эксперимент 4.
Исследовать, как изменяется наибольший объем коробки и соответствующий вырез, если уменьшить шаг изменения выреза. (∆b=0,3 см)
Проведение исследования.
Тестирование
Сравните результаты, полученные после ввода формул, с результатами, приведенными в примере расчета. Совпадение значений с контрольным образцом показывает правильность введения формул.
7. Анализ результатов моделирования.
По результатам экспериментов сформулируйте выводы и запишите их в тетрадь.
8. Подведение итогов, проверка работы, выставление оценок. Домашнее задание.
Определить максимальную площадь треугольника. В прямоугольном треугольнике задана длина гипотенузы с. Найти размеры катетов, при которых треугольник имеет наибольшую площадь. Составить геометрическую и математическую модель. Провести расчеты.