СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по технологии в 9 классе на тему "Жизненный цикл профессии"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по технологии в 9 классе  на тему  "Жизненный цикл профессии"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по технологии в 9 классе на тему "Жизненный цикл профессии"»

Жизненный цикл профессии


Профессия - технологически обусловленный социально-психологический феномен, исторически возникающий в процессе разделения труда. Она выступает социальным институтом, самоорганизующейся социальной системой, которая позволяет аккумулировать знания для воспроизводства профессионалов, обеспечивать передачу профессионального опыта. Профессия представлена группой должностей в организациях,  у которых значительное количество однородных или схожих компетенций в рамках выполнения трудовых функций.

Технологии, производимые в экономике продукты имеют свой жизненный цикл. Поскольку профессии тесно связаны с технологиями и продуктами,  они тоже имеют свой жизненный цикл.

Мир становится все более динамичным. Появляются новые технологии, у общества появляются новые запросы. Это меняет не только спрос на профессии, но и приводит к появлению новых профессий, трансформации существующих профессий, и к умиранию части профессий. Взлет новых профессий может быть стремительным, как и угасание некоторых профессий. Жизненный цикл профессий в целом сокращается.

Рис.1. Жизненный цикл профессии.

 

Рождение

Основатели новой технологии, продукта, отрасли  тестируют процессы, самостоятельно выполняют ряд функций для реализации продукта или технологии, систематизируют и группируют их.  Каждый работает как “человек-оркестр”, выполняя множество функций, может заменить коллег. Возникает необходимость в делегировании части функций. Новичкам относительно легко войти в профессию. Нужных специалистов на рынке нет, поэтому приходится учить на ходу тех, кто приходит из других отраслей. Они переосмысляют новые функции через призму опыта в других областях, привносят в профессию свой опыт. Нет четкого разделения между профессионалами и любителями.

Основные признаки:

  • нет разделения функций, большую часть функций выполняет 1 человек

  • нет рынка труда профессии, нет специалистов, нет вакансий

  • не устоявшиеся бизнес-процессы, технологии, приемы

  • низкие барьеры входа в профессию

  • нет системы аккумулирования и передачи знаний и опыта.


Становление

Романтический период. Профессия становится модной, привлекает все новых специалистов. Широкое поле для творчества, развития профессии и самореализации людей в развитии функций, совершенствовании процессов. Начало разделения труда и специализации профессии. Начало систематизации знаний и опыта.

Основные признаки:

  • романтический ореол профессии, она становится модной

  • творческий характер работы в процессе совершенствования и развития профессии

  • начало разделения труда и специализации

  • начало формирования системы накопления и передачи знаний и опыта

  • зарождение рынка труда профессии.

 

Стандартизация

Растет востребованность профессии, спрос на рабочие места в профессии. Углубление разделения труда и специализации. Выделение дочерних профессий. Формализация бизнес-процессов. Создание функциональных обязанностей, инструкций, алгоритмов, стандартов профессии, требований к специалистам. Создаются устойчивые системы обучения профессии, повышения квалификации. В профессию вовлекается все больше людей. Зарождается профессиональное сообщество.

Основные признаки:

  • углубление разделения труда и специализации

  • формализация бизнес-процессов, стандартов профессии

  • создание системы обучения, передачи знаний и опыта

  • развитие рынка труда профессии, рост спроса на профессионалов

  • зарождение профессионального сообщества

 

Зрелость

Рост конкуренции на рынке труда для соискателей и увеличение выбора кандидатов для работодателя. Разделение труда и специализация приводят к повышению производительности труда. Растет заработная плата профессионалов. Профессиональное сообщество активно обсуждает проблемы развития профессии и ее совершенствования, объединяет опыт разных организаций, проводит конференции, создает СМИ. Формируются общественные организации. Развиваются и совершенствуются программы обучения в вузах, ссузах, программы повышения квалификации.

Основные признаки:

  • высокий спрос на профессионалов на рынке труда

  • высокий спрос на обучение профессии

  • рост заработной платы профессионалов

  • рост производительности труда

  • активная работа профессиональных сообществ

  • совершенствование системы обучения, передачи знаний и опыта.


Стагнация

Все большая часть процессов и функций профессии превращаются из творчества в рутинное ремесло. Высокий уровень разделения труда и специализации приводит к обратному эффекту: это уже не повышает производительность труда, поскольку  человек теряет целостность процесса, не видит своего вклада в продукт, что снижает мотивацию и эффективность. Формализация достигает пика, человек чувствует себя винтиком. Ограничивается возможность для творчества и развития. Растет разрыв в оплате труда начинающих и опытных профессионалов. Все меньшее количество людей стремятся освоить профессию, снижается спрос на образование в профессии.

Основные признаки:

  • снижение творческого компонента в деятельности, увеличение объема рутины

  • снижение производительности труда

  • снижение популярности профессии

  • снижение спроса на профессионалов на рынке труда

  • снижение спроса на образование, позволяющее освоить профессию.

 

Деградация

На рынке развиваются технологии, которые делают бессмысленным существование профессии. По мере того, как все большее число компаний начинают использовать эту технологию, востребованность профессии снижается.  Резко падает спрос на профессию на рынке труда и рынке образования, снижается зарплата профессионалов.

Основные признаки:

  • появление “технологии-убийцы” профессии

  • резкое падение спроса на профессионалов на рынке труда

  • снижение заработной платы

  • прекращение работы образовательных систем, готовящих специалистов


Смерть

Профессия перестает существовать в прежнем виде. Профессионалы вынуждены искать себе применение в смежных областях, переучиваться, осваивать другие профессии. Профессия может остаться как символ, как история, перейти в разряд редких или экзотических. Однако, при этом она утрачивает свою прежнюю роль в экономике.

Основные признаки:

  • нет вакансий на рынке труда

  • профессия уходит в разряд редких или экзотических

  • нет массовых систем подготовки специалистов.

 

Нам представляется процесс рождения и умирания профессии естественным ходом событий. Конечно, нужно понимать его механику. Однако, самое слабое звено в этом процессе - человек. Человек тяжело воспринимает новое, тяжело переучивается и ему сложно принять новую реальность. Изменения в человеке и в обществе в целом, не могут быть очень быстрыми, необходим период принятия, осмысления, адаптации.

 

Социальные эффекты тотальной автоматизации


Когда оракулы пугают исчезновением миллионов рабочих мест, думают ли они о социальных эффектах?  Работа человека - это не только трудовая функция в процессе разделения труда по созданию ценности. Это органичная составляющая социальной адаптации человека, его самоуважения, самооценки. Для человека важно осознавать свой вклад в общество. Социальные пособия, механистические ритуалы псевдополезности, бессмысленные игры приведут к катастрофической социальной проблеме: невротизации трудоспособного населения, которое не будет видеть возможности реализации своего потенциала. Это также может обернуться социальным взрывом, повышением градуса агрессии среди менее интеллектуальной части общества, которая будет не в состоянии получить необходимые ей блага. Дальнейшее расслоение общества неминуемо. Элита будет находиться все в более благоприятной ситуации для жизни и самореализации, а значительная часть общества будет чувствовать себя все более ущемленной в своих правах. Право на труд - это один из столпов стабильности общества.

Чтобы прийти к замене человека в ряде операций и функций, государство должно прежде решить задачу обеспечения работой подавляющей части трудоспособного населения в ситуации тотальной автоматизации. Без решения этой задачи социальный взрыв неминуем. А решение этой задачи невозможно за короткий период времени.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!