СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Правописание Не с деепричастиями"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока соответствует всем правилам ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Правописание Не с деепричастиями"»

Класс:7б

Тема: Правописание НЕ с деепричастием.

Тип урока: введение нового знания 

Цель деятельности учителя: Обучающийся научится безошибочно писать НЕ с деепричастием, получит возможность научиться различать деепричастия с приставкой НЕДО, исследовать речевое высказывание с точки зрения его соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата.

Задачи:

  1. Выработать у обучающихся на личностно значимом уровне внутреннюю готовность выполнения нормативных требований учебной деятельности. 

  2. Актуализировать имеющиеся у обучающихся знания по теме «НЕ с глаголами, причастиями», продолжить работу по развитию у обучающихся способности к практическому применению знаний в реальных ситуациях.

  3. Организовать анализ обучающимися ситуации, вызвавшей затруднения при выполнении действия по правильному написанию деепричастий с НЕ, с целью осознания того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

  4. Помочь обучающимся выбрать способ и средства  реализации цели учебной деятельности. 

  5. Способствовать формированию  у обучающихся умений применять новый способ действия при решении типовых заданий.

  6. Обеспечить самооценивание обучающимися результатов своей учебной деятельности, осознание ими метода построения и границ применения нового способа действия.

 Планируемые результаты:

Личностные: Обучающийся  понимает ценность человеческой личности, обладающей наблюдательностью, навыками исследовательской деятельности,  определяющую роль родного языка (слова) в развитии моральных качеств личности, его интеллектуальных способностей.

Метапредметные:

Регулятивные: Обучающийся умеет ставить учебные и познавательные цели и задачи, действовать по плану, осуществлять контроль по результату и способу действия, критически оценивать результаты своей деятельности, себя и одноклассников.

Познавательные: Обучающийся осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекая нужную информацию, строит логическое рассуждение на основе дедукции и индукции, делает выводы.

Коммуникативные: Обучающийся умеет сотрудничать с педагогом, одноклассниками, вступает в диалог, работает в паре, использует различные  речевые средства для решения коммуникативных задач.

Предметные:

Обучающийся расширил представление о написании НЕ с разными частями речи, освоил правило «Правописание НЕ с дееприч

астием».

Методы работы: 

  1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  2. По источнику передачи и восприятия учебной деятельности: словесные, наглядные;

  3. По логике передачи и восприятия информации: индуктивные, дедуктивные;

  4. По степени самостоятельности мышления: проблемно-поисковые;

  5. По степени управления учебной работой: работа под управлением учителя, самостоятельная работа учащихся.

  6. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

  7. Познавательные, игровые, социальные.

Формы организации учебной деятельности учащихся:

  1. Коллективная, парная, индивидуальная (самостоятельная) работа.

Оборудование:

1) Техническое оснащение: 

компьютер, мультимедийный проектор

2) Наглядно-демонстрационный материал:

Презентация по теме урока, выполненная учителем; 

Материал к уроку (Приложения 1-4, лупа Шерлока Холмса для рефлексии).

 

Ход урока.

  1. Этап мотивации (самоопределения) учебной деятельности. Орг. момент

В кабинет вбегает мальчик — продавец газет:

Спешите купить! Последние новости! Шерлок Холмс и доктор Ватсон на пороге раскрытия очередного происшествия! Дедуктивный метод! Метод Шерлока в действии! Читайте! Последние новости! (Одну «газету» оставляет в руках учителя)

Учитель смотрит в «газету»:

— Ребята, вы знаете, кто такие Шерлок Холмс и доктор Ватсон? 

— О каком методе Шерлока Холмса кричал мальчик — продавец газет? (Главное достоинство Шерлока Холмса — это замечательная сила мысли. Путём точных рассуждений Шерлок Холмс находит ответы на сложные, запутанные вопросы. Это умение называется  методом Шерлока Холмса.) 

Дедукция – логический переход от общего к частному. 

Индукция — логический переход от частного к общему. 

