СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку в 11 классе Тема урока: Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока по русскому языку в 11 классе на тему ..Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 11 классе Тема урока: Знаки препинания в предложениях с однородными членами.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Макаричская средняя общеобразовательная школа











Конспект урока

по русскому языку в 11 классе

Тема урока:

 Знаки препинания в предложениях с однородными членами.













Учитель: Капустина

Елена Владимировна



Цели:

  • обобщить знания по теме «Пунктуация при однородных членах предложения»,

  • закрепить навыки и умения при постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами;

  • развивать регулятивные универсальные учебные действия – целеполагание, планирование и организация деятельности;

  • формировать умения и навыки, необходимые для сдачи ЕГЭ

  • познавательные исследовательские действия – поиск информации, переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение);

  • воспитывать у учащихся чувство патриотизма и гордости за наш народ; 
    формировать самостоятельность, сообразительность.

Ход урока

I.Организация урока.

Вступительное слово учителя. Запись числа, классной работы, тема пока не записывается .

II.Словарная работа.

Сегодня мы с вами повторим слова-паронимы. Какие слова мы называем паронимами?

(П а р о н и м ы (от греческих корней para - рядом, возле + onoma - имя) - близкие по звучанию однокоренные слова, отличающиеся оттенками смысла и сочетаемостью.

Дельный – деловой – деловитый. Дельный – человек, совет, предложение; Деловой – 1) связанный с делом, с работой, 2) знающий, опытный в делах (деловая встреча, связи, письмо); деловитый – умелый, толковый, предприимчивый (деловитая походка,вид, манера).

Костный – костяной. Костный - добываемый из костей (мука, ткань); костяной – сделанный из кости (пуговицы, фигура).

Деревянный – древесный. Деревянный – сделанный из дерева (дом, игрушки); древесный – добываемый из дерева (древесный уголь).

 Анекдотический — анекдотичный. Анекдотический — присущий анекдоту, основанный на анекдоте (анекдотический рассказ); анекдотичный — смехотворный, нелепый (анекдотичный случай).
Архаический — архаичный. Архаический — свойственный старине (архаический взгляд), архаичный — вышедший из употребления, не соответствующий новым взглядам, правилам (архаичное употребление).

Будний — будничный. Будний — не праздничный (будний день); будничный — прозаичный, однообразный (будничная работа).

Воспитательный *  — воспитательский. Воспитательный — относящийся к воспитанию (воспитательная система);воспитательский — относящийся к воспитателю (воспитательская комната).

*Всякий — всяческий. Всякий — каждый (всякая минута); всяческий — самый разнообразный (всяческие поиски).

Выборный — выборочный. Выборный — относящийся к выборам, избираемый голосованием (выборная должность);выборочный — частичный (выборочная проверка)

Составьте по два предложения с данными словами.

Такие слова встретятся нам на ЕГЭ при выполнении задания 5

В каком предложении выделенное слово употреблено неверно?

  • 1.Письмо было доставлено АДРЕСАНТУ вовремя.

  • 2.Из-за отъезда я не успел использовать и половину АБОНЕМЕНТА.

  • 3.АНЕКДОТИЧНЫЙ случай на охоте долго обсуждался в округе

  • 4.ДИНАМИЧНЫЙ темп танца зачаровывал зрителей.

В каком предложении выделенное слово употреблено неверно?

  • 1.Товары этой известной фирмы пользуются неизменным ПОКУПАТЕЛЬСКИМ спросом.

  • 2.ПОДВИЖНЕЧЕСКАЯ жизнь В.И. Даля известна многим..

  • 3.Я являюсь АБОНЕМЕНТОМ сотовой связи МТС.

  • 4.БАРСКИЙ указ вызвал бунт не только у него в имениях, но и в губерниях

Ребята, объясните постановку знаков препинания в последнем предложении.

Ребята, объясните постановку знаков препинания в последнем предложении.

Почему здесь поставлена запятая?

- Возникает вопрос: что такое однородные члены предложения?

(Однородными являются члены предложения, которые связаны с одним и тем же словом и отвечают на один и тот же вопрос, равноправны и независимы друг от друга, связаны сочинительной связью, которая выражается с помощью интонации или интонации и сочинительных союзов, какая интонация? - интонация перечисления)

- Какая пунктуационная проблема связана с однородными членами предложения? