СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Категория состояния и другие части речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала по теме "Категория состояния и другие части речи". Все виды работы на уроке направлены на усвоение новой темы. отбор дидактического материала соответствовал целям урока,способностям учеников.Урок спланирован на основе использования современных педагогических технологий.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Категория состояния и другие части речи"»

Урок русского языка в 7 классе.

Категория состояния и другие части

Свиткова Юлия Николаевна учитель русского языка и литературы

Задачи:

  1. Образовательная: 

дать представление о словах категории состояния, их отличие от наречий, кратких прилагательных, глаголов

  1. Развивающая: 

развивать умения находить слова категории состояния в тексте, опираясь на кластер, исследовательских навыков: классификация характерных признаков (анализ и синтез)

  1. Воспитательная:

 воспитывать интерес к морфологии русского языка.


Использованы элементы следующих личностно развивающих технологий и методов, построенных на деятельностно- компетентностной основе:

- коммуникативный;

- метод критического мышления (ответ на проблемный вопрос);

- исследовательский (анализ поэтических текстов, домашнее задание – поиск предложений со словами категории состояния);


Материально-техническое обеспечение урока:

компьютер;

набор карточек с заданиями;

учебник русского языка для 7 класса М.Т. Баранова и Т.А. Ладыженской.


Методы контроля на уроке:

Устный и письменный.

Фронтальный, групповой, индивидуальный.



















Ход урока:


I. Организационный  момент. Подготовка учащихся к работе.

- Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно вас всех видеть этим прекрасным утром! На нашем уроке сегодня присутствуют гости. И мы им очень рады.

II. Подведение к теме урока (проблемная ситуация)

На доске записана пословица: «Умную речь хорошо и слушать».

  • Ребята, объясните смысл данной пословицы, как вы её понимаете?

  • Давайте определим часть речи каждого слова?

(Прилагательное, существительное, наречие, союз, глагол)

  • А сколько в русском языке всего частей речи?

  • На какие группы их можно разделить? (Самостоятельные и служебные)

  • Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных? (Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия, количества и бывают членами предложений. Самостоятельные части речи употребляются без служебных и вместе со служебными частями речи. Служебные части речи употребляются только с самостоятельными и не называют ни предметов, ни признаков, ни действий, ни количества.)

  • К какой группе мы отнесём наречие? (К самостоятельным частям речи.)

  • А какие ещё части речи являются самостоятельными? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, числительное, причастие, деепричастие)



III. Рефлексия.

- Ребята, оцените своё настроение на начало урока :

Палец вверх, в сторону, вниз


-А что обозначают ваши движения? ( отлично, хорошо, плохо)

- А что все эти слова обозначают? (Они передают состояние человека)

II.Вспомним…


КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ

Самостоятельная часть речи.

Вопрос (как? каково?).

Степени сравнения.

Постоянные признаки отсутствуют.

Член предложения - сказуемое.

Не изменяется .

Обозначает: а) душевное состояние (весело);

б) оценку состояния ( нужно);

в) состояние природы ( светло);

г) физическое состояние (больно).

. Непостоянные признаки – время ( с помощью

глаголов: быть, становиться, делаться).

  • весело, радостно, страшно, жарко, грустно, печально. (душевное и физическое состояние человека)

  • морозно, ветрено, жарко, пыльно, солнечно, прохладно (состояние природы и окружающей среды)

  • можно, нельзя, надо, нужно, невозможно (оценку действий)


Запишите предложения, определите значение слов категории состояния и их роль в предложении.)

  1. По голосу можно было много понять. (оценка действия)

  2. Было холодно, пронзительно сыро, темно от туч. (состояние окружающей среды)

  3. Молодо – не созрело, старо – перезрело. ( Физическое состояние человека)

  4. Можно начинать. Нужно выучить. Невозможно представить. (оценка действия)

Проверка

Вывод: на письме СКС выполняют роль сказуемых


Опережающие знания:

Мы подчёркиваем СКС темя чертами

 Какова цель нашего сегодняшнего урока?

1) определять значения ......

2) отличать ....... от других частей речи

3) употреблять в речи .....

- Не пользуясь учебником, вы можете сказать, какие слова относятся к словам категории состояния и что обозначают слова категории состояния? (Нет




Наша задача: разобраться, исследовать слова с точки зрения соотнесённости их к части речи.