Краткий словарь философских терминов. 

— Какими орфографическими правилами вы объясните выбор подчеркнутых гласных в  словах?

 

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Смысл своего метода великий сыщик определил так: «Если не забыл о деталях и отмел все лишнее, то получил лишь один ответ. Правильный». 

— Как вы думаете, можно ли использовать метод Шерлока Холмса на уроках русского языка?

— Проверим: установите общее в данных словах (однокоренные слова, частица не придает отрицательное значение)

Не забыл, незабываемо, незабывший, не забыв 

Исключите из группы слово, лишнее по одному признаку. (1) Незабываемо – наречие, остальные слова – глагол и его формы; 2) незабывший  — причастие, О.Ф.Г., которая имеет признаки глагола и прилагательного, не имеет связи с наречием, а деепричастие –  не забыв – имеет признаки глагола и наречия)


    1. Не забыл, незабывший, не забыв

Не забыл, незабываемо,  не забыв (данную группу слов учитель убирает со слайда)

— Запишите слова. Объясните, почему я оставила на слайде только эту группу, учитывая все детали, в частности, часть речи, правописание слов, тему раздела учебника и проч. (Не забыл, незабывший, не забыв – это особые формы глагола, в 6 классе повторили глагол, недавно закончили рассматривать тему «Причастие», в настоящее время  изучаем деепричастие, наречие как часть речи пока вне нашего внимания)

3.Постановка учебной задачи

— Графически объясните правописание НЕ со словами. (Один учащийся у доски)

— В последнем слове можем объяснить раздельное написание НЕ с деепричастием? Почему? Определите тему нашего урока. (Правописание НЕ с деепричастием) 

— Какова цель урока? (Научимся правильно писать НЕ с деепричастием)

— Каким методом мы воспользовались при работе с этими однокоренными словами: индуктивным или дедуктивным? (От частного (от написания) к общему (правилу «НЕ с глаголом», «НЕ с причастием») – индуктивный)

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Как-то раз доктор Ватсон увидел на обеденном столе листок бумаги, на котором рукой Шерлока Холмса был написан какой-то план. Вот этот листок: 

— Почему листок оказался на обеденном столе, а не в кабинете? (Вероятно,  знаменитый сыщик в очередной раз упражнялся в грамматике и логике; листок оказался уже не нужным, сыщик закончил работать с информацией, которая в нем содержится)

— Давайте исследуем содержание листка. Дедуктивным методом будем пользоваться или индуктивным? (От общего (содержания) к частному (деталям, которые помогут нам сделать определенные выводы об авторе этой записки) — дедуктивный)

Какую информацию содержит записка Шерлока Холмса? (Тема, порядок действий говорят о том, что Шерлок Холмс интересовался этой темой, считал ее важной)

— Предложите свой вопрос, который поможет до конца исследовать записку. (О чем говорят вопросительные и восклицательные знаки, подчеркивания, зачеркивание,  стрелки? (Искал ответы, размышлял, отмечал, что может помочь найти ответы; зачеркнул, так как появилась новая информация, новые детали, которые упустить нельзя; стрелка к началу – узнал правило, которым пользуются все и проч.)

— Мы  можем воспользоваться планом действий Шерлока Холмса, чтобы достичь поставленную  цель урока — научиться писать НЕ с деепричастием?

 

5. Реализация построенного проекта, первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

  1. Работа в парах по плану, создание рабочих материалов по теме урока в тетрадях.

— Итак, проговорим, какие действия нам нужно выполнить, чтобы вслед за Шерлоком Холмсом выяснить, как пишется НЕ с деепричастием. В этом нам поможет индукция или дедукция? (индукция) 


    1. В  материалах Приложения 1 находим  все деепричастия с НЕ.

    2. Выписываем их, распределяя по группам «слитно», «раздельно».

  • Письменно указываем условия слитного и раздельного написания НЕ с деепричастием. (всегда  – без НЕ не употребляются)

  • Устно формулируем правило, сверяясь с учебником (п. 45, стр. 210)


Одна пара представляет результаты своей работы. Взаимооценивание.


