- А теперь хочу рассказать вам математическую сказку. Называется она “Родственники”. Жила на свете важная фигура. Важность ее признавалась всеми людьми, т.к. при изготовлении многих вещей форма ее служила образцом. Кого ни встретит на своем пути, всем хвалилась: “Посмотрите, какой у меня красивый вид!” Все спрашивали:- Как зовут тебя? - А зовут меня просто (прямоугольник, показать) - Назовите, ребята, эту фигуру. - Ходил он по свету… и стало ему одиноко. Решил прямоугольник поискать родственников. “Ежели встречу родственника, то сразу его узнаю”, - думал Прямоугольник, - ведь он на меня должен быть чем-то похож”. Однажды встречает он на пути фигуру. Что-то знакомое, родное увидел он в этой фигуре. Ребята, а кто из вас знает эту фигуру? Как она называется? (квадрат, показать). Слово квадрат пришло к нам из латинского языка, в этом слове есть часть «квадр», которая означает четыре. А вы знаете слова с данной частью? Давайте сейчас посетим долину знаний, где мы узнаем много нового и интересного. Не случайно четырёх музыкантов, выступающих на сцене называют квартет. Квадрига - греческая колесница, запряженная четверкой лошадей. Квадрацикл – мотоцикл на четырех колесах. Квартал – часть города, образованная пересечением четырех улиц; четвертая часть года (три месяца). - Чем похожи они? Давайте поможем фигурам найти общие признаки. (4 вершины, 4 стороны, 4 прямых угла). ФИЗМИНУТКА На столах у учащихся лежат геометрические фигуры. - Назовите эти геометрические фигуры.(прямоугольник, квадрат). - Проверьте с помощью угольника углы прямоугольника и квадрата. Какие они? - Как назовем эту фигуру? (прямоугольник) - Почему она так называется? (все углы прямые) - Давайте убедимся в этом. - При помощи угольника измерим все углы. - Сколько сторон у прямоугольника? (четыре) - Как называются стороны, которые лежат одна против другой? - Покажите их. Способом перегибания проверим, что они равны. Возьмем угольник и при помощи прямого угла способом наложения докажем, что у квадрата тоже все углы прямые. - Сделайте вывод! (квадрат – это прямоугольник). - Какие стороны у квадрата? Измерим их с помощью накладывания друг на друга(одинаковые) - Сделайте вывод! (у квадрата все стороны равны). Назовите общие признаки прямоугольника и квадрата. - Чем отличаются фигуры? - Как вы думаете, можно назвать их родственниками? - А какую же общую фамилию можно дать? (прямоугольники). Значит, квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны. |