Тема урока: Буквы О-Ё после шипящих в корне слова
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: научить различать правописание о - ё после шипящих в корне слова, отработать алгоритм действия при выборе написания изучаемой орфограммы
Прогнозируемые результаты:
предметные УУД: расширить понятийную базу за счёт включения в неё новых элементов; знать правила написания О-Ё после шипящих в корне слова, уметь применять изученное правило на письме;
личностные УУД: формировать учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению, адекватную позитивную самооценку;
познавательные УУД: формировать умение самостоятельно добывать информацию, выдвигать гипотезы, проводить наблюдение, анализировать, сравнивать, делать выводы, планировать необходимые действия, использовать знаково-символические средства;
регулятивные УУД: самостоятельное формулировать темы, ставить учебные цели, оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанной ошибки;
коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать собственную точку зрения, умение слушать собеседника, умение договариваться, работать в группе, работать в паре.
Педагогические технологии: технология проблемного обучения, здоровьесберегающая технология, элементы игровой технологии
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, в паре
Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль
Оборудование урока: доска, учебник, карточки-задания, тетрадь, презентация.
Оргмомент.
Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.
1. Лексико-орфографическая работа (с последующей взаимопроверкой записанных слов по образцу)
Задание: По лексическому значению узнайте слово и запишите его
Дикая кустарниковая роза с простыми, не махровыми цветками и со стеблями, покрытыми шипами; плоды этого растения используют как витаминное сырье (шиповник)
Плоские деревянные (или пластиковые) полозья для хождения, бега по снегу (лыжи)
Устройство с раскрывающимся в воздухе куполом и стропами для прыжка с самолета или спуска с высоты груз (парашют)
Травянистое растение семейства гречишных с продолговатыми съедобными кислыми листьями (щавель)
Группа специалистов, назначенных или избранных для присуждения премий и наград на конкурсах, выставках, состязаниях и т. П. (жюри)
Фантастическое существо необычайного, устрашающего вида (чудовище)
Вооружённый караульный, выполняющий боевую задачу по охране и обороне порученного ему поста (часовой)
- Какие орфограммы мы повторяли в разминке?( Буквы и, у, а после шипящих)
2. Групповая работа: решение ребусов (см Приложение)
Задание: Решите ребусы. Распределите получившиеся слова на две группы. Обоснуйте свой выбор.
(Ответы: желудь, шорох, крыжовник, шоссе, шепот, пчёлка)
- Можете ли вы объяснить связь предыдущего и данного задания? (Правописание гласных после шипящих)
Постановка проблемы (основного вопроса урока).
- Произнесите данные слова. Какое сочетание звуков после шипящих вы слышите?
- Сможете ли вы сразу ответить, почему пишем ту или иную букву в каждом из этих слов?
Итак, что же будет сегодня предметом исследования на уроке?
- Сформулируйте тему урока.
Подумайте, что в конце урока вы должны знать, что уметь, т.е. поставьте цель перед собой и определите пути её достижения
4. Открытие нового знания.
Работа в группах
Задание 1: Распределите слова из ребусов с буквой О после шипящих на две группы, обоснуйте свой выбор.
Задание 2: Предложите правило написания О-Ё в отгаданных словах.
Сравните свои наблюдения с материалом учебника (с.37, правило №37)
Работа в парах
Задание 3: Перед вами лежат листы бумаги и фломастеры. Попробуйте с помощью схемы передать полученную вами информацию о правописании изучаемой орфограммы
Представьте продукт своей совместной деятельности – схему правила
В чьей схеме, на ваш взгляд, более точно и лаконично зашифровано правило?
5. Динамическая пауза (этап физической разрядки)
6. Развитие учебноязыковых, правописных и речевых умений.
Работа по учебнику:
У.457 (комментированное письмо)
- Какую закономерность отметили при выполнении задания у.457?
- Дополните вариант правила учебника (В корне слова после шипящих под ударением пишется ё (хотя произносится о), если при изменении слова или при подборе однокоренных слов ё чередуется с е)
У.458 (выразительное чтение, самостоятельное выполнение задания)
7. Обобщение и систематизация знаний
1.Задание на разграничение омофонов.
На доске записаны два предложения: Мальчик нечаянно ожёг руку. К счастью, ожог был несильный.
Вопросы и задания:
– Назовите два одинаково звучащих слова ([ажок])
– Сравните их написание. Что необычного заметили?
– Как связаны эти слова с темой урока? (После шипящих букв под ударением гласные звуки обозначаются разными буквами.)
- Как называются такие слова? (Омофоны – имеют только одинаковое звучание, а пишутся по-разному.)
-Предположите, почему слова пишутся по-разному. В чём их различие? (Разная часть речи, член предложения.)
Предложения записываются с доски, делаются графические обозначения.
2. Тестовые задания
1. Укажите слова только с буквой О
а) щ..голь б) ч..рствый в) ч..порный г) реш..тка
2. Найдите лишнее слово
а) расческа б) жонглер в) шорох г) шепот
3. В каких словах допущена ошибка?
а) жолтый; д) жокей б) решотка е) шорох в) чёрный ж) крыжовник г) жёнглёр з) шопот
8. Домашнее задание
1. П.86, РТ № 113, 114
2. Применение знаний в новой ситуации. Творческое задание: Представьте, что вам предложили создать рекламу, но обязательное условие - использовать слова на изученную орфограмму! (Работаем или индивидуально, или в паре!)
9. Итог урока. Рефлексия
– Назовите ключевые слова (сочетания слов) урока. (Шипящий, корень, буквы Ё, О, звук под ударением, непроверяемая буква безударного гласного О)
- Достигли ли вы цели, которую поставили перед собой? Что вам помогло достичь её?
- Что нужно знать, чтобы правильно написать буквы О-Ё после шипящих в корне слова?
- Что понравилось на уроке?
- Что показалось трудным?
- Оцените свою работу на уроке.
Приложение