СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Движение земной коры"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

технологическая карта урока

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Движение земной коры"»

Движение земной коры. Вулканизм.

Ф.И.О.: Щеглова Наталья Александровна

Класс: 6 класс

Предмет: География

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: комбинированный

Цель урока: сформировать представление о землетрясениях, вулканизме, горячих источниках и гейзерах, медленных вертикальных и быстрых движениях земной коры, их роли в изменении поверхности Земли.

Задачи урока:

  1. Сформировать представление и понимание о стихийных явлениях литосферы

  2. Развивать мировоззренческую идею о постоянном движении земной коры.

  3. Способствовать воспитанию интереса к предмету, умению слушать товарищей, аргументировать свою точку зрения.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: научаться называть и приводить примеры характерных природных явлений в земной коре. Получат возможность научиться выявлять закономерности распространения землетрясений и вулканизма, устанавливать с помощью географических карт главные сейсмические пояса на Земле.

Познавательные результаты: ставят и формулируют цели и проблему урока; анализировать и обобщать тематическую информацию; формулировать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.

Коммуникативные результаты: излагать свое мнение, аргументируя его; понимать позицию другого; различать в речи другого мнения, факты, доказательства; корректировать свое мнение под действием контраргументов.

Регулятивные результаты: составляют, корректируют план и последовательность действий, оценивают результат.

Личностные результаты: выражают устойчивый учебно-познавательный интерес к географии; осознают целостность природы Земли.

Основные термины и понятия: землетрясение, сейсмические пояса, вулкан, очаг магмы, лава, гейзер, горст, грабен, эпицентр, сейсмограф, вулканический остров, горячие источники, медленные вертикальные движения земной коры.

Методы обучения: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы обучения: индивидуальные, фронтальные.

Оборудование: проектор, компьютер, физическая карта мира, атласы, учебники.

Учебник: География. Начальный курс. 6 класс. Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. 2013 г.








Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Мотивация:

- Мы выяснили на прошлом уроке, какие бывают полезные ископаемые, где залегают, как используются человеком. А сегодня на уроке нас ждут новые знания и открытия.

3. Актуализация знаний: Фронтальный опрос:

- Какие горные породы называют полезные ископаемые?

- Назовите основные группы горных пород по происхождению.

- Как называется твёрдая оболочка Земли? Слайд 1

4. Постановка проблемы:

- Дети, внимательно прочитайте текст: « Жили викинги на Скандинавском полуострове, там, где сейчас находится страна Норвегия. Возвращаясь из плавания, они подплывали к скалистым берегам и крепили свои лодки, на колышки почти на уровне воды. Прошло много сотен лет. Уже нет викингов, но причальные кольца сохранились. Только теперь они находятся на высоте почти 9 метров.» Слайд 2

Рассмотрите изображения и определите тематику, общую идею и дайте название кроссенс.

Данный текст и кроссенс поможет нам определить тему урока. Слайд 3

- Да, сегодня мы с вами будем говорить о движении Земли. Запишите тему урока в тетрадь.

5. Изучение нового материала:

- Итак, медленные движения земной коры - это вертикальные движения Земли со скоростью до нескольких сантиметров в год, связанные с действием процессов протекающих в её недрах. Так, берега Скандинавского полуострова поднимается со скоростью 1-2 см в год. Море уходит от берега. А Южный берег Северного моря опускается и погружается в море. Жители Нидерландов строят дамбы, откачивают морскую воду с освободившихся земель. Слайд 4.

Наряду со сравнительно медленным движениями земной коры происходят очень быстрые движения.

Прослушайте отрывок из книги «Дети капитана Гранта».

«Один Гленарван не сомкнул глаз. Вдруг ужасающий грохот поднял его на ноги. Это был оглушительный шум, как будто по гулкой мостовой проезжали повозки с артиллерийскими снарядами. Гленарван почувствовал, что почва уходит из-под его ног; хижина заколебалась, и в стенах ее появились трещины.
- Тревога! – крикнул он. Едва проснувшись, путешественники были сбиты с ног и, повалившись друг на друга, покатились вниз по крутому склону. В лучах рассвета их глазам открылась страшная картина. Очертания гор менялись на глазах: вершины обламывались, скалы, качаясь, исчезали, словно проваливались в какие-то люки. Про исходило то, что часто случалось в Андах49: целый горный кряж в несколько миль шириной перемещался, катясь к равнине.
- Землетрясение! – крикнул Паганель. Географ не ошибся.»