-Для решения данной задачи, признаки каких частей речи мы должны повторить?

(ответы учащихся)

1.Повторить признаки наречий.

2.Повторить признаки кратких прилагательных.

3.Найти сходства и отличия выделенных слов от наречий и кратких прилагательных.



Понаблюдаем…

1. Пахнет морем; цветок вкусно пахнет .

2. Мне смешно ; я упал смешно .

3. Настроение тоскливо ; на душе тоскливо .

IV.Сформулируем тему урока.

Категория состояния и другие части речи

Мы должны провести исследование и узнать, какие слова относятся к категории состояния, как и по каким признакам отличать слова категории состояния от других частей речи и какие значения они имеют.



.


V. Работа с таблицей

- Возвращаемся к нашим предложениям, открываем сравнительную таблицу разграничения иногда омонимичных слов разных частей речи: наречий, кратких прилагательных


VI. Задания по теме урока

А) Составление алгоритма

- От каких частей речи нам надо отличать СКС?

Это слова-двойники: они пишутся и слышатся одинаково, но являются разными частями речи. Вспомните, как в лексике называются слова, которые пишутся и слышатся одинаково но, имеют разное значение, например: лук (зеленый и для стрельбы), ключ (от двери и родник), как называются такие слова? (Омонимы). А СКС, наречия и краткие прилагательные - это грамматические омонимы.

Алгоритм различения СКС, кр.прилаг. и наречий:

1. Каким ЧП является слово?



С казуемое обстоятельство



2. Нахожу ГО. Наречие

Предложение безличное?

да нет


СКС Кр.прилаг.



1. Слова категории состояния и глаголы.

- Мы уже наблюдали, как слова категории состояния вне контек­ста, вне конкретного предложения совпадают с глаголами. По­тренируемся отличать слова категории состояния от глаголов.

Задание: придумайте предложения, в которых бы прояснилось значение слов: ломает, пахнет. Например:

  1. От гриппа меня всего ломает (категория состояния). Сильный ветер ломает даже толстые ветки в лесу (глагол).

  2. Уже в конце февраля пахнет весной. Трава в степи пахнет так, что голова кружится (глагол).

Разберем один, нетрадиционный случай. В предложении Приятно пахнет кофе возможно двоякое толкование слова пахнет:

1) кофе что делает? пахнет;

2) пахнет чем? кофе.

В первом случае мы имеем дело с глаголом-сказуемым, во втором - со сказуемым - категорией состояния.

  • Чем обусловлено двоякое толкование слова? (Тем, что су­ществительное кофе относится к разряду несклонямых, оно не изменяется поэтому необходимо прояснить речевую си­туацию, чтобы разобраться в значении предложения.)

2. Слова категории состояния и наречия.

В небесах торжественно и чудно, Спит земля в сиянье голубом... Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем?

  • Придумайте предложения, где слова торжественно, чудно, больно, трудно являются наречиями. (Не ты ли торжест­венно обещал не обманывать больше? Пела она чудно, все заслушались. Уж больно ты грозен, как я погляжу (НА. Не­красов.) Работа продвигалась трудно.)

  • Обратим внимание, что слова категории состояния синтаксиче­ски независимы, а наречия зависят от сказуемых: обещал как? торжественно; пела как? чудно; грозен насколько? к какой сте­пени? больно (отметим разговорный характер этого слова, най­дем синонимы: очень, слишком); продвигалась как? трудно.

3. Слова категории состояния и прилагательные.

-А) Сопоставим три предложения, определим, к каким частям
речи относится слово весело в каждом предложении:

1) Он смотрел весело.

2) Ему весело.

3) Лицо его весело.

(В первом предложении весело - наречие (смотрел как? весело); во втором - слово категории состояния (синтаксически независимо, является сказуемым, обозначает состояние человека); в третьем -краткое прилагательное (лицо каково? весело).)

Б) Отработка алгоритма (на карточках)

  1. Видно, выспался он худо (нар.)

  2. За морем житьё не худо (кр.пр.)

  3. Тут и вовсе ему худо (СКС)

  1. Где-то близко у калитки тихо звякнуло кольцо (нар.)                

