Урок русского языка в 7 классе.
Категория состояния и другие части
Свиткова Юлия Николаевна учитель русского языка и литературы
Задачи:
Образовательная:
дать представление о словах категории состояния, их отличие от наречий, кратких прилагательных, глаголов
Развивающая:
развивать умения находить слова категории состояния в тексте, опираясь на кластер, исследовательских навыков: классификация характерных признаков (анализ и синтез)
Воспитательная:
воспитывать интерес к морфологии русского языка.
Использованы элементы следующих личностно развивающих технологий и методов, построенных на деятельностно- компетентностной основе:
- коммуникативный;
- метод критического мышления (ответ на проблемный вопрос);
- исследовательский (анализ поэтических текстов, домашнее задание – поиск предложений со словами категории состояния);
Материально-техническое обеспечение урока:
компьютер;
набор карточек с заданиями;
учебник русского языка для 7 класса М.Т. Баранова и Т.А. Ладыженской.
Методы контроля на уроке:
Устный и письменный.
Фронтальный, групповой, индивидуальный.
Ход урока:
I. Организационный момент. Подготовка учащихся к работе.
- Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно вас всех видеть этим прекрасным утром! На нашем уроке сегодня присутствуют гости. И мы им очень рады.
II. Подведение к теме урока (проблемная ситуация)
На доске записана пословица: «Умную речь хорошо и слушать».
Ребята, объясните смысл данной пословицы, как вы её понимаете?
Давайте определим часть речи каждого слова?
(Прилагательное, существительное, наречие, союз, глагол)
А сколько в русском языке всего частей речи?
На какие группы их можно разделить? (Самостоятельные и служебные)
Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных? (Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия, количества и бывают членами предложений. Самостоятельные части речи употребляются без служебных и вместе со служебными частями речи. Служебные части речи употребляются только с самостоятельными и не называют ни предметов, ни признаков, ни действий, ни количества.)
К какой группе мы отнесём наречие? (К самостоятельным частям речи.)
А какие ещё части речи являются самостоятельными? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, числительное, причастие, деепричастие)
III. Рефлексия.
- Ребята, оцените своё настроение на начало урока :
Палец вверх, в сторону, вниз
-А что обозначают ваши движения? ( отлично, хорошо, плохо)
- А что все эти слова обозначают? (Они передают состояние человека)
II.Вспомним…
КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ
Самостоятельная часть речи.
Вопрос (как? каково?).
Степени сравнения.
Постоянные признаки отсутствуют.
Член предложения - сказуемое.
Не изменяется .
Обозначает: а) душевное состояние (весело);
б) оценку состояния ( нужно);
в) состояние природы ( светло);
г) физическое состояние (больно).
. Непостоянные признаки – время ( с помощью
глаголов: быть, становиться, делаться).
весело, радостно, страшно, жарко, грустно, печально. (душевное и физическое состояние человека)
морозно, ветрено, жарко, пыльно, солнечно, прохладно (состояние природы и окружающей среды)
можно, нельзя, надо, нужно, невозможно (оценку действий)
Запишите предложения, определите значение слов категории состояния и их роль в предложении.)
По голосу можно было много понять. (оценка действия)
Было холодно, пронзительно сыро, темно от туч. (состояние окружающей среды)
Молодо – не созрело, старо – перезрело. ( Физическое состояние человека)
Можно начинать. Нужно выучить. Невозможно представить. (оценка действия)
Проверка
Вывод: на письме СКС выполняют роль сказуемых
Опережающие знания:
Мы подчёркиваем СКС темя чертами
Какова цель нашего сегодняшнего урока?
1) определять значения ......
2) отличать ....... от других частей речи
3) употреблять в речи .....
- Не пользуясь учебником, вы можете сказать, какие слова относятся к словам категории состояния и что обозначают слова категории состояния? (Нет
Наша задача: разобраться, исследовать слова с точки зрения соотнесённости их к части речи.
-Для решения данной задачи, признаки каких частей речи мы должны повторить?
(ответы учащихся)
1.Повторить признаки наречий.
