Урок технологии в 5 классе (девочки)
Тема урока: Блюда из сырых овощей и фруктов.
Цель урока: организовать деятельность учащихся по приготовлению блюд из сырых овощей и фруктов.
Задачи:
Ознакомить с разнообразием видов овощей и фруктов, их пищевой ценностью.
Дать информацию о влиянии экологии на качество овощей и фруктов.
Обучить механической кулинарной обработке овощей и фруктов и правилам сохранения витаминов.
Дать представление о формах нарезки овощей и фруктов, ознакомить с технологией приготовления салатов «Здоровье» и «Фруктовый».
Обучить приготовлению блюд из сырых овощей и фруктов и подаче их на стол.
Дидактические средства обучения: учебник технологии, ПК, распечатки для работы по заданию учителя, тест-полоски для определения уровня нитратов для лабораторной работы, кухонный инвентарь.
Формируемые УУД:
Личностные:
Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, экологического сознания, смыслообразование, овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда.
Познавательные: сопоставление, рассуждение, анализ, классификация, построение цепи рассуждений, поиск информации, работа с таблицами.
Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.
Коммуникативные: диалог, монолог, организация учебного сотрудничества
Ход урока:
I. Организационный этап
Здравствуйте, девочки! Очень рада всех вас сегодня видеть! Слайд 2
Предлагаю наш урок начать с улыбки. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь! Я рада, что у нас отличное настроение, надеюсь, что урок у нас пройдёт интересно и увлекательно. Садитесь.
II. Проверка домашнего задания
На прошлом уроке мы изучали тему: «Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий»
На столах у вас лежат карточки с заданиями по этой теме.
Вам нужно отметить правильные варианты ответов. Приступаем.
Проведём взаимопроверку. Поменяйтесь листочками и проверьте по эталону. Слайд 3
Поставьте оценку в соответствии с критериями, представленными на слайде.
Поменяйтесь листочками обратно, положите их на край стола.
III. Изучение нового материала
Отгадайте, пожалуйста, загадки.
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи -
Меня в них ищи. Слайд 4
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что это за мяч? Слайд 5
Вырастаю всем на диво,
Высока, стройна, красива.
Прячу в светлые перчатки,
Золотистые початки.
Пусть не слаще я арбуза,
Но сытней. Я ... Слайд 6
Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран
В тропиках растет... Слайд 7
Кто догадался, о чём же мы будем говорить сегодня на уроке?
Откройте тетради, запишите тему урока: «Блюда из сырых овощей и фруктов» Слайд 8
Сформулируйте, пожалуйста, задачи на урок, для этого используйте знакомые нам слова помощники, которые представлены на слайде: Слайд 9
Вспомним
Узнаем
Научимся
Давайте вспомним знакомую уже нам пищевую пирамиду. Скажите, пожалуйста, на каком ярусе в ней располагаются овощи и фрукты? Слайд 10
Овощам и фруктам принадлежит важное место в питании человека.
Прежде всего, давайте поговорим о пользе овощей и фруктов для человека.
Одно из основные правил питания гласит:
Ешьте больше овощей и фруктов!
А зачем? Как вы думаете, что дают нам овощи и фрукты? Какие полезные вещества они содержат?
Запись в тетради Слайд 11
Вода – имеет ключевое значение в химическом строении живых организмов, она играет важную роль как вещество, выполняющее роль универсального растворителя, в котором происходят основные биохимические процессы.
Витамины – не являются для организма поставщиком энергии, однако витаминам отводится важнейшая роль в обмене веществ.
Углеводы – источник энергии для нашего организма.
Минеральные вещества – способствуют формированию и функционированию костной ткани, и также играют важную роль в обмене веществ.
Клетчатка – входит в состав большинства растительных организмов, гарантирует хорошее пищеварение и настроение человека, т.к. очищает наш организм от токсинов и непереваренных остатков пищи.
Белки – являются строительным материалом наших клеток, ускоряют протекание процессов в организме.
Как вы думаете, может ли цвет овощей и фруктов подсказать нам, каких питательных веществ содержится в нём больше?
Оказывается да, может.
Учёные выяснили, что разные по цвету группы овощей и фруктов содержат разные полезные вещества. Цвет овощей и фруктов показывает нам какие именно полезные для здоровья вещества присутствуют в них.
Включая в рацион питания овощи и фрукты из группы каждого цвета, мы обеспечиваем свой организм оптимальным составом витаминов, минералов и других полезных веществ.
Зеленая группа овощей и фруктов Слайд 12
Способствуют укреплению зрения, костей и зубов, а также понижают риск возникновения некоторых видов рака.
К зелёной группе овощей и фруктов относятся: киви, авокадо, огурцы, петрушка, лук, яблоки.
Красная группа овощей и фруктов Слайд 13
Способствуют здоровью сердечно-сосудистой системы, мочевыводящих путей, хорошей памяти.
