СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку в 8 классе. Урок-игра «Односоставные предложения».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку в 8 классе. Урок-игра «Односоставные предложения».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 8 классе. Урок-игра «Односоставные предложения».»

Конспект урока по русскому языку в 8 классе.

Урок-игра «Односостаные предложения».

Цели урока:

-обобщить и систематизировать знания по теме «Односоставные предложения»;

развивать умение узнавать односоставные предложения;

способствовать развитию познавательного интереса учащихся;

Тип урока: урок-повторение.

Оборудование: карточки с заданиями.

Форма работы: групповая.



Ход урока

1.Организационный момент.

-Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Мы начинаем работать с хорошим настроением. Сегодня у нас необычный урок. Он пройдёт в игровой форме. Мы будем соревноваться в знаниях. Вы разделились на две команды. Займемся повторением темы «Предложения». Но какие предложения? У этих предложений есть изюминка, отличающая их от множества других.

Я хочу рассказать вам притчу. Как-то встретились 2 грека. Они поспорили кто из них скажет самую короткую речь или предложение. Один сказал: «Еду в деревню», второй ответил: «Езжай».

-Ребята, подумайте в чем изюминка этих предложений? (Это односоставные предложения).

- Как вы думаете, какая тема нашего урока? («Повторение односоставных предложений»).

- Ребята, что такое «Односоставные предложения»? (слайд)

- На какие 2 группы делятся односоставные предложения? (глагольные и именные)

- У глагольных главный член какой? (сказуемое).

- А у именных главный член (подлежащее).

- Глагольные бывают: определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, обобщённо-личные).

- Именные- назывные(номинативные).

- Внимание! Задание № 1. На доске есть карточки с заданием. Участники команд выбирают по очереди листок. Ваша задача как можно более подробно и тщательно раскрыть то или иное определение.

Характеристика каждого пункта.



Задание № 2. «Плюс! Минус!»

Команды отвечают на вопросы по очереди. Если утверждение верное поднимаем зелёный кружок, если нет, то поднимаем красный.

1. Назывные предложения — это односоставные предложения. +

2. Безличные глаголы изменяются по лицам и числам. —

3. Определенно-личные предложения — это односоставные предложения. +

4. Это предложение с одним главным членом, совпадающим по выражению с подлежащим. —

5. Это предложения, в которых иногда глагол-сказуемое имеет форму повелительного наклонения. +

6. Безличное предложение — односоставное. +

7. В безличных предложениях можно восстановить подлежащее. —

8. Назывные предложения могут быть распространенными. +

9. Назывные предложения не могут быть распространенными. —

10. Неопределенно-личные предложения — это двусоставные предложения. —

11. В них можно восстановить подлежащее. +

12. В них можно вводить подлежащее-местоимение 1,2 лица. —



Задание № 3. Творческое. «Мозаика»

-Соберите текст. Озаглавьте его. Найдите односоставные предложения, определите их тип.

Лайка Тайга, любить, осенний, охота. Легко, найти, отметки, где, клевать, ягоды, тетерева, черный, глухари. Только смотри да смотри!

Над, болото, стелиться, дым, от, выстрелы, и, Тайга, бросаться, отыскивавать, упавшие, птицы. Хорошо, если, сразу, удастся, отыскать, птица. А, то, приходится, бегать, за, подранок, по, кусты, болота. Трава, и, кусты, вымокнуть, от, роса. Крепко, держаться, запахи. А, если, охотятся, день- плохо. Роса, обсушена, трава, колоться. Упасть, петушок, а, куда, деться, не, сразу, поймешь. Не, один, круг, сделать, лайка, пока, отыскать, след. Если, рядом, оказаться, болотце, можно, полакать, вода, и, выкупаться. А, без, вода, пропадешь.



Ответ:

1) Тайга любит осеннюю охоту. 2)Легко находит отметки, где клевали ягоды тетерева, черные глухари. Только смотри, да смотри! 3) Над болотом стелится дым от выстрелов, и Тайга бросается отыскивать упавших птиц. 4)Хорошо, если сразу удаётся отыскать птицу. 5)А то приходится бегать за подранок, по кустам, болотам. 6)Трава и кусты вымокли от росы. 7)Крепко держатся запахи. 8) А если охотятся днем - плохо. 9) Роса обсушена, трава колется. 10) Упадёт петушок, а куда деться - не сразу поймёшь. 11) Не один круг сделает она, пока отыщет след. 12) Если рядом оказывается болотце, можно полакать воды и выкупаться. 13) А без воды - пропадёшь.

- Назовите номера односоставных предложений. (Односоставные предложения: 2) Только смотри, да смотри 4), 5), 8), 10), 12), 13)



Задание № 4. «Конструктор». Ваша задача изменить предложения так, чтобы из односоставных получились двусоставные.

1. Зима. (Зима пришла).

2. Ночь. (Наступила ночь).

3. Тревожные гудки. (Прозвучали тревожные гудки).

4. В школе готовятся к празднику. ( В школе ребята готовятся к празднику).

5. В лесу шумело.

6. Темнота. Грохот разрывов.

7. Лес. Поляна. Безлюдье.

8. В деревне убирают урожай.

9. В доме ожидают гостей. Работу выбирают по способности.

10. В трубе свистело, гудело, ухало.



Задание № 5. «Путаница».

-На этих карточках «перепутались» данные, верните все на свои места.

  • Журнал прочитаю завтра. (Неопределённо-личное).

  • В комнате громко разговаривают. (Безличное).

  • Морозит. (Назывное).

  • Лес. (Определённо-личное).

Ответ.

  • Журнал прочитаю завтра. (Определённо-личное).

  • В комнате громко разговаривают. (Неопределённо-личное).

  • Морозит. (Безличное).

  • Лес. (Назывное).

Задание № 6. «Угадай!»

-Ребята, я буду читать задание, а вы попробуйте определить тип предложения.

  • Вот посёлок. (Назывное).

  • Встаю каждый день рано. (Определённо-личное).

  • Подойди, пожалуйста. (Определённо-личное).

  • Тебе звонили. (Неопределённо-личное).

  • Светает. (Безличное).

Задание № 7. «Поэтическая страничка».

-У вас на карточках записаны стихи А. А. Фета. Выразительно прочитайте и назовите типы односоставных предложений.

Карточка № 1

Учись у них — у дуба, у берёзы.

Кругом зима. Жестокая пора!

Карточка № 2

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело, —

Я ничего не пойму.

Карточка № 3

Шёпот, робкое дыхание,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,



В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слёзы,

И заря, заря!..



(Ответы: 1) определённо-личное, назывные; 2) двусоставное, назывное, безличное, двусоставное; 3) назывные.)

Задание № 8. «Анализ предложений».

- Перед вами отрывок из рассказа И. А. Бунина «Антоновские яблоки». Дайте характеристику предложению.

1 команда.

Рассвело. Наскоро закусив, отправляемся дальше. Мы то едем по равнине, то спускаемся в долины. Вот и озеро. Вода прозрачна. Гиппопотамов нет. Хорошо бы искупаться! Кусок скалы — удобное место для ныряния. Но вдруг скала зашевелилась и оказалась громадным крокодилом.



2 команда

Утро. Я ещё в полусне. Чувствуется приятная свежесть летнего утра. Вдруг в дверь постучались. Быстро я вскакиваю, одеваюсь, бегу открывать. На пороге стоят мои друзья. В руках держат удочки, сачки и корзины. Завтракаем легко, и в путь. Узкая тропинка, цветы вокруг, птицы! Знаю: день проведем отлично! Поэтому весело!

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: составить текст с односоставными предложениями.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!