СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме «Изображение «маленького человека» в повести Гоголя Н.В. «Шинель» 8 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме «Изображение «маленького человека» в повести Гоголя Н.В. «Шинель» 8 класс»

Конспект урока по теме «Изображение «маленького человека»

в повести Гоголя Н.В. «Шинель» 8 класс

Учитель русского языка и литературы

Мирзоян Н.А.

Цели урока:

Обучающая:

проследить традицию изображения “маленького” человека в русской литературе; формировать умения характеризовать героев произведения на основе изучаемого материала; донести до детей мысль, что есть унижение, которое возвышает;

Развивающая: привить навыки передачи личностного восприятия; развить умения выделять главное; формировать умения выразительного и осмысленного чтения;

Воспитывающая: воспитывать интерес к классическому наследию русской литературы; воспитывать нравственные начала;

Формировать навык самостоятельной работы с информацией, регулятивные универсальные учебные действия целеполагания, контроля, коррекции, оценивания. Развивать коммуникативные УУД.

Задачи:

  • Провести идейно-тематический анализ произведения; выработать навыки определения характера главного героя повести "Шинель".

  • Создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся; способствовать формированию аналитического мышления и навыков сравнения, обобщения; прививать интерес к поисковой работе.

  • Воспитание доброты, милосердия, сострадания к людям; учить понимать авторскую позицию.

Тип урока: исследование с элементами анализа текста, развивающий по технологии критического мышления

Технологии:

Технология критического мышления. Информационно – коммуникационная технология . Мультимедиа технологии .Технология проблемного обучения.


Универсальные учебные действия :

Личностные. Воспитывается уважение к литературе, культуре своего народа; формируются ответственное отношение к учению, готовность к саморазвитию на основе мотивации к обучению; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку.

Регулятивные. Учатся умению самостоятельно определять цели своего обучения, соотносить свои действия с планируемыми результатами; владеть основами самоконтроля.

Познавательные. Учатся понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках; проводить аналогии между изучаемым объектом и собственным опытом; ориентироваться в тексте художественного произведения

Коммуникативные. Учатся осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, владеть устной монологической речью.


Оборудование:

1.Текст повести

2.Иллюстрации к произведению.

3.Презентация по теме. Интерактивная доска, презентация MS PowerPoint.

4.Фрагмент фильма.

Методы: эвристический, метод беседы, метод фронтального опроса, сравнительно-сопоставительный, аналитический, метод словесного рисования, метод комментированного чтения.

Эпиграф:

Гоголю  многим  обязаны  те,

которые  нуждаются  в  защите

Н.Г.Чернышевский

Ход урока:

Этапы урока


УУД

I.Организационный момент. Актуализация изученного.


Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Личностные:
- сформированность потребности в самовыражении а самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.


2. Целеполагание. Сообщение темы, цели и задач урока

Информационно – коммуникационная технология . Мультимедиа технологии.


Сформулируйте тему нашего урока.

Тема «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Какова будет цель урока? (Слайд 1-2).

Кого защищает НВ Гоголь? (Смысл эпиграфа).


Коммуникативные УУД 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия

Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности; - составлять план действий, работать по плану

Построение проекта выхода из затруднения

Технология проблемного обучения.

Аналитическая работа с текстом повести:

В каких произведениях, прочитанных ранее, мы встречались с темой “маленького человека”?

Какова главная тема повести “Шинель”? Смысл названия произведения.

(Тема человеческого страдания, предопределенного укладом жизни; тема “маленького человека”.)



Регулятивные:

- планирование,

-прогнозирование результатов своей деятельности

Познавательные:

-умение создавать алгоритм деятельности при решении проблемы


Коммуникативные:

- умение формулировать собственное мнение, точно отвечать на вопросы. Метапредметные. Формирование четких мыслительных процессов, выработка умения анализировать информацию. Умение структурировать знания.


4 Реализация построенного проекта


ИКТ. Эвристические технологии обучения.Технология интегрированного обучения

Беседа Средства создания образа.

1.Какая личность перед нами?

2.Как сослуживцы относились к Акакию Акакиевичу?

3. Как речь характеризует героя?

4.Почему повесть о человеке названа «Шинель»? 

5.Почему же герой решил сшить новую шинель?

6. На какие жертвы он идёт ради этого?

7. Сочувствуете ли вы герою? Какие чувства вызывает у вас поведение и поступки Акакия Акакиевича на пути к достижению цели?(. Башмачкин – жертва этого мира, невиновная жертва, и он скорее вызывает уважение, чем жалость и презрение).

8. Чем стало для Башмачкина приобретение шинели? На что он идет ради этого?(Шинель для Акакия Акакиевича не роскошь, а выстраданная необходимость. 9. С какой целью Гоголем вводится фантастический финал?(Башмачкин умирает не из-за кражи шинели, он умирает из-за грубости, равнодушия и цинизма окружающего мира. Призрак Акакия Акакиевича выступает мстителем за свою незадачливую жизнь. Это бунт, хотя его можно назвать “бунт на коленях”. …)(Слайд 4-5). Фрагмент фильма.


Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено;


Познавательные:

понимает художественный текст, формулирует тезис, интерпретирует текст, оценивает художественный текст, находит в тексте информацию, связанную с проблематикой произведения.



Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, научиться интерпретировать прочитанное;

умение моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию.





вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения

Словарная работа.

1.Что означает имя Акакий? Почему герой назван Акакием? (Слайд 3).

2.Почему, давая  характеристику герою, автор  употребляет неопределённые местоимения и прилагательные с суффиксом оват? ? (Слайд 3).

Словарь литературоведческих терминов: Ирония, сарказм, гротеск, градация, сатира

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Самостоятельная работа.

Технология развития критического мышления

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Составить синквейн .Петербург. Башмачкин. «Маленький человек». (Слайд 10-12).


Личностные: формирование мотивации к индивидуальной творческой деятельности, формирование мотивации к самосовершенствованию, формирование нравственного мировоззрения.

Обобщение и закрепление.

1.В чем драматизм , трагизм судьбы «маленького человека ? (Никто в этом мире не захотел помочь ему, не поддержал протест против несправедливости). (Слайд7-8-9).

2.С какой целью автор нам рассказывает такую печальную историю?

Чтобы обвинить общество, которое нравственно калечит человека. В человеке развивается страх перед сильными мира сего...



Личностные: учиться оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с разных точек зрения Нравственное оценивание усваиваемого материала, способность делать личностный моральный выбор, исходя из социальных ценностей. Личностные: делает выводы о нравственных уроках жизни, которые получил, прочитав произведение. осознает эстетическую ценность литературы.


Рефлексия

На что мы тратим жизнь? Какие нравственные уроки вы извлекли?


Личностные: формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия, - формирование границ собственного «знания и «незнания».

Домашнее задание:

В чём заключается большая трагедия «маленького человека» ? (Дать развёрнутый ответ на вопрос).


Коммуникативные:

УУД владеть устной и письменной речью на основе представления о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!