СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Аммиак и соли аммония"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 9 классе, который позволит узнать учащимся о физических и химических свойствах аммиака

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Аммиак и соли аммония"»

Тема урока: Аммиак и соли аммония.

Цель: изучить строение и свойства аммиака и соли аммония.

Задачи:

Образовательные:

  • изучить строение аммиака;

  • изучить физические и химические свойства аммиака;

  • изучить свойства солей аммония;

Воспитательная:

  • продолжить развитие абстрактного мышления у обучающихся путем развития умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы;

  • формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;

  • продолжить формировать у учащихся способность самостоятельно анализировать правильность выполнения действий;

Задачи развития:

  • развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между строением аммиака и его физическими и химическими свойствами;

  • развивать умение анализировать свойства химических веществ;

  • развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между строением солей аммония и их физическими и химическими свойствами;



Тип и вид урока: традиционный.

















Методы, приемы,

средства


Ход урока:













Фронтальный опрос.









Письменный опрос по карточкам.



Формирование умений применять знания по свойствам азота и фосфора.

Работа у доски.













Запись на доске и в тетради.













Устанавливать причинно-следственные связи (познавательные УУД)




























Устанавливать причинно-следственные связи (познавательные УУД)




















Характеризовать общие химические свойства (предметные)

Запись на доске и в тетради.















Осуществлять сравнение (познавательные УУД)









































Характеризовать общие химические свойства (предметные)


Осуществлять сравнение (познавательные УУД)



















Работа у доски. Применение умений решать задачи.

I.Организационный момент.

Здравствуйте. Присаживайтесь. Кто у нас сегодня отсутствует?

Давайте подготовимся к уроку: достанем дневники, тетрадки, ручки и книгу.

Сейчас мы с вами проверим домашнее задание.

II.Проверка знаний, умений и навыков по домашнему заданию.

1.Физические свойства азота.

2. Какие степени окисления характерны для азота?

3.Химические свойства азота?

4.Степень окисления фосфора?

5.Физические свойства фосфора?

6.Химические свойства фосфора?



Карточка №1.

Задание 1. Написать химические свойства азота как окислителя.


Карточка №2.

Задание №1. Написать химические свойства фосфора как окислителя.



1. Написать химические свойства азота как восстановителя.


2. Написать химические свойства фосфора как восстановителя.




III.Изложение нового материала.

На предыдущем уроке мы с вами изучили азот и фосфор, а сегодня мы с вами рассмотрим аммиак и его свойства, а так же соли аммония.

И тема нашего урока: «Аммиак и соли аммония».

Химическая формула аммиака NН3.Так как азот более электроотрицательный элемент, чем водород, то химическая связь в молекуле аммиака ковалентная полярная.

Получение аммиака.

Из курса биологии вам известно, что азот входит в состав белков, с помощью которых осуществляются важные процессы в организме. Но связывать атмосферный азот не могут ни животные, ни растения (исключения бобовые-клубеньки с азотобактериями).

Растения усваивают азот из его соединений, а животные из растительной пище.

Долгое время в с.х. использовали чилийскую селитру (нитрат натрия) для удовлетворения потребностей растений в связанном азоте. Поэтому ученым нужно было найти наиболее выгодный способ промышленного связывания азота. Таким способом оказался синтез аммиака из азота и водорода:

N2 + 3 H2 ⇄ 2 NH3 + Q



Эта обратимая реакция, которая протекает в присутствие катализатора - пористого железа.

В лаборатории аммиак получают при нагревании смеси солей аммония со щелочами, чаще всего используют хлорид аммония:

2NH4Cl + Ca(OH)2 = CaCl2 + 2NH3↑ + 2H2O

Физические свойства.

Аммиак - бесцветный газ с характерным резким запахом, почти в два раза легче воздуха.

Аммиак – активное вещество. Реакции, в которых участвует аммиак, сопровождаются либо изменением степени окисления азота, либо образованием особого вида ковалентной связи.

При растворении аммиака в воде, образуется аммиачная вода.

В результате образуются ионы аммония NH4+ и гидроксид-ионы OH-.

Механизм образования иона аммония аналогичен процессу образования иона гидроксония H3O+. Атом азота в молекуле аммиака имеет неподелённую электронную пару, а ион водорода свободную s-орбиталь. При взаимодействии аммиака с ионом водорода, атом азота является донором своей неподелённой электронной пар, а ион водорода ее акцептором. Так образуется четвертая ковалентная связь по донорно-акцепторному механизму. Этот процесс можно изобразить так





Так, как в ионе аммония четвертая связь не отличается от остальных трех, то их изображают одинаково. В аммиаке и в ионе аммония степень окисления азота одинакова и равно – 3. Однако валентность азота в молекуле аммиака равна 3, а в ионе аммония 4.