2.Повторить признаки кратких прилагательных.
3.Найти сходства и отличия выделенных слов от наречий и кратких прилагательных.
Понаблюдаем…
1. Пахнет морем; цветок вкусно пахнет .
2. Мне смешно ; я упал смешно .
3. Настроение тоскливо ; на душе тоскливо .
IV.Сформулируем тему урока.
Категория состояния и другие части речи
Мы должны провести исследование и узнать, какие слова относятся к категории состояния, как и по каким признакам отличать слова категории состояния от других частей речи и какие значения они имеют.
.
V. Работа с таблицей
- Возвращаемся к нашим предложениям, открываем сравнительную таблицу разграничения иногда омонимичных слов разных частей речи: наречий, кратких прилагательных
VI. Задания по теме урока
А) Составление алгоритма
- От каких частей речи нам надо отличать СКС?
Это слова-двойники: они пишутся и слышатся одинаково, но являются разными частями речи. Вспомните, как в лексике называются слова, которые пишутся и слышатся одинаково но, имеют разное значение, например: лук (зеленый и для стрельбы), ключ (от двери и родник), как называются такие слова? (Омонимы). А СКС, наречия и краткие прилагательные - это грамматические омонимы.
Алгоритм различения СКС, кр.прилаг. и наречий:
1. Каким ЧП является слово?
С казуемое обстоятельство
2. Нахожу ГО. Наречие
Предложение безличное?
да нет
СКС Кр.прилаг.
1. Слова категории состояния и глаголы.
- Мы уже наблюдали, как слова категории состояния вне контекста, вне конкретного предложения совпадают с глаголами. Потренируемся отличать слова категории состояния от глаголов.
Задание: придумайте предложения, в которых бы прояснилось значение слов: ломает, пахнет. Например:
От гриппа меня всего ломает (категория состояния). Сильный ветер ломает даже толстые ветки в лесу (глагол).
Уже в конце февраля пахнет весной. Трава в степи пахнет так, что голова кружится (глагол).
Разберем один, нетрадиционный случай. В предложении Приятно пахнет кофе возможно двоякое толкование слова пахнет:
1) кофе что делает? пахнет;
2) пахнет чем? кофе.
В первом случае мы имеем дело с глаголом-сказуемым, во втором - со сказуемым - категорией состояния.
Чем обусловлено двоякое толкование слова? (Тем, что существительное кофе относится к разряду несклонямых, оно не изменяется поэтому необходимо прояснить речевую ситуацию, чтобы разобраться в значении предложения.)
2. Слова категории состояния и наречия.
В небесах торжественно и чудно, Спит земля в сиянье голубом... Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем?
Придумайте предложения, где слова торжественно, чудно, больно, трудно являются наречиями. (Не ты ли торжественно обещал не обманывать больше? Пела она чудно, все заслушались. Уж больно ты грозен, как я погляжу (НА. Некрасов.) Работа продвигалась трудно.)
Обратим внимание, что слова категории состояния синтаксически независимы, а наречия зависят от сказуемых: обещал как? торжественно; пела как? чудно; грозен насколько? к какой степени? больно (отметим разговорный характер этого слова, найдем синонимы: очень, слишком); продвигалась как? трудно.
3. Слова категории состояния и прилагательные.
-А) Сопоставим три предложения, определим, к каким частям
речи относится слово весело в каждом предложении:
1) Он смотрел весело.
2) Ему весело.
3) Лицо его весело.
(В первом предложении весело - наречие (смотрел как? весело); во втором - слово категории состояния (синтаксически независимо, является сказуемым, обозначает состояние человека); в третьем -краткое прилагательное (лицо каково? весело).)
Б) Отработка алгоритма (на карточках)
Видно, выспался он худо (нар.)
За морем житьё не худо (кр.пр.)
Тут и вовсе ему худо (СКС)
Где-то близко у калитки тихо звякнуло кольцо (нар.)
Утро тихо, радостно и молодо (кр.пр.)