- Ребята, что такое землетрясение?

Землетрясение – подземные толчки и колебания земной поверхности, к которым приводит резкий разрыв и смещение горных пород на глубине. Слайд 5. Запишите в тетрадь определение

Наука о землетрясениях называется сейсмологией, а прибор, регистрирующий колебания поверхности – сейсмографом. Люди этой профессии – сейсмологи. Слайд 6.

Внимательно изучите таблицу «Шкала силы землетрясений» на слайде 7. Оцените силу землетрясения в баллах. Ответ обоснуйте.

В данном стихотворении и рисунке найдите элементы землетрясения.

На глубине земных пластов – смещение,

Взрыв произошёл: очаг землетрясение.

И от него сейсмические волны

Распространились с быстротой огромной.

Над очагом отмечен эпицентр –

Волна смела здесь все в один момент.

Разрушены дороги и строения,

Погибли люди от землетрясения. Слайд 8


Запишите в тетрадь следующие определения: Место разлома и перемещения горных пород называется очагом землетрясения.

Участок земли, расположенный над очагом землетрясения, называется эпицентром землетрясения. Слайд 9

И ещё раз обращаюсь к отрывку из книги «Дети капитана Гранта». С героями произведения произошло второе стихийное бедствие.

«Внизу виднелась дикая долина, а над нею, в двух милях от наших путешественников, зиял кратер Антуко. Вулкан этот, выбрасывая потоки пламени, пепла и дыма, ревел, как огромное чудовище. Окружавшие его горы, казалось, были объяты пламенем. Град раскаленных добела камней, клубы красноватого дыма, взлетающие струи лавы – все это сливалось в сверкающие снопы. И в то время как тускнеющее солнце, словно потухшее светило, исчезало во мраке горизонта, ослепительный, с каждой минутой усиливающийся свет вулкана заливал все вокруг своим заревом.»

- О каком явлении природы будет идти речь?

Для сейсмических поясов характерны не только землетрясение, но и вулканизм.

Работа с учебником стр. 51, рис. 31. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы.

Вулканы существуют не только на суше, но и на дне океана. Вулканический остров, потухшие и действующие вулканы. Слайд 10.

Работа с атласами. (карта полушарий и физическая карта мира)

  1. Найдите зоны распространения вулканов.

  2. На каких материках они расположены?

  3. Найдите условное обозначение вулкана.

  4. Найдите и назовите несколько крупных вулканов.

Работа с контурной картой.

Отметьте вулканы Везувий, Этна, Фудзияма.


Обратите внимание на слайд 11


Как будто сорок чайников
Поставил кто-то в ряд,
Они, шипя и булькая,
И день, и ночь кипят.

Фонтанчики горючие
Повсюду так и бьют,
Лишь на минутку спрячутся
И снова тут как тут.

Водичка для купания
Здесь будет в самый раз.
Такую воду в ванне нам
Согреет дома газ.

Конфорку же для гейзера
Не надо зажигать.
Подрос фонтанчик весело
И спрятался опять.
(Н. Кнушевицкая)

Гейзеры – периодически фонтанирующие источники горячей воды. Крупные гейзеры на Камчатке были обнаружены в 1941 году в долине реки Гейзерной (Долина гейзеров), вблизи вулкана Кихпиныч. Была открыта Т. И. Устиновой 25 июля 1941 года. Слайд 12

В вулканических районах люди используют тепло Земли для получения электроэнергии, обогрева домов, теплиц.

6. Первичное осмысление и закрепление изученного материала:

- Итак, земная кора находится в непрерывном движении, которое по-разному проявляется в разных ее участках. Движение земной коры – это природное явление, происходящее в твердой оболочке Земли.

Составление схемы. Учащиеся заносят ее в тетрадь. Слайд 13


В результате движения земной коры, мягкие осадочные горные породы сминаются в складки, а твердые магматические и метаморфические трескаются с образованием разломов (горст, грабен). Рис. 34., стр. 54 учебника.


Правильны ли утверждения:

Земная кора находиться в постоянном движении (да, нет)

Для равнинных районов характерны землетрясение и разломы (да, нет)

Главная причина движения коры - это процессы, происходящие внутри Земли (да, нет)

7. Рефлексия.