  2. Утро тихо, радостно и молодо (кр.пр.)

  3. На улице тихо после дождя. (СКС)

  1. С рассветом спокойно и крепко заснуло дитя  (нар.)

  2. Лазурное море спокойно (кр.пр.)

  3. На душе у меня спокойно (СКС)

  4. И тяжело Нева дышала (нар.)

  5. На сердце тяжело и грустно (СКС)

  6. Небо от нависших туч тяжело (кр.прил.)


VI.Работа по закреплению материала

1) Работа с карточками

Ученик 7-го класса по Интернету разослал по всем школам задание с пометой «SOS». Он совсем запутался и просит помочь ему вставить подходящие по смыслу слова категории состояния и озаглавить текст. Поможем? Работаем в карточке, которая у вас на столе.

1)Я встал рано. На улице уже ___________ . Кругом _________ от выпавшего снега. Выхожу из дома, надеваю лыжи. Дышится _________. ___________ в спящем зимнем лесу. Но только на первый взгляд лес кажется безжизненным. Надо уметь видеть и слышать лесную жизнь. Даже зимой __________ представить лес мёртвым. Он живёт своей тихой жизнью. В лесу никогда не бывает ________. После этой прогулки на душе ______ .

Слова для справок: радостно, торжественно, светло, легко, белым-бело, тихо, морозно, надо, невозможно, скучно, пора, можно, темно, слышно.

- Проверяем! У кого всё правильно? Поднимите руки. У кого правильно больше половины? Поднимите руки! У кого меньше половины? Таких нет.

2) Работа с упражнением на карточке самостоятельно

Задание: списать текст, вставляя пропущенные буквы. Выделить слова категории состояния – подчеркнуть как член предложения, подписать.

Тихо. Между деревьями син..м столбом подымае(тся, ться) прямой дым. Тепло, светло и так пр..красно, спокойно, как (не) бывает весной.

А воробьи, живущие под окном, под наличниками, ведут себя оживле…о (по) весеннему, и у одного в носу был даже пух для гнезда.

Нашли (же) они себе место: им хорошо, и нам не м…шают! Да, вот именно такое утро сегодня, как буд(то) каждое существо на земле нашло свое место, и н..кто н…кому (не) м…шает: вот исти…ый образ мира во всем мире. (М. Пришвин)


VI. Итоги. Оценки.

Наш урок подходит к концу.

- Сегодня на уроке мы cравнивали категорию состояния с другими частями речи.

1.Совершили ли вы сегодня какое-нибудь, пусть даже маленькое, открытие?

2.Что узнали?

3. Чему научились?

-



VII.Домашнее задание (на выбор)

  1. Упр.

  2. Сочинить небольшой рассказ на любую тему с использованием слов категории состояния

  3. Тихо. Между деревьями син..м столбом подымае(тся, ться) прямой дым. Тепло, светло и так пр..красно, спокойно, как (не) бывает весной.

А воробьи, живущие под окном, под наличниками, ведут себя оживле...о (по) весеннему, и у одного в носу был даже пух для гнезда.

Нашли (же) они себе место: им хорошо, и нам не м...шают!   Да, вот именно такое утро сегодня, как буд(то) каждое существо на земле нашло свое место, и н..кто н...кому (не) м...шает: вот исти...ый образ мира во всем мире. (М. Пришвин)

1. Прочитайте текст. Что вы знаете об авторе текста?

2. Определите тему и основную мысль текста.

3. Озаглавьте текст.

4. Каков стиль текста? Определите тип текста.

5. Есть ли в тексте слова категории состояния? Какова их роль в тексте? Назовите смысловые группы слов категории состояния, которые встретились вам в тексте.

6. Спишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы.



 

VIII. Подводя итог нашему занятию, я бы хотела вам пожелать, чтобы в вашей жизни и учебе все было так, как описано в стихотворении:

Морозно, белоснежно, скользко,

Предпразднично и долгожданно:

Торжественно! Душевно. Броско.

Традиционно и желанно.

Загадочно. Блестяще. Звёздно.

Волшебно. Искренне. Реально!

Таинственно, сакрально, просто –

По-детски чисто, изначально…
 

СПАСИБО ЗА УРОК!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!