Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме «Изображение «маленького человека» в повести Гоголя Н.В. «Шинель» 8 класс»
Конспект урока по теме «Изображение «маленького человека»
в повести Гоголя Н.В. «Шинель» 8 класс
Учитель русского языка и литературы
Мирзоян Н.А.
Цели урока:
Обучающая:
проследить традицию изображения “маленького” человека в русской литературе; формировать умения характеризовать героев произведения на основе изучаемого материала; донести до детей мысль, что есть унижение, которое возвышает;
Развивающая: привить навыки передачи личностного восприятия; развить умения выделять главное; формировать умения выразительного и осмысленного чтения;
Воспитывающая: воспитывать интерес к классическому наследию русской литературы; воспитывать нравственные начала;
Формировать навык самостоятельной работы с информацией, регулятивные универсальные учебные действия целеполагания, контроля, коррекции, оценивания. Развивать коммуникативные УУД.
Задачи:
Провести идейно-тематический анализ произведения; выработать навыки определения характера главного героя повести "Шинель".
Создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся; способствовать формированию аналитического мышления и навыков сравнения, обобщения; прививать интерес к поисковой работе.
Воспитание доброты, милосердия, сострадания к людям; учить понимать авторскую позицию.
Тип урока: исследование с элементами анализа текста, развивающий по технологии критического мышления
Технологии:
Технология критического мышления. Информационно – коммуникационная технология . Мультимедиа технологии .Технология проблемного обучения.
Универсальные учебные действия :
Личностные. Воспитывается уважение к литературе, культуре своего народа; формируются ответственное отношение к учению, готовность к саморазвитию на основе мотивации к обучению; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку.
Регулятивные. Учатся умению самостоятельно определять цели своего обучения, соотносить свои действия с планируемыми результатами; владеть основами самоконтроля.
Познавательные. Учатся понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках; проводить аналогии между изучаемым объектом и собственным опытом; ориентироваться в тексте художественного произведения
Коммуникативные. Учатся осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, владеть устной монологической речью.
Оборудование:
1.Текст повести
2.Иллюстрации к произведению.
3.Презентация по теме. Интерактивная доска, презентация MS PowerPoint.
4.Фрагмент фильма.
Методы: эвристический, метод беседы, метод фронтального опроса, сравнительно-сопоставительный, аналитический, метод словесного рисования, метод комментированного чтения.
Эпиграф:
Гоголю многим обязаны те,
которые нуждаются в защите
Н.Г.Чернышевский
Ход урока:
Этапы урока | | УУД |
I.Организационный момент. Актуализация изученного. | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Личностные: - сформированность потребности в самовыражении а самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств. |
2. Целеполагание. Сообщение темы, цели и задач урока | Информационно – коммуникационная технология . Мультимедиа технологии. Сформулируйте тему нашего урока. Тема «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель» Какова будет цель урока? (Слайд 1-2). Кого защищает НВ Гоголь? (Смысл эпиграфа). | Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности; - составлять план действий, работать по плану |
Построение проекта выхода из затруднения | Технология проблемного обучения. Аналитическая работа с текстом повести: В каких произведениях, прочитанных ранее, мы встречались с темой “маленького человека”? Какова главная тема повести “Шинель”? Смысл названия произведения. (Тема человеческого страдания, предопределенного укладом жизни; тема “маленького человека”.) | Регулятивные: - планирование, -прогнозирование результатов своей деятельности Познавательные: -умение создавать алгоритм деятельности при решении проблемы Коммуникативные: - умение формулировать собственное мнение, точно отвечать на вопросы. Метапредметные. Формирование четких мыслительных процессов, выработка умения анализировать информацию. Умение структурировать знания. |
4 Реализация построенного проекта | ИКТ. Эвристические технологии обучения.Технология интегрированного обучения Беседа Средства создания образа. 1.Какая личность перед нами? 2.Как сослуживцы относились к Акакию Акакиевичу? 3. Как речь характеризует героя? 4.Почему повесть о человеке названа «Шинель»? 5.Почему же герой решил сшить новую шинель? 6. На какие жертвы он идёт ради этого? 7. Сочувствуете ли вы герою? Какие чувства вызывает у вас поведение и поступки Акакия Акакиевича на пути к достижению цели?(. Башмачкин – жертва этого мира, невиновная жертва, и он скорее вызывает уважение, чем жалость и презрение). 8. Чем стало для Башмачкина приобретение шинели? На что он идет ради этого?(Шинель для Акакия Акакиевича не роскошь, а выстраданная необходимость. 9. С какой целью Гоголем вводится фантастический финал?(Башмачкин умирает не из-за кражи шинели, он умирает из-за грубости, равнодушия и цинизма окружающего мира. Призрак Акакия Акакиевича выступает мстителем за свою незадачливую жизнь. Это бунт, хотя его можно назвать “бунт на коленях”. …)(Слайд 4-5). Фрагмент фильма. | Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено; Познавательные: понимает художественный текст, формулирует тезис, интерпретирует текст, оценивает художественный текст, находит в тексте информацию, связанную с проблематикой произведения. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, научиться интерпретировать прочитанное; умение моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию. вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения |
Словарная работа. | 1.Что означает имя Акакий? Почему герой назван Акакием? (Слайд 3). 2.Почему, давая характеристику герою, автор употребляет неопределённые местоимения и прилагательные с суффиксом оват? ? (Слайд 3). Словарь литературоведческих терминов: Ирония, сарказм, гротеск, градация, сатира | Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию |
Самостоятельная работа. | Технология развития критического мышления Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) Составить синквейн .Петербург. Башмачкин. «Маленький человек». (Слайд 10-12). | Личностные: формирование мотивации к индивидуальной творческой деятельности, формирование мотивации к самосовершенствованию, формирование нравственного мировоззрения. |
Обобщение и закрепление. | 1.В чем драматизм , трагизм судьбы «маленького человека ? (Никто в этом мире не захотел помочь ему, не поддержал протест против несправедливости). (Слайд7-8-9). 2.С какой целью автор нам рассказывает такую печальную историю? Чтобы обвинить общество, которое нравственно калечит человека. В человеке развивается страх перед сильными мира сего... | Личностные: учиться оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с разных точек зрения Нравственное оценивание усваиваемого материала, способность делать личностный моральный выбор, исходя из социальных ценностей. Личностные: делает выводы о нравственных уроках жизни, которые получил, прочитав произведение. осознает эстетическую ценность литературы. |
Рефлексия | На что мы тратим жизнь? Какие нравственные уроки вы извлекли? | Личностные: формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия, - формирование границ собственного «знания и «незнания». |
Домашнее задание: | В чём заключается большая трагедия «маленького человека» ? (Дать развёрнутый ответ на вопрос). | Коммуникативные: УУД владеть устной и письменной речью на основе представления о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. |