На улице тихо после дождя. (СКС)
С рассветом спокойно и крепко заснуло дитя (нар.)
Лазурное море спокойно (кр.пр.)
На душе у меня спокойно (СКС)
И тяжело Нева дышала (нар.)
На сердце тяжело и грустно (СКС)
Небо от нависших туч тяжело (кр.прил.)
VI.Работа по закреплению материала
1) Работа с карточками
Ученик 7-го класса по Интернету разослал по всем школам задание с пометой «SOS». Он совсем запутался и просит помочь ему вставить подходящие по смыслу слова категории состояния и озаглавить текст. Поможем? Работаем в карточке, которая у вас на столе.
1)Я встал рано. На улице уже ___________ . Кругом _________ от выпавшего снега. Выхожу из дома, надеваю лыжи. Дышится _________. ___________ в спящем зимнем лесу. Но только на первый взгляд лес кажется безжизненным. Надо уметь видеть и слышать лесную жизнь. Даже зимой __________ представить лес мёртвым. Он живёт своей тихой жизнью. В лесу никогда не бывает ________. После этой прогулки на душе ______ .
Слова для справок: радостно, торжественно, светло, легко, белым-бело, тихо, морозно, надо, невозможно, скучно, пора, можно, темно, слышно.
- Проверяем! У кого всё правильно? Поднимите руки. У кого правильно больше половины? Поднимите руки! У кого меньше половины? Таких нет.
2) Работа с упражнением на карточке самостоятельно
Задание: списать текст, вставляя пропущенные буквы. Выделить слова категории состояния – подчеркнуть как член предложения, подписать.
Тихо. Между деревьями син..м столбом подымае(тся, ться) прямой дым. Тепло, светло и так пр..красно, спокойно, как (не) бывает весной.
А воробьи, живущие под окном, под наличниками, ведут себя оживле…о (по) весеннему, и у одного в носу был даже пух для гнезда.
Нашли (же) они себе место: им хорошо, и нам не м…шают! Да, вот именно такое утро сегодня, как буд(то) каждое существо на земле нашло свое место, и н..кто н…кому (не) м…шает: вот исти…ый образ мира во всем мире. (М. Пришвин)
VI. Итоги. Оценки.
Наш урок подходит к концу.
- Сегодня на уроке мы cравнивали категорию состояния с другими частями речи.
1.Совершили ли вы сегодня какое-нибудь, пусть даже маленькое, открытие?
2.Что узнали?
3. Чему научились?
-
VII.Домашнее задание (на выбор)
Упр.
Сочинить небольшой рассказ на любую тему с использованием слов категории состояния
Тихо. Между деревьями син..м столбом подымае(тся, ться) прямой дым. Тепло, светло и так пр..красно, спокойно, как (не) бывает весной.
А воробьи, живущие под окном, под наличниками, ведут себя оживле...о (по) весеннему, и у одного в носу был даже пух для гнезда.
Нашли (же) они себе место: им хорошо, и нам не м...шают! Да, вот именно такое утро сегодня, как буд(то) каждое существо на земле нашло свое место, и н..кто н...кому (не) м...шает: вот исти...ый образ мира во всем мире. (М. Пришвин)
1. Прочитайте текст. Что вы знаете об авторе текста?
2. Определите тему и основную мысль текста.
3. Озаглавьте текст.
4. Каков стиль текста? Определите тип текста.
5. Есть ли в тексте слова категории состояния? Какова их роль в тексте? Назовите смысловые группы слов категории состояния, которые встретились вам в тексте.
6. Спишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы.
VIII. Подводя итог нашему занятию, я бы хотела вам пожелать, чтобы в вашей жизни и учебе все было так, как описано в стихотворении:
Морозно, белоснежно, скользко,
Предпразднично и долгожданно:
Торжественно! Душевно. Броско.
Традиционно и желанно.
Загадочно. Блестяще. Звёздно.
Волшебно. Искренне. Реально!
Таинственно, сакрально, просто –
По-детски чисто, изначально…
СПАСИБО ЗА УРОК!