СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: "Когда в товарищах согласия нет..." Силы в механике. (10 класс)

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок повторения, обощения, систематизирования знаний по теме"Силы в механике", применения их при решении количественных и качественных задач.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Когда в товарищах согласия нет..." Силы в механике. (10 класс)»

Урок по физике 10-го класса


Тема: «Когда в товарищах согласия нет………».


Цель урока:

Повторить, обобщить, систематизировать знания по теме «Силы в механике», применять их при решении количественных и качественных задач.

Задачи урока:

1. Образовательная – систематизация знаний об основных характеристиках механического движения

2. Развивающая – развивать навыки решения задач и умения объяснять их с применением алгоритма, развивать логическое мышление и умение оценивать результаты своей работы. Формировать умение пользоваться методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.

3. Воспитательная – развитие коммуникативных навыков и умения работать в группах; развитие самостоятельности и трудолюбия учащихся при решении физических задач.


План урока:

  1. Организационный момент – 1 минута.

  2. Постановка проблемы урока – 4 минуты

3. Актуализация знаний – 7 минут.

4. Решение задач – 30 минут.

5.Подведение итогов урока – 3 минуты.


II. Постановка проблемы урока.


Рисунок к басне И.А. Крылова. 
Учащимся показывается видеоролик со словами басни:
«Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе, трое, все в него впряглись;
Из кожи лезут вон,
А возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад,
А Щука тянет в воду!
Кто виноват из них, кто прав –
Судить не нам;
Да только воз и ныне там!»

(И.А.Крылов)
Учитель:
-Почему воз не сдвинулся с места? Как вы считаете? И какой закон Ньютона работал в этом случае?
Учащиеся:

-потому что действие сил лебедя, рака и щуки было скомпенсировано, равнодействующая сил равнялась нулю. Первый закон Ньютона.

Учитель:

-Что нужно сделать, чтобы воз сдвинуть с места?

Учащиеся:

- нужно, чтобы приложенные силы в сумме придавали телу ускорение.

Учитель:

-Какой закон Ньютона за это отвечает?
Учащиеся:

-Второй.
Учитель:

-Как вы считаете, о чем сегодня наш урок?

Учащиеся:

-о движении тел под действием нескольких сил.
Учитель: правильно. Сегодня на уроке мы решаем задачи на движение тел под действием нескольких сил. И тема урока сегодня немного необычно звучит:

«Когда в товарищах согласия нет………».

( на слайде рисунок из басни с темой урока)

III.Актуализация знаний.

Учитель:

-давайте проведем небольшую разминку. Для этого, как обычно, разделитесь на группы по четыре человека (первая и вторая парты; третья и четвертая). На столах лежат качественные вопросы, на которые после обсуждения вы должны дать ответы.

(Учащимся предлагается ситуация, с которой они должны согласиться или не согласиться, аргументировав свои доводы. Учащиеся обсуждают 2-3 минуты эти вопросы)

Учитель:

- Итак, ребята, согласны ли вы со следующими утверждениями:

1. Находясь на планете Земля, невозможно испытать состояние невесомости.

2. Груженый автомобиль меньше проскальзывает на обледенелой дороге.

3. Лягушку вода держит лучше, чем слона.

4. На экваторе и на полюсе вес арбуза не одинаков.

5. На коробке конфет рядом с ценой надпись: «Вес-300г».

Учитель: какая группа сегодня отвечала на вопросы лучше? (ребята сами определяют, какая группа лучше работала)







IV. Решение задач.

Учитель: Ну а сейчас перейдем к расчетным задачам. Обратите внимание еще раз на алгоритм их решения. (на слайде появляется алгоритм решения расчетных задач на движение тел под действием нескольких сил)

(Учитель предлагает каждой группе вытянуть номер задачи, которую нужно будет решить. На столах на другой стороне листа три задачи под номерами. Группа, вытянув номер, решает соответствующую задачу. Решают каждый самостоятельно, но общаясь в группах по данной задаче, если это нужно. Решение записывают на листе с задачами, предварительно подписав фамилию. На решение примерно отводится 10 минут. Учитель озвучивает это. Каждую задачу решает, по выбору, две разных группы.)

Учитель: Время вышло. Кто может на доске показать свое решение?

(Один представитель от группы, по желанию, идет к доске и показывает решение своей задачи. Все остальные внимательно смотрят и проверяют свое решение. Затем первый, кто написал решение, объясняет его. Учитель корректирует правильность решения. Остальные учащиеся, кто решал эту задачу, оценивают свое решение и ставят себе оценки. Так проверяют все три задачи. Работающего у доски оценивает учитель вместе с ребятами.)