Вспомним тему и задачи урока, и оцените меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

Значение этих знаний для меня…

Мне понравилось ли не понравилось…..

Я узнал….

8. Домашнее задание. § 15. Вопросы и задания стр. 55. На контурной карте отметить вулканы Килиманджаро, Фудзияма, Ключевая сопка, Гекла, Кракатау найдите их координаты. Слайд 14












Приложение 1.

Технологическая карта урока


Этапы урока,

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые умения

1

Организационный момент

Самоопределение к учебной деятельности

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Регулятивные: Волевая саморегуляция.

2.

Мотивация к учебной деятельности

Замотивировать на личностно значимом уровне.

- Мы выяснили на прошлом уроке, какие бывают полезные ископаемые, где залегают, как используются человеком. А сегодня на уроке нас ждут новые знания и открытия.


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками


3

Актуализация знаний

1.Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний.

2.Организовать выполнение учащимися учебного действия

Фронтальный опрос:

- Какие горные породы называют полезные ископаемые?

- Назовите основные группы горных пород по происхождению.

- Как называется твёрдая оболочка Земли? Слайд 1

Отвечают на вопросы учителя

Познавательные: общеучебные умения структурирования знаний, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: контроль и оценка прогнозирование.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

4

Постановка проблемы

Согласовать цель и тему урока

- Дети, внимательно прочитайте текст: « Жили викинги на Скандинавском полуострове, там, где сейчас находится страна Норвегия. Возвращаясь из плавания, они подплывали к скалистым берегам и крепили свои лодки, на причальные кольца почти на уровне воды. Прошло много сотен лет. Уже нет викингов, но причальные кольца сохранились. Только теперь они находятся на высоте почти 9 метров.» Слайд 2


Рассмотрите изображения и определите тематику, общую идею и дайте название кроссенсу.

Данный текст и кроссенс поможет нам определить тему урока. Слайд 3

- Да, сегодня мы с вами будем говорить о движении Земли. Запишите тему урока в тетрадь

Анализируют, обсуждают, фиксируют результаты, устанавливают причинно- следственные связи . Высказывают предположения на поставленные вопросы. Формулируют название темы урока











Записывают тему в тетрадь

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи; планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

Познавательные: умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя.

5

Изучение нового материала

Сформировать представление и понимание о стихийных явлениях литосферы.


Организует обсуждение информации о землетрясении.

Наука о землетрясениях называется сейсмологией, а прибор,


регистрирующий колебания поверхности – сейсмографом. Люди этой профессии – сейсмологи. Слайд 6.

Внимательно изучите таблицу «Шкала силы землетрясений» на слайде 7.

Оцените силу землетрясения в баллах. Ответ обоснуйте.

В данном стихотворении и рисунке найдите элементы землетрясения.

На глубине земных пластов – смещение,

Взрыв произошёл: очаг землетрясение.

И от него сейсмические волны

Распространились с быстротой огромной.

Над очагом отмечен эпицентр –

Волна смела здесь все в один момент.

Разрушены дороги и строения,

Погибли люди от землетрясения. Слайд8

Запишите в тетрадь следующие определения: Место разлома и перемещения горных пород называется очагом землетрясения.

Участок земли, расположенный над очагом землетрясения, называется эпицентром землетрясения. Слайд 9

И ещё раз обращаюсь к отрывку из книги «Дети капитана Гранта». С героями произведения произошло второе стихийное бедствие.

«Внизу виднелась дикая долина, а над нею, в двух милях от наших путешественников, зиял кратер Антуко. Вулкан этот, выбрасывая потоки пламени, пепла и дыма, ревел, как огромное чудовище. Окружавшие его горы, казалось, были объяты пламенем. Град раскаленных добела камней, клубы красноватого дыма, взлетающие струи лавы – все это сливалось в сверкающие снопы. И в то время как тускнеющее солнце, словно потухшее светило, исчезало во мраке горизонта, ослепительный, с каждой минутой усиливающийся свет вулкана заливал все вокруг своим заревом.»

- О каком явлении природы будет идти речь?

Для сейсмических поясов характерны не только землетрясение, но и вулканизм.

Работа с учебником стр. 51, рис. 31. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы.

Вулканы существуют не только на суше, но и на дне океана. Вулканический остров, потухшие и действующие вулканы. Слайд 10.

