СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по Русскому (родному) языку во 2-ом классе по теме "Воду в решете не удержишь".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по Русскому (родному) языку во 2-ом классе на тему "Воду в решете не удержишь". В конспекте есть задания для проекта по данной теме, который может быть выполнен как в классе в виде групповой работе, так и использован в качестве домашнего задания. К конспекту есть презентация, размещённая на этой странице сайта.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по Русскому (родному) языку во 2-ом классе по теме "Воду в решете не удержишь".»

План-конспект урока по русскому родному языку

2 класс

Тема: «Воду в решете не удержишь».

I. Проверка домашнего задания

- О чем мы говорили с вами на прошлом уроке русского родного языка? (Об игрушках).

- Вы выполняли проект по теме «Делу- время, потехе-час». Скажите, в каких случаях мы употребляем эту пословицу? (Ответы детей).

- Я начинаю, а вы продолжите высказывания:

- Сейчас я сделаю уроки, а потом …(пойду играть).

- Я потом поиграю в компьютере, а сейчас мне нужно … (помочь маме убирать квартиру).

- Я люблю долго … (гулять с подругами), но мне нужно много … (читать).



II. Презентации проектов.

- Чтобы выполнить первое задание вашего проекта, вам нужно было выбрать игру записать предметы, которые необходимы для проведения игры и описать правила игры. Кто желает рассказать о том, как выполнено первое задание? (Ответы детей).

- Вторым заданием проекта было заполнение таблицы из учебника. Итак, какие подвижные народные игры вы записали в свои таблицы?

Спортивные игры?

Настольные игры?

Игры со словами?

- Покажите ваши рисунки и раскраски на тему: «Игры моих дедушек и бабушек».



III. Постановка темы урока.

( Слайд №2)

- Разгадайте кроссворд и узнаете, о чём мы будем говорить на уроке.

1. Деревянный волчок для игры на льду, который нужно подстёгивать плёткой.

2. Рабочий стол плотника.

3. Большая булка белого душистого хлеба.

4. Женская одежда, которую одевали поверх рубахи.

5. Похлёбка из репы.

6. Растение, из муки которого пекли чёрный хлеб.

(Получилось слово «утварь»)

- Что обозначает слово «утварь»? Кто знает? (Это предметы, инструменты, необходимые для ведения хозяйства).



IV. Работа по новой теме.

а) Что такое «утварь»?

- Слово «утварь» происходит от слова «творить» - делать.

( Слайд №4)

- Чтобы лучше себе представить, что обозначает слово «утварь», давайте прочитаем отрывки из произведений К.И. Чуковского, будем записывать в тетрадь названия предметов из домашней утвари, а заодно и проверим: хорошо ли вы помните произведения этого детского писателя.

(Работа с учебником и тетрадью).

(1.Читаем упр.5, стр. 58-59,

2. Выписываем в тетрадь слова обозначенные рисунками,

3. Выясняем, какой отрывок здесь лишний).

Сито, корыто, лопата, метла, топоры, кочерга, бочонок, ковш, ушат – все эти предметы можно назвать домашней утварью.

Лишние строчки из «Путаницы» в первом отрывке и «Мойдодыра» во втором отрывке.



( Слайд №5)

б) Что такое решето?

- Прочитайте название параграфа. Что такое решето? (Решето, это сито, но с большими дырочками).

- Слово решето произошло от древнего слова «рех», т.е. дырка, отверстие. А теперь скажите, можно ли носить воду в решете? Нет. В русском языке есть выражение «носить воду в решете» т.е. заниматься бессмысленным делом.

- Прочитайте стр. 56, упр. 3. Что люди сравнивали с решетом?

(Читаем, отвечаем: 1. С гнездом курицы-наседки. 2. Загадка о подсолнухе. 3. Дырявая крыша.4. Тающий снег. 5.Изделие из чего – нибудь, в чём есть дырочки, отверстия 6. Плохая память – «дырявая память». 7. С дождевой тучей).



в) Что такое сито?

- А теперь поговорим о сите. Прочитайте стр. 60 - 61 рубрики «Из истории языка и культуры». Какое выражение пришло в русский язык, благодаря ситу? (Друг ситный).

- К кому можно так обратиться? ( К человеку, с которым приятно общаться).

- Прочитайте о том, как используется слово «ситный» в разных ситуациях стр. 60, упр.6

(Читаем, отвечаем:1.Ситный хлеб могли печь с изюмом. 2. Ситный хлеб можно подавать к чаю с творогом. 3. Мелкий холодный дождь тоже называют ситничком. 4. Ситный хлеб можно было взять с собой в дорогу. 5. Через мелкое-мелкое ситечко процеживали свежее парное молоко).



( Слайд №6)

г) Что такое коромысло?

- Еще об одном предмете кухонной домашней утвари мы поговорим сегодня – о коромысле. Коромысло это приспособление для носки воды. Когда ещё не было в домах водопровода, воду приходилось брать из колодца. А колодцы порой находились довольно далеко от дома. Всем известно, что спина у человека сильнее, чем его руки. Вот и придумали коромысло – изогнутая толстая ветка дерева с крючками на обоих концах для подвешивания ушатов, вёдер. Его перекидывали через шею, цепляли на крючки ушаты с водой и тащили домой.

- Откройте стр. 57, упр. 4. Прочитайте и скажите в каком значении в каждом отрывке звучит слово «коромысло»

(Читаем, определяем: 1. Коромысло – это приспособления для ношения воды. 2. Форма предмета в виде полукруга. 3. Коромысла – это насекомые отряда стрекоз. 4. Загадка про радугу . 5. Месяц в небе за его изогнутую форму.)



V. Рефлексия

- Давайте рассмотрим картинку на стр.54 учебника: какие знакомые предметы домашней утвари мы увидели на этой иллюстрации? (Рассматриваем картинку и отвечаем: метла, сито, чугунок, кадушка, ушат, бочонок, кочерга, ковш, лукошко и лукно, коромысло).



VI. Домашнее задание

- читать стр. 53-61;

- из упр. 1 стр. 53 выпиши все загадки в стихотворной форме и подчеркни слова, которые обозначают название домашней утвари.

-выполнить проект на тему «В решете воду не удержишь».



Задания для проекта

«В решете воду не удержишь».

1. Запиши две – три русские пословицы, в которых упоминаются названия домашней утвари.



2. Составь словарик домашней утвари:

Ушат Коромысло

Кочерга Лукошко

Сито Решето

Чугунок Бочонок

Квашня Ухват



3. Раскрасить или нарисовать и подписать картинка с домашней утварью.

4. Из упр. 1 стр. 53 выпиши в тетрадь все загадки в стихотворной форме и подчеркни слова, которые обозначают название домашней утвари.

Примечание: проект должен быть выполнен на альбомных листах (формат А-4), иметь обложку, нельзя использовать печатный текст, рисунки выполняются цветными карандашами или красками.
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!