СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Буквосочетания ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока во 2 классе

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Буквосочетания ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ"»

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Цель:

формировать навыки правописания слов с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Планируемые результаты:

учащиеся научатся характеризовать непарные твердые и мягкие согласные звуки русского языка;

применять правила правописания;

подбирать примеры с определенной орфограммой.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Словарная работа

— Послушайте текст о словарных словах. Запишите их в строчку через запятую, подчеркните орфограммы.

1) Этот предмет — обувь. Ее носят весной, зимой, осенью. Дети любят ходить в этой резиновой обуви по лужам. (Сапоги.)

Сесть, и встать, И два прыжка... Вместе весело всегда.

Е. Гайтерова

Этот предмет — дерево. Осенью его листья приобретают ярко-крас- ную окраску. Про него люди сочинили поговорку «Дрожит как... лист». (Осина.)

Это овощ. Завезен к нам из Америки. По-итальянски — это поми¬дор, а по-индейски — ... (томат).

Этот овощ завезен из Америки мореплавателем Колумбом. При царском дворе его подавали как десерт. А сейчас его подают к столу как гарнир. (Картофель.)

2. Орфографическая минутка

(Графический диктант.)

— Запишите через запятую только опасные буквосочетания в словах, которые сейчас продиктую.

Ночка, точно, мечта, овощной, молочный, мощный, звездочка,

помощник.

Ответ. ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, ЧН, ЩН, ЧК, ЩН.

III. Самоопределение к деятельности

— На какие группы можно разделить эти согласные звуки: [Ж], [Ч'], [Ш], [Щ']? (Звонкие и глухие, мягкие и твердые.)

— Назовите всегда мягкие звуки. (/'/'/, [Щ'].)

— Назовите всегда твердые звуки. ([Ж], [Ш].)

— Послушайте грамматическую сказку про эти звуки. Жили-были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалеку жили

гласные У, Ю, Ы, И, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат крутом — нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные — Ы, Ю, Я. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие — с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: ЖИ—ШИ, ЧА— ЩА, ЧУ—ЩУ*.

— Соедините эти буквы на доске в «пары дружбы». (На доске запись.)

У ю я А Ч Щ

Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург: Арго, 1996.

IV. Определите тему сегодняшнего урока.

Откройте учебник на с. 10 и прочитайте тему.

1. Работа по теме урока

Упр. 11 (с. 10).

(Выполнение с комментированием.)

Посмотрите на условный значок на полях. Какое новое словарное слово встретилось в тексте? (Товарищ.)

Назовите безударную гласную в этом слове. Упр. 12 (с. 10).

(Устное выполнение.)

Упр. 13 (с. 10). (Устное выполнение.) Упр. 11 (с. 10). (Работа в парах.)

V. Физкультминутка

• Покачайтесь, покружитесь, Потянитесь, распрямитесь, Приседайте, приседайте, Пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, Поскачите-ка вприсядку, Глубоко теперь вздохните, Сядьте тихо, отдохните. Все в порядок приведите И писать, друзья, начните.

VI. Закрепление изученного материала

Прочитайте слова тетушки Совы нас. 11.

Написание слов с какими орфограммами мы будем закреплять?

Упр. 14 (с. 11).

(Выполняется самостоятельно после предварительного разбора по шагам. Проверка: один ученик читает выписанные слова, остальные учащиеся проверяют себя. Если задание выполнено правильно, на полях выставляют знак «+».)

VII. Рефлексия

(Письмо под диктовку. Учащиеся выполняют деление слов для переноса, один учащийся работает на доске.)

Вышить, шила, чайник, кувшин, щука, чашка, уши, лыжи, чай. (Взаимопроверка. Ученик, работавший у доски, открывает решение. Остальные учащиеся меняются тетрадями, проверяют работы по образцу на доске, ошибки исправляют карандашом.)

Правильно ли написал ваш сосед? Оцените его.

«!» — молодец, ты все написал правильно.

«+» — хорошо, но еще немного ошибаешься.

«—» тебе нужна помощь учителя. (Также можно использовать КИМы (с. 43).)

VIII. Подведение итогов урока

С какими орфограммами познакомились на уроке?

Что должны помнить о написании этой орфограммы?

Все ли вам было понятно?

Какое задание вам было интересно выполнять?

Что не получилось?

Где допустили ошибки?

Кому нужна помощь учителя или товарищей?

Домашнее задание: Выполнить упр. 15 (с. 11).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!