Работа с атласами. (карта полушарий и физическая карта мира)

  1. Найдите зоны распространения вулканов.

  2. На каких материках они расположены?

  3. Найдите условное обозначение вулкана.

  4. Найдите и назовите несколько крупных вулканов.

Работа с контурной картой.

Отметьте вулканы Везувий, Этна, Фудзияма.

Как будто сорок чайников
Поставил кто-то в ряд,
Они, шипя и булькая,
И день, и ночь кипят.
Фонтанчики горючие
Повсюду так и бьют,
Лишь на минутку спрячутся
И снова тут как тут.
Водичка для купания
Здесь будет в самый раз.
Такую воду в ванне нам
Согреет дома газ.
Конфорку же для гейзера
Не надо зажигать.
Подрос фонтанчик весело
И спрятался опять.
(Н. Кнушевицкая)

Гейзеры – периодически фонтанирующие источники горячей воды. Крупные гейзеры на Камчатке были обнаружены в 1941 году в долине реки Гейзерной (Долина гейзеров), вблизи вулкана Кихпиныч. Была открыта Т. И. Устиновой 25 июля 1941 года. Слайд 11

В вулканических районах люди используют тепло Земли для получения электроэнергии, обогрева домов, теплиц

Слушают, анализируют полученную информацию, высказываются.

Записывают определение в тетрадь.








Анализируют таблицу. Делают выводы.




















Записывают определения в тетрадь.












Анализируют услышанное, отвечают на поставленный вопрос.



Рассматривают, анализируют, отвечают на вопросы в учебнике.








Работают с атласами.
















Выполняют задания в контурной карте.


















Записывают определения в тетрадь.


Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; анализировать и обобщать тематическую информацию; формулировать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.

Коммуникативные:излагать свое мнение, аргументируя его; понимать позицию другого; различать в речи другого мнения, факты, доказательства; корректировать свое мнение под действием контраргументов.

Регулятивные:формирование познавательной инициативы.

Личностные : умение следовать в поведении моральным нормам и эстетическим требованиям.

6

Первичное осмысление и закрепление изученного

1.Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий 2.Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности

Итак, земная кора находится в непрерывном движении, которое по-разному проявляется в разных ее участках. Движение земной коры – это природное явление, происходящее в твердой оболочке Земли.

Составление схемы. Учащиеся заносят ее в тетрадь. Слайд 12

В результате движения земной коры, мягкие осадочные горные породы сминаются в складки, а твердые магматические и метаморфические трескаются с образованием разломов (горст, грабен). Рис. 34., стр. 54 учебника.

Правильны ли утверждения:

Земная кора находиться в постоянном движении (да, нет)

Для равнинных районов характерны землетрясение и разломы (да, нет)

Главная причина движения коры - это процессы, происходящие внутри Земли (да, нет)

Составляют схему, заносят ее в тетрадь.












Работают с учебником , анализируют информацию.



Выполняют самостоятельную работу. Производят самоконтроль.

Коммуникативные: излагать свое мнение, аргументируя его; понимать позицию другого.

Познавательные: умение осознано и произвольно строить высказывания.

Регулятивные: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном


7

Рефлексия

Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности.


Организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке.

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

Значение этих знаний для меня…

Мне понравилось или не понравилось…..

Я узнал….


Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников.

Личностные: умение оценивать себя на основе критерия успешности.

Познавательные: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

8

Домашнее задание

Организовать обсуждение и запись домашнего задания. Провести оценивание.

§ 15. Вопросы и задания стр. 55. На контурной карте отметить вулканы Килиманджаро, Фудзияма, Ключевая сопка, Гекла, Кракатау найдите их координаты. Слайд 13

Запись домашнего задания.

Познавательные: умение структурировать знания; оценка процессов и результатов деятельности.

Регулятивные: волевая саморягуляция; осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.




Литература:

http://www.planetadorog.ru/r/norvegija_strana_fordov_i_vikingov/

http://ga-la.ru/book/proze/vern/deti_kapitana_granta/?page=81

http://zanimatika.narod.ru/Nachalka10_1.htm

География. Начальный курс. 6 класс Методическое пособие к учебнику Т.П. Герасимовой Н.П. Неклюковой / Т.П. Громова

Методическое пособие к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «Начальный курс географии. 6 класс»/ О.А. Бахчиева

Учебник: География. Начальный курс. 6 класс. Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. 2013 г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!