Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
Цель:
формировать навыки правописания слов с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
Планируемые результаты:
учащиеся научатся характеризовать непарные твердые и мягкие согласные звуки русского языка;
применять правила правописания;
подбирать примеры с определенной орфограммой.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Словарная работа
— Послушайте текст о словарных словах. Запишите их в строчку через запятую, подчеркните орфограммы.
1) Этот предмет — обувь. Ее носят весной, зимой, осенью. Дети любят ходить в этой резиновой обуви по лужам. (Сапоги.)
Сесть, и встать, И два прыжка... Вместе весело всегда.
Е. Гайтерова
Этот предмет — дерево. Осенью его листья приобретают ярко-крас- ную окраску. Про него люди сочинили поговорку «Дрожит как... лист». (Осина.)
Это овощ. Завезен к нам из Америки. По-итальянски — это поми¬дор, а по-индейски — ... (томат).
Этот овощ завезен из Америки мореплавателем Колумбом. При царском дворе его подавали как десерт. А сейчас его подают к столу как гарнир. (Картофель.)
2. Орфографическая минутка
(Графический диктант.)
— Запишите через запятую только опасные буквосочетания в словах, которые сейчас продиктую.
Ночка, точно, мечта, овощной, молочный, мощный, звездочка,
помощник.
Ответ. ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, ЧН, ЩН, ЧК, ЩН.
III. Самоопределение к деятельности
— На какие группы можно разделить эти согласные звуки: [Ж], [Ч'], [Ш], [Щ']? (Звонкие и глухие, мягкие и твердые.)
— Назовите всегда мягкие звуки. (/'/'/, [Щ'].)
— Назовите всегда твердые звуки. ([Ж], [Ш].)
— Послушайте грамматическую сказку про эти звуки. Жили-были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалеку жили
гласные У, Ю, Ы, И, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат крутом — нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные — Ы, Ю, Я. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие — с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: ЖИ—ШИ, ЧА— ЩА, ЧУ—ЩУ*.
— Соедините эти буквы на доске в «пары дружбы». (На доске запись.)
У ю я А Ч Щ
Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург: Арго, 1996.
IV. Определите тему сегодняшнего урока.
Откройте учебник на с. 10 и прочитайте тему.
1. Работа по теме урока
Упр. 11 (с. 10).
(Выполнение с комментированием.)
Посмотрите на условный значок на полях. Какое новое словарное слово встретилось в тексте? (Товарищ.)
Назовите безударную гласную в этом слове. Упр. 12 (с. 10).
(Устное выполнение.)
Упр. 13 (с. 10). (Устное выполнение.) Упр. 11 (с. 10). (Работа в парах.)
—V. Физкультминутка
• Покачайтесь, покружитесь, Потянитесь, распрямитесь, Приседайте, приседайте, Пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, Поскачите-ка вприсядку, Глубоко теперь вздохните, Сядьте тихо, отдохните. Все в порядок приведите И писать, друзья, начните.
—VI. Закрепление изученного материала
Прочитайте слова тетушки Совы нас. 11.
Написание слов с какими орфограммами мы будем закреплять?
Упр. 14 (с. 11).
(Выполняется самостоятельно после предварительного разбора по шагам. Проверка: один ученик читает выписанные слова, остальные учащиеся проверяют себя. Если задание выполнено правильно, на полях выставляют знак «+».)
—VII. Рефлексия
(Письмо под диктовку. Учащиеся выполняют деление слов для переноса, один учащийся работает на доске.)
Вышить, шила, чайник, кувшин, щука, чашка, уши, лыжи, чай. (Взаимопроверка. Ученик, работавший у доски, открывает решение. Остальные учащиеся меняются тетрадями, проверяют работы по образцу на доске, ошибки исправляют карандашом.)
Правильно ли написал ваш сосед? Оцените его.
«!» — молодец, ты все написал правильно.
«+» — хорошо, но еще немного ошибаешься.
«—» тебе нужна помощь учителя. (Также можно использовать КИМы (с. 43).)
VIII. Подведение итогов урока
С какими орфограммами познакомились на уроке?
Что должны помнить о написании этой орфограммы?
Все ли вам было понятно?
Какое задание вам было интересно выполнять?
Что не получилось?
Где допустили ошибки?
Кому нужна помощь учителя или товарищей?
Домашнее задание: Выполнить упр. 15 (с. 11).