Конспект урока по биологии. Составитель: Абдурахманова Д.С.
Урок № Класс: 7 Дата:
Тема: Класс Паукообразные, общая характеристика, разнообразие
Цели:
Образовательная: Раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения паукообразных, их образа жизни в связи со средой обитания. Сформировать знания о многочисленности и разнообразии представителей класса Паукообразные, о роли в природе и для человека.
Развивающая: развивать умения работы с различными информационными источниками, анализировать и делать выводы.
Воспитательная: Формировать чувство бережного отношения к живой природе и своему здоровью. Объяснить опасность некоторых видов паукообразных, являющихся паразитами человека и животных или возбудителями некоторых заболеваний. Соблюдать меры осторожности при контакте с пауками и клещами в природе.
Планируемые результаты:
Предметные: Узнать о внешнем и внутреннем строении , многообразии, взаимосвязи строения и функций органов и их систем, раскрыть значение животных в природе и жизни человека.
Метапредметные: продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, делать выводы, сотрудничество с учителем и учащимися, выражение своих мыслей при ответах на вопросы.
Личностные: Формировать чувство бережного отношения к живой природе и своему здоровью, соблюдать правила личной гигиены.
УМК: ноутбук, интерактивная доска, учебник, таблица «Паук-крестовик», «Класс Ракообразные».
Основные понятия: хелицеры, ногощупальца, мальпигиевы сосуды.
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
I,Орг,момент
II.Актуализация опорных знаний
У доски: работают 2 ученика.
Найти лишнее и объяснить почему?
Жабры, зеленые железы,клешни, щетинки на сегментах, незамкнутая кровеносная система.
2. Установите соответствие:
1. Отряд десятиногие а) циклоп
2.Отряд равноногие б) краб
3. Отряд веслоногие в) гидра
4. Тип Кишечнополостные г) дождевой червь
5. Тип Кольчатые черви д) мокрица
Ответы: 1-Б , 2 –Д, 3 –А, 4 –В, 5 –Г
3.Биологический диктант «Закончите предложения»
1.У рака тело покрыто: хитиновым покровом
2.Отделы тела рака: головогрудь и брюшко
3.Количество пар усиков на голове: 2 пары
4.Органы обоняния рака: короткие усики
5.Органы осязания рака: длинные усики
6.Органы выделения рака: зеленые железы
7.Кровеносная система рака: незамкнутая
8.Сердце имеет форму: пятиугольную
9.Органы дыхания: жабры
10.Органы защиты и нападения: клешни
11.Полость тела : смешанная/
12.Глаза рака состоят из большого количества: фасеток или простых глаз
13.Омар и лангуст представители отряда: десятиногие
14.Наземные представители отряда равноногие: мокрица
15.Кормом для аквариумных рыб являются: циклоп и дафния
Взаимопроверка ( Ответы на доске)
III. Мотивация и целепологание
Сегодня мы познакомимся с животными, которые вам хорошо знакомы. Мы часто видим паутину в природе, в своих домах. А теперь скажите о каких животных пойдет речь? (ответы детей). Выведение темы и цели урока с учащимися.
IV. Изучение нового материала
1.Общие признаки Класса Ракообразные ( табл.Паукообразные. Рисунок учебника)
Арахналогия – наука о пауках
Особенности внешнего строения паукообразных: Рассказ учителя с элементами беседы
Покров тела - хитиновый
Отделы тела – головогрудь и брюшко
Органы на головогруди : 4 пары простых глаз, ротовые органы –хелицеры и ногощупальца
Хелицеры – на конце протоки ядов желез, для омертвления добычи
Ногощупальца – для захвата и добычи пищи
4 пары ходильных ног – покрыты волосками органы чувств
Паутинные бородавки – вырабатывают паутину( 3 пары) на брюшке (видео )
Особенности внутреннего строения:
Питание: пауки –хищники( Видеофрагмент –«Ловля пауком добычи»)
Пищеварение- внекишечное, внутрикишечное
Органы дыхания:- легочные мешки, трахеи
Кровеносная система –незамкнутая, сердце в виде трубки
Органы выделения - мальпигиевы сосуды
Нервная система узлового типа
Размножение и развитие: раздельнополые, прямое, у клещей непрямое
Классификация паукообразных: Записать схему классификации кл.паукообразные с учебника
Разнообразие паукообразных: задания по вариантам-( работа с учебником)
1вариант-клещи, 2-вариант пауки, 3 вариант –сенокосцы
Выступления учащихся каждого варианта
Ядовитые пауки( обсуждение с учащимися)Просмотр рисунков ядовитых пауков.
Опережающее задание: Выступления учащихся по теме Клещи. представители и роль клещей
-чесоточный клещ меры предосторожности, соблюдение правил личной гигиены ( Обсуждения, выводы), клещи вредители животных.
V.Закрепление
Какие меры профилактики необходимо соблюдать?
Какую роль играют паукообразные ?
VI.Дом.задание п.36, заполнить таблицу на сравнение ракообразные и паукообразные.
VII.Рефлексия
Над чем нам пришлось задуматься?
Какие трудности возникли при изучении материала?
Как вы с ними справились?