Химические свойства аммиака.

1.Связаные с изменением степени окисления азота.

а) Аммиак - непрочное соединение и при нагревании разлагается:

2NH3 = N2 + 3H2

б) аммиак горит в кислороде:

4NH3 + 3O2 → 2N2 + 6H20

в) в присутствие катализатора аммиак окисляется кислородом воздуха с образованием оксида азота (II):

4NH3 + 5O2 → 4NO + 6H2O

2.Реакции, связанные с образованием ковалентной связи по донорно-акцепторному механизму

а) аммиак реагирует с водой:





б) аммиак реагирует с кислотами:

NH3 + HCl = NH4Cl

С многоосновными кислотами аммиак реагирует двояко.

NH₃ + H₂SO₄= NH₄HSO₄

2NH₃+ H₂SO₄ === (NH₄)2SO₄

Применение аммиака.

Используют для производства азотной кислота и азотных удобрений, а так же для получения аммиачной воды (применяют в медицине, с.х)

Аммиачную воду называют гидроксид аммония, а в быту нашатырным спиртом.


А теперь перейдем к изучению солей аммония.

Соли аммония - это сложные вещества, в состав которых входят ионы аммония NH4+,соединённые с кислотными остатками.

Примеры солей аммония ,

Многоосновные кислоты могут образовывать, так же кислые соли аммония


Получение солей аммония.

Соли аммония получают:

1. При взаимодействии аммиак с кислотами.

2. При нейтрализации аммиачной воды кислотами.


Физические свойства солей аммония.

Все соли аммония твердые, кристаллические вещества и, подобно солям щелочных металлов растворимы в воде.


Химические свойства солей аммония.

Соли аммония обладают общими свойствами всех солей и некоторыми специфическими свойствами.

1.Свойства общее с другими солями

а) сильные электролиты, в водном растворе диссоциируют на ионы:

NH4NO3 → NH4+ + NO3-

б) реагируют с кислотами:

(NH4)2CO3 + HCl → H2O + CO2↑ + NH4Cl

в) реагируют с другими солями:

(NH4)2SO4 + BaCl2 → NH4Cl + BaSO4



г) Соли аммония подвергаются гидролизу.

2.Спецефические свойства.

а) при высокой температуре разлагаются:

NH4Cl → NH3 + HCl

б) реагируют со щелочами

NH4Cl + NaOH → NaCl + NH3 + H2O

Эту реакцию используют для распознавания солей аммония. Над пробиркой, в которой проходит реакция, держат смоченную водой красную лакмусовую бумагу и она синеет.


IV. Контроль, за качеством усвоения изучаемого материала.

Задача:

Сколько соли образуется в граммах при взаимодействии 44,8 литров аммиака (NH3) и 33,6 литров хлороводорода (HCl).

Решение:

1. Составим уравнение реакции взаимодействии аммиака (NH3) c хлороводородом (HCl):

2. Найдем массу аммиака (NH3) и хлороводорода (HCl), вступивших в реакцию:

3. Рассчитаем молярные массы аммиака (NH3), хлороводорода (HCl) и соли хлорида аммония (NH4Cl):

M (NH3) = 14 + 3 ⋅ 1 = 17 (г/моль);

M (HCl) = 1 + 35,5 = 36,5 (г/моль);

M (NH4Cl) = 14 + 4 ⋅ 1 + 35,5 = 53,5 (г/моль).

Получаем:

m (NH3) = 44,8 ⋅ 17 /22,4 = 34 (г);

m (HCl) = 33,6 ⋅ 36,5 /22,4 = 54,75 (г).

4. Найдем, какое из веществ, вступивших в реакцию, дано в избытке, какое – в недостатке. Для удобства расчета за х г примем массу хлороводорода (HCl):

17 г NH3 вступает в реакцию с 36,5 г HCl

34 г NH3 вступает в реакцию с х г HCl

Откуда:

Следовательно, хлороводород (HCl) дан в недостатке, так как по условию его 54,75 г, а по расчету необходимо 73 г, поэтому расчет ведем по хлороводороду (HCl), найдём сколько грамм образуется:

36,5 г HCl участвует в образовании 53,5 г соли

54,75 г HCl участвует в образовании у г соли

Откуда найдем сколько соли образуется:

Ответ: 80, 25 г.


V. Задание на дом.

А теперь давайте откроем дневники и запишем задание на дом §17-18. Всем спасибо. Урок окончен.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!