К красной группе относятся: свёкла, томат, краснокочанная капуста, редис, яблоко, грейпфрут
Жёлтая и оранжевая группа овощей и фруктов Слайд 14
Способствуют поддержанию сердечной деятельности, зрения, иммунной системы и понижают риск некоторых видов рака
К ней относятся: абрикосы, персики, хурма, тыква, морковь, лимон
Фиолетовая группа овощей и фруктов Слайд 15
Способствуют сохранению здоровья мочевыводящих путей, памяти и мозговых функций, снижению уровня стресса
К ним относятся: тёмный виноград, тёмная слива, баклажаны, спелые оливки
Бело-коричневая группа овощей и фруктов Слайд 16
Способствуют повышению иммунитета, снижают риск возникновения инсульта, улучшают деятельность пищеварительной системы и нервной системы
К ней относятся: бананы, чеснок, лук, картофель, финики, цветная капуста.
Конечно, овощи, содержат очень много витаминов. Но как же нам их сохранить? Об этом мы узнаем из учебника. Откройте, пожалуйста, с 60. Прочитайте правила сохранения витаминов:
Держать очищенные овощи в воде можно не более 10-15 минут, иначе витамины перейдут в воду.
Очищать овощи рекомендуют незадолго до приготовления блюда.
Очищенный картофель надо класть в холодную воду, иначе он потемнее.
Овощи для варки класть в кастрюлю с кипящей подсоленной водой, варить под крышкой.
Нельзя использовать для хранения и приготовления овощных блюд посуду и инвентарь из меди и железа, потому что эти металлы разрушают витамин С. Такая посуда должна иметь эмалированное покрытие.
IV. Физкультминутка:
Однажды хозяйка с базара пришла.
Юлиан Тувим
Овощи
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..
Вот овощи спор завели на столе -
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свекла?
Ох!..
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.
Ох!..
И суп овощной оказался не плох!
Мы с вами поговорили о пользе овощей и фруктов. Скажите, пожалуйста, а могут ли овощи нанести вред нашему организму? В каких случаях?
Отрывок из мультфильма «Смешарики» (видео-файл)
В чём был не прав Копатыч?
Он хотел съесть морковь немытой. А почему нельзя есть морковь немытой?
В организм могут попасть болезнетворные бактерии, которые вызовут пищевое отравление.
То есть, как сказал Лосяш, морковка сама по себе невинна, но бактерии, которые находятся на ней – опасны.
От этой опасности, которую таят в себе овощи и фрукты мы может легко избавиться с помощью воды. Но стоит помнить и ещё об одной опасности – это повышенное содержание в плодах нитратов. Они появляются в результате подкормки растения азотными удобрениями. С одной стороны для растений это хорошо, они быстрее начинают расти, но для нашего организма плохо, т.к. избыток нитратов приводит к отравлению.
Существует понятие ПДК – предельная допустимая концентрация. (запись в тетради)
Как определить уровень нитратов в продуктах? Слайд 17
В домашних условиях количество нитратов можно определить с помощью бумажных полосок-индикаторов или нитратомера – специального прибора, определяющего уровень нитратов в плодах. В условиях лаборатории тест на нитраты делают с помощью специального оборудования.
V. Лабораторная работа
Выполним лабораторную работу «Определение уровня нитратов в огурце».
Раздать необходимые материалы (доска, нож, тест-полоски)
Результаты исследований заносятся в таблицу: Слайд 18
Лабораторная работа
Определение уровня нитратов в огурце
Рассматриваемый плод | Концентрация нитратов, мг/л | Предельно допустимая концентрация нитратов, мг/л |
Огурец | | 150 |
Вывод: концентрация нитратов в данном огурце ниже ПДК, значит плод пригоден для употребления в пищу.
Как же удалить лишние нитраты?
Прочитайте информацию на стр. 59. Обсудите её в парах.
Можно ли есть кочерыжку капусты? Почему?
Есть ещё одна опасность – это неблагоприятная экологическая обстановка. Выхлопные газы машин впитываются через тонкую кожицу и попадают в плоды растений, делая их токсичными для нашего организма. Поэтому важно! Не покупать овощи и фрукты, которые продают на стихийных рынках, рядом с оживлённой трассой. Слайд 19
Разгадайте, пожалуйста, ребус. Слайд 20
Правильно, это салат. Слайды 21,22
История возникновения салата (доклад) Слайд 23
Первые салаты были придуманы римлянами ещё до рождения Христа в эпоху изобилия и грандиозных многодневных пиров. На римских пирах было заведено подавать блюда из трав и овощей, приправленные мёдом, солью и уксусом. Слово salato или salata (солёный) обозначало «блюдо с заправкой». Обычно салат состоял из листьев латука и лука, заправленных оливковым маслом с мёдом и уксусом, и подавался к мясу. Следовательно, происхождения салата от названия одноимённого овоща неверно. Как раз салат, то есть латук, листья которого были непременным ингредиентом любого римского салата и получил своё имя от названия блюда.
Позже в салатах стали появляться и другие ингредиенты. Экспериментировать с ними повара не прекращают и по сей день.
Для того, чтобы сделать салат, нам необходимо сначала помыть овощи или фрукты, а затем нарезать их. Слайд 24
Нарезают вручную остро заточенным ножом на доске.