V. Подведение итогов урока.

Учитель:

- При подведении итогов урока учитель проговаривает, что на следующем уроке будет проверка знаний учащихся по данной теме, что оценка будет выставлена с учетом работы на сегодняшнем уроке.

- Затем учитель просит ребят внизу под задачей ответить на вопрос (на доске слайд с вопросом):

Как было на уроке - трудно и ничего не понятно,

-трудно, но все понятно,

-было легко и все понятно.

Задание домой: повторить формулы механического движения, законы Ньютона и формулы сил, действующих на тело. Пункт 15 № 311 задачник Рымкевич. (слайд с Д/З )












Приложение №1.


Согласны ли вы со следующими утверждениями:

1. Находясь на планете Земля, невозможно испытать состояние невесомости.

2. Груженый автомобиль меньше проскальзывает на обледенелой дороге.

3. Лягушку вода держит лучше, чем слона.

4. На экваторе и на полюсе вес арбуза не одинаков.

5. На коробке конфет рядом с ценой надпись: «Вес-300г».


Расчетные задачи:

1. Собачья упряжка начинает тянуть санки массой 100кг, что стоят на снегу, с постоянной силой 150Н. За какой промежуток времени сани проедут первые 200м пути? Считайте, что коэффициент трения скольжения полозьев о снег равен 0,05.

2. Автомобиль массой 4т движется вверх, замедляя свое движение. Вычислите силу тяги, если уклон составляет 0,02, а коэффициент сопротивления движению равен 0,04. Ускорение автомобиля постоянное и равняется 0,15 м/с2.

3. На нити, пе­ре­бро­шен­ной через непо­движ­ный блок, под­ве­ше­ны грузы мас­са­ми m и 2m. С каким уско­ре­ни­ем будут дви­гать­ся грузы, если их от­пу­стить? Тре­ни­ем в блоке пре­не­бречь.


Дополнительные задачи:

1

На гладком горизонтальном столе лежит брусок массой m1=2,0кг, на котором находится второй брусок массой m2=1,0кг. Оба бруска соединены нитью, перекинутой через невесомый блок. Определить модуль силы, которую нужно приложить к нижнему бруску, чтобы он начал двигаться от блока с ускорением a=4,9 м/ с2? Коэффициент трения между брусками µ=0,50.

2

Определить массу тела, движущегося под действием силы тяги 200кн по прямолинейному горизонтальному пути, если уравнение движения х=0,2t2.

















Приложение № 2.

Алгоритм решения задач по разделу «Динамика»

  1. Прочитать задачу, выделить ее предмет.

  2. Кратко записать условие и требование задачи.

  3. Выделить взаимодействующие тела, выбрать систему отсчета.

  4. На рисунке показать все действующие силы на каждое тело. Определить (или предположить) направление ускорения и изобразить его на чертеже.

  5. Выбрать направления координатных осей (если известно направление а, то целесообразно направить одну ось вдоль а, а вторую – перпендикулярно).

  1. Записать уравнение второго закона Ньютона для каждого тела в векторной форме.

  2. Перейти к скалярной записи, заменив все векторы их проекциями на оси координат.

  3. Исходя из физической природы сил, выразить силы через величины, от которых они зависят.

  4. Если в задаче требуется определить положение или скорость тела, то к полученным уравнениям динамики добавить кинематические уравнения.

  5. Полученную систему уравнений решить в общем виде.

  6. Проверить правильность решения задачи действиями с единицами физических величин.

  7. Произвести вычисления, сформулировать ответ.

Алгоритм решения задач по разделу «Динамика»

  1. Прочитать задачу, выделить ее предмет.

  2. Кратко записать условие и требование задачи.

  3. Выделить взаимодействующие тела, выбрать систему отсчета.

  4. На рисунке показать все действующие силы на каждое тело. Определить (или предположить) направление ускорения и изобразить его на чертеже.

  5. Выбрать направления координатных осей (если известно направление а, то целесообразно направить одну ось вдоль а, а вторую – перпендикулярно).

  6. Записать уравнение второго закона Ньютона для каждого тела в векторной форме.

  7. Перейти к скалярной записи, заменив все векторы их проекциями на оси координат.

  8. Исходя из физической природы сил, выразить силы через величины, от которых они зависят.

  9. Если в задаче требуется определить положение или скорость тела, то к полученным уравнениям динамики добавить кинематические уравнения.

  10. Полученную систему уравнений решить в общем виде.

  11. Проверить правильность решения задачи действиями с единицами физических величин.

  12. Произвести вычисления, сформулировать ответ.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!