  1. Объяснительный диктант. Коллективная работа у доски. Учащиеся вытягивают карточки со словами, записывают их на доске, объясняют написание.

— Используя метод Шерлока Холмса, проведем расследование «Слитно или раздельно?»: (Не)взлюбив, (не)будучи (писателем), (не)боясь, (не)сдобровав, (не)доделать (уроки), (не)достигнув (цели).

 

  • Физминутка.

Вы, наверное, знаете, что Шерлок Холмс и доктор Ватсон любили побоксировать, физические нагрузки  полезны для пытливого ума. Предлагаю и вам немного отдохнуть. (Подготовленный учащийся проводит разминку).

 

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Вот теперь можно и почитать посвященную Шерлоку Холмсу статью в газете, которую нам в класс принес мальчик. (Приложение 3) 

— Внимательно прочитайте текст, вставьте НЕ, учитывая условия ее слитного или раздельного написания.

  1. Индивидуальная самостоятельная работа учащихся.

  2. Самопроверка со слайдом.

  3. Самооценивание по критериям. 

— Сверьте свой  ответ со слайдом.  Оцените себя по критериям.

 

7.Рефлексия деятельности

  • Домашнее задание. Слайд 12 (разноуровневое)

  1. Подведение итогов.

— Как бы вы сейчас ответили на вопрос «Можно ли использовать метод Шерлока Холмса на уроках русского языка?». Свой ответ аргументируйте.

— Какое имя вы бы дали сегодняшнему уроку? (Метод Шерлока Холмса)

 Как бы вы назвали метод, который сегодня мы использовали?

Ели вы сегодня на уроке научились (зеленый фон) / не совсем научился (синий фон) / не научился (красный фон): 

  1. Подмечать и запоминать детали;

  2. Концентрировать внимание;

  3. Добывать новые знания;

  4. Применять  знания, т.е. пользоваться дедуктивным и индуктивным методами,  

при выходе из кабинета, прикрепите на доску соответствующий фон с профилем знаменитого сыщика. Спасибо!

 






































Приложение 1.

Интересные факты о Шерлоке Холмсе.

 

  1. Не существуя во времена  Конан Дойля, дом на Бейкер-стрит, в котором жил легендарный сыщик, построился позже, как Музей Шерлока Холмса.

  2. Шерлок Холмс ни разу не фотографировал место преступления, невзлюбив почему-то эту обычную полицейскую практику.

  3.  «Не доехав до станции, не поймешь смысла поездки», — любил говорить Шерлок Холмс.

  4. Не упоминая ни в одной книге охотничье кепи своего героя, Конан Дойл согласился с предложением первого иллюстратора книги нарисовать его в этом головном уборе, что сделало сыщика узнаваемым во всем мире. 

  5. Недооценив дедуктивный метод сначала, криминальная  полиция стала использовать его по всему миру после выхода произведений Конан Дойля.

  6. В 2006 году Василий Ливанов, сам того не ожидая, получил орден Британской империи за создание экранного образа Шерлока Холмса.

  7. Неистовствуя, почитатели таланта Шерлока Холмса в 2007 году на рождественских распродажах раскупили все 14 компьютерных игр про знаменитого литературного героя.

 

Приложение 2.

Слитно

Раздельно

НЕДО

Не ДО

Значение: не доведенное до конца действие, противоположное ПЕРЕ

Недоделав

Недовыполнив

Недооценив

Значение: отрицание действия (=не смог выполнить действие)

Не достигнув

Не доедая (завтрак)

Не доглядев (фильм)



Приложение 2.

Слитно

Раздельно

НЕДО

Не ДО

Значение: не доведенное до конца действие, противоположное ПЕРЕ

Недоделав

Недовыполнив

Недооценив

Значение: отрицание действия (=не смог выполнить действие)

Не достигнув

Не доедая (завтрак)

Не доглядев (фильм)














 



































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!