МБОУ Новомеловатская СОШ с. Медвежье
Конспект урока
по русскому языку в 4Б классе
по теме « Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже»
Подготовила и провела:
учитель начальных классов, ВКК
Каплина Любовь Павловна
2018 г.
Тема урока: Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже.
Цели: познакомить с окончаниями имён существительных в творительном падеже; развивать умение правильно писать безударные падежные окончания имён существительных.
Формируемые УУД: познавательные — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным притокам; синтез;
коммуникативные — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
личностные — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Прочитайте скороговорку в быстром темпе, чётко проговаривая звуки.
Назовите падежные окончания имён существительных, объясните их написание.
Актуализация знаний
Письмо по памяти
Ты видел факельное шествие
Берёз осенних по Руси.
Они леса зажгли окрестные —
Теперь попробуй погаси!
Д. Смирнов
Подчеркните изученные орфограммы. (Взаимопроверка.)
Выпишите имена прилагательные, разберите их по составу.
Выполните звуко-буквенный разбор слова окрестные.
Разберите слово (по) Руси как часть речи.
(Три ученика работают у доски. Коллективная проверка.)
Самоопределение к деятельности
Кем? Чем? Куда? Откуда?
С,за,под,между
Падеж- работяга. О каком падеже мы будем говорить на уроке? (О творительном.)
Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить признаки существительных в творитель-ном падеже, научиться правильно писать безударные окончания имён существитель-ных в творительном падеже.)
V.Работа по теме урока
Работа по учебнику Упр. 219 (с. 117).
Рассмотрите таблицу.
Назовите признаки творительного падежа.
Прочитайте окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения в творительном падеже.
Какими способами их можно проверить?
Прочитайте, какие варианты окончаний в творительном падеже есть у имён существительных 1-го склонения.
Упр. 220(с. 118).
Прочитайте стихотворение выразительно.
Определите падеж выделенных существительных. (Творительный.)
Почему окончания существительных различны? (Разное склонение.)
Определите окончание в слове вереницею.
Какой вариант окончания ещё возможен в этом слове? (Вереницей.)
Определите, какой частью речи является слово сегодня.
Запишите в словарик слова вчера, сегодня, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
Объясните значение слов с помощью толкового словаря.
Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».
Как образовалось наречие сегодня?
(На данном этапе урока можно использовать школьные словарики: орфографический, словарик трудностей русского языка.)
Упр. 221 (с. 118).
Прочитайте текст.
Что вы заметили?
Как определить границы предложений? (В каждом предложении высказывается законченная мысль. Грамматическую основу предложения составляют подлежащее и сказуемое.)
Найдите первое предложение. (Наступила настоящая зима.)
Докажите, что это предложение.
Определите границы остальных предложений. (Работа в парах. Проверка.)
Сколько получилось предложений? (Пять.)
Прочитайте их.
Назовите слова с пропущенными орфограммами, объясните их написание.
Выполните письменные задания к упражнению.
(Взаимопроверка.)
Физкультминутка
Закрепление изученного материала
Ш, Щ, Ж,Ч,Ц.
Что у них общего? (Они обозначают согласные звуки.)
Какая буква лишняя? Почему? (Буква ц, остальные буквы обозначают шипящие звуки.)
На какие группы можно разделить буквы? (Буквы, обозначающие парные и непарные по глухости-звонкости согласные звуки. Буквы, обозначающие всегда твёрдые согласные звуки, и буквы, обозначающие всегда мягкие согласные звуки.)
Прочитайте предложение.
За рощ(е, о)й зеркалом лежит широкий пруд с чистой водиц(е, о)й и песчаным пляж(е, о)м.
Объясните правописание знакомых орфограмм.
Попробуйте определить, что это за орфограмма. (Гласные в окончаниях существительных в творительном падеже после шипящих и ц.)
Сформулируйте задачи урока. (Научиться правильно писать гласные в окончаниях существительных в творительном падеже после шипящих .)
1. Наблюдения над правописанием окончаний существительных с основой на шипящий и ц в творительном падеже
(Работа в парах.)
Дачей, ежом, ландышем, плащом, улицей, огурцом.
План исследования
2. Работа по учебнику
Упр. 222 (с. 119).
Прочитайте пары слов.
Чем похожи все слова? (Это имена существительные с основой на шипящий ицв творительном падеже.)
Поставьте ударение в словах.
Прочитайте слова с ударным окончанием.
Какая буква пишется в окончании на месте ударного звука?
Прочитайте слова с безударным окончанием.
Какая буква пишется в окончании на месте безударного звука?
Подтвердились ли выводы, которые вы сделали, проведя исследование?
Прочитайте ниже сведения о языке.
Приведите свои примеры на это правило.
Упр. 223 (с. 119).
(Самостоятельное выполнение. Коллективная проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, определяют склонение имён существительных, объясняют написание окончаний. Самооценка.)
Упр. 224 (с. 120).
(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 — предложения 1—3, вариант 2 — предложения 4—6. Два ученика работают на откидной доске. Проверка. Сильные учащиеся составляют рассказ по последней пословице и выступают перед классом.)
Упр. 225 (с. 120).
(Самостоятельное выполнение. Коллективная проверка.)
Рефлексия
Запись под диктовку
(Один ученик работает на откидной доске.)
Растёт под берёзкой, шагать с песней, сидит с газетой, между яблоней и смородиной, прятался под крылечком, лететь над деревней, вьётся лентой, чистит рубанком, ход пешкой, залился трелью, работать директором, стать писателем.
(Взаимопроверка.)
Работа по карточкам
С багаж..м, перед дач..й, с товарищ..м, под крыш..й, перед смерч..м, с продавц..м, перед столиц..й, между околиц..й и улиц..й, с борщ..м, чертежам, за гостинц..м.
(Взаимопроверка.)
Подведение итогов урока
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Когда в окончаниях имён существительных в творительном падеже после шипящих и ц пишется о, а когда — е?
Домашнее задание
Упр. 226 (с. 120).