Натирают на терке
Измельчают с помощью овощерезки или кухонного комбайна
Существуют следующие виды нарезки овощей и фруктов: Слайд 25
Ломтиками
Кружочками
Брусочками
Кубиками
Мелкой соломкой
Крупной соломкой
Сейчас известно очень много салатов и поварам очень сложно удивить своих клиентов чем-то новым, поэтому в последнее время блюда стараются разнообразить не количеством ингредиентов и их сочетанием, а украшением, а для этого используют искусство карвинга. Что же такое карвинг мы сейчас узнаем. (доклад)
Карвинг или фигурная резка овощей и фруктов – это отдельное направление в искусстве сервировки. Слайд 26
Хотя этот термин английского происхождения появился не так давно, искусство карвинга насчитывает несколько сотен лет. Оно появилось в юго-восточной Азии для украшения растительного стола. Во многих странах Азии всегда были сильны религиозные запреты на употребление мяса, поэтому выбор продуктов был небольшим, а искусная резьба по ярким фруктам и овощам облагораживала праздничный стол знати. Во многих азиатских кухнях принято «маскировать» вкус исходного продукта, и вырезание из продуктов причудливых форм здесь как нельзя кстати. Порой сложно узнать морковь, кабачок или огурец в цветах, птицах, драконах.
Посмотрите как при помощи карвинга можно преобразить морковь.
Существует масса идей для украшения салатов, какие-то из них вы можете найти в интернета или придумать сами. Главное – включить свою фантазию!
Фото работ из интернета. Слайды 27,28,29,30,31,32
А сейчас посмотрите небольшой видео-сюжет, из которого вы узнаете, как можно украсить салат при помощи розы из огурца. (видео)
VI. Закрепление изученного материала
Работа в группах (карточки)
Попробуйте, пожалуйста, разложить карточки в нужном порядке, чтобы у вас получился алгоритм приготовления салата из сырых овощей или фруктов.
Проверим, что получилось. Слайд 33
Вкус салата будет зависеть от входящих в него продуктов, формы и размера нарезки овощей.
Сегодня мы будем выполнять практическую работу. Но прежде, чем выполнить практическую работу нужно вспомнить технику безопасности. Сегодня мы будем работать с ножами и тёркой.
Как мы должны работать с ножом?
- Нож передаёт ручкой вперёд, лезвием от себя, работаем хорошо заточенным ножом.
Какие правила санитарии и гигиены мы должны соблюдать на кухне?
Работаем чистыми руками, моем их с мылом.
Надеваем спецодежду.
VII. Практическая работа Слайд 34
Сейчас мы с вами поделимся на бригады, бригадир распределит обязанности, помоем руки с мылом, наденем спецодежду и приготовим для работы всё необходимое.
Бригадирам раздаются оценочные листы:
Должность | Обязанности | Фамилия | Оценка |
Бригадир | Распределяет обязанности, контролирует работу членов группы, заправляет салат мороженым | | |
Повар 1 | Моет яблоко, нарезает небольшими кубиками | | |
Повар 2 | Моет и чистит банан, нарезает небольшими кубиками | | |
Повар 3 | Моет и чистит киви, нарезает небольшими кубиками | | |
Повар 4 | Моет и чистит апельсин, делит на дольки, нарезает | | |
Повар 5 | Моет грушу, нарезает её небольшими кубиками | | |
Мойщик посуды | Моет посуду | | |
Официант | Следит за чистотой стола, относит посуду в мойку, накрывает на стол | | |
Должность | Обязанности | Фамилия | Оценка |
Бригадир | Распределяет обязанности, контролирует работу членов группы, заправляет салат маслом, солит его | | |
Повар 1 | Моет яблоко, натирает его на крупной тёрке | | |
Повар 2 | Чистит и моет морковь, натирает её на крупной тёрке | | |
Повар 3 | Моет капусту, мелко шинкует | | |
Повар 4 | Моет огурец, нарезает кружочками, формирует из него розочку | | |
Повар 5 | Моет перец, очищает его от семян, нарезает кружочками для украшения салата | | |
Мойщик посуды | Моет посуду | | |
Официант | Следит за чистотой стола, относит посуду в мойку, накрывает на стол | | |
Попрошу бригадиров сдать отчёты о проделанной работе с выставленными оценками.
Дополните, пожалуйста, фразы: Слайд 35
Я узнала
Я научилась
Мне пригодится
Запишите домашнее задание: Фартук, косынка, варёные овощи. Слайд 36
VIII. Подведение итогов урока
Заполните, пожалуйста, карточки обратной связи.
В карточках подчеркните фразы, которые характеризуют вашу работу на уроке.
Урок | Я на уроке | Итог |
Интересный | Работала | Поняла материал |
Познавательный | Отдыхала | Узнала что-то новое |
Скучный | Помогала другим | Ничего не поняла |
Поднимите руку те, кому на уроке было интересно? А кому скучно?
Кто на уроке узнал больше? А кто ничего не понял?
Кто сегодня на уроке отдыхал? А кто работал и помогал другим?
Сегодня на уроке вы получили 2 оценки: за проверку домашней работы и за практическую работу.
Сегодня на уроке мне было с вами тоже очень интересно. Спасибо за урок! Слайд 37