СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Факторы, влияющие на скорость химической реакции"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Факторы, влияющие на скорость химической реакции»

Тип урока: урок развития знаний, умений, навыков

Цель: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения, навыки, осуществлять их перенос в новые условия

Задачи:

  • образовательная – рассмотреть, как изменяется скорость реакции в зависимости от условий ее проведения; подвести учащихся к пониманию закономерностей, с помощью которых можно управлять химическими реакциями;
  • воспитательная – продолжить формирование мировоззренческих понятий: причинно-следственные связи и познаваемость мира; воспитывать у учащихся интерес к учению, стремление добиваться успехов за счет добросовестного отношения к своему труду;
  • развивающие – в процессе выполнения лабораторных опытов продолжить развитие мыслительных умений: анализировать, сравнивать и делать выводы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Факторы, влияющие на скорость химической реакции"»

Тема: «Факторы, влияющие на скорость химической реакции»

Тип урока: урок развития знаний, умений, навыков

Цель: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения, навыки, осуществлять их перенос в новые условия

Задачи:

  • образовательная – рассмотреть, как изменяется скорость реакции в зависимости от условий ее проведения; подвести учащихся к пониманию закономерностей, с помощью которых можно управлять химическими реакциями;

  • воспитательная – продолжить формирование мировоззренческих понятий: причинно-следственные связи и познаваемость мира; воспитывать у учащихся интерес к учению, стремление добиваться успехов за счет добросовестного отношения к своему труду;

  • развивающие – в процессе выполнения лабораторных опытов продолжить развитие мыслительных умений: анализировать, сравнивать и делать выводы.

Ход урока: 

I.  Организация начала занятия

II. Подготовка к основному этапу занятия

III. Конкретизация знаний, закрепление способов действий, систематизация знаний о закономерностях, с помощью которых можно управлять химическими реакциями.

IV. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании

I. Организация начала занятия

Задача этапа: подготовить учащихся к работе на занятии.

Учитель: сегодня мы продолжим изучение темы «Скорость химической реакции» и выясним, может ли человек, обладая определенными знаниями, управлять химической реакцией. Для решения этой проблемы мы отправляемся в виртуальную лабораторию. Чтобы войти в нее, необходимо показать свои знания о скорости химической реакции.

II. Подготовка к основному этапу занятия

Задачи этапа: актуализация опорных знаний и умений, обеспечение мотивации и принятия учащимися цели урока.

Актуализация знаний учащихся

Учитель организует фронтальную беседу:

Вопрос 1: что изучает химическая кинетика?

Предполагаемый ответ: химическая кинетика – наука о закономерностях протекания химических реакций во времени.

Вопрос 2: на какие две группы можно разделить реакции в зависимости от состояния химических веществ?

Предполагаемый ответ: если химические реакции происходят в однородной среде, например в растворе или газовой фазе, их называют гомогенными. А если реакция идет между веществами, находящимися в разных агрегатных состояниях, их называют гетерогенными.

Вопрос 3: как определить скорость гетерогенной реакции?

Предполагаемый ответ: скорость гетерогенной реакции определяется как изменение количества вещества в единицу времени на единице поверхности (учащийся записывает формулу на доске)

Вопрос 4: как определить скорость гомогенной реакции?

Предполагаемый ответ: Скорость гомогенной реакции определяется как изменение концентрации одного из веществ в единицу времени (учащийся записывает формулу на доске).

Учитель: теперь, используя свой жизненный опыт, предположите:

Вопрос 5: что сгорит быстрее: деревянная доска или древесные стружки?

Предполагаемый ответ: древесные стружки сгорят быстрее.

Вопрос 6: где быстрее сгорит уголь: на воздухе или в кислороде?

Предполагаемый ответ: быстрее уголь сгорит в кислороде.

III. Конкретизация знаний, закрепление способов действий, систематизация знаний о закономерностях, с помощью которых можно управлять химическими реакциями.

Задача этапа: обеспечить усвоение знаний и способов действий, организовав активную продуктивную деятельность учащихся.

Вводный рассказ учителя (сопровождается компьютерной презентацией):

Учитель: используя свой жизненный опыт, вы правильно предположили. Действительно, скорость химической реакции зависит от многих факторов. Основными из них являются: природа и концентрация реагирующих веществ, давление, температура, поверхность соприкосновения реагирующих веществ, действие катализаторов. А как именно они изменяют скорость реакции: понижают или повышают, мы сейчас и узнаем, выполнив опыты в виртуальной лаборатории (Приложение №1)

По мере работы вы в своих рабочих тетрадях оформляете наблюдения в виде таблицы:

Фактор, влияющий на скорость

Вывод о влиянии

фактора на скорость

Обоснование влияния

 

 

 

По мере работы мы также будем  использовать информацию учебника

на стр. 101-104.

Учащиеся под руководством учителя решают каждую экспериментальную задачу, и учитель, используя компьютерную презентацию (Приложение №2) подводит учащихся к обоснованным заключениям.

Результат работы:

Фактор, влияющий на скорость

Вывод о влиянии

фактора на скорость

Обоснование влияния

Концентрация реагирующих веществ

Прямая зависимость: чем выше концентрация, тем быстрее протекает реакция. Скорость химической реакции пропорциональна произведению концентраций реагирующих веществ, взятых в степенях, равных их коэффициентам в уравнении реакции (закон действующих масс).

Для реакции А+В=Д этот закон выразится так:

U= K Х CA Х CB

Чтобы осуществилось химическое взаимодействие между частицами, они должны столкнуться. Чем больше концентрация реагирующих веществ, тем больше столкновений и соответственно скорость реакции.

Природа реагирующих веществ

Значение  энергии активации определяет влияние природы вещества на скорость реакции.

Например, энергия активации соляной кислоты меньше, чем уксусной  и поэтому скорость реакции цинка с соляной кислотой выше.

Энергия активации -  минимальный избыток энергии, который должна иметь частица, чтобы произошло эффективное соударение

Температура

При повышении температуры скорость реакции увеличивается согласно правилу Вант – Гоффа: повышение температуры на каждые 10 градусов приводит к увеличению скорости реакции в 2-4 раза. 

Повышение температуры увеличивает долю «активных» молекул, способных преодолеть энергетический барьер реакции.

Действие катализатора

Катализатор – вещество, ускоряющее химическую реакцию, и остающееся неизменным по окончании реакции. Например, оксид ванадия, оксид марганца, ферменты.

Ингибитор – вещество, замедляющее скорость реакции.

Катализатор изменяет механизм реакции, направляя ее по энергетически более выгодному пути с меньшей энергией активации.

От поверхности соприкосновения

При измельчении веществ, при растворении их в воде перед реакцией, скорость ее будет выше

Измельченные или растворенные вещества имеют больше площадь контакта для молекул

Учитель: итак, какой вывод мы можем сделать: может ли человек управлять скоростью реакций?

Предполагаемый ответ: да, может, если обладает знаниями о химической кинетике.

          IV. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании

Задачи этапа: оценить работу на уроке и показать значение проделанной работы для последующего изучения темы.

          Учитель: давайте вспомним ход урока, что мы сегодня узнали, чему научились?

          Рефлексия. Высказывания учащихся.

Учитель: домашнее задание: параграф 6,3, выучить информацию таблицы. Выполнить упражнения 4, 5 стр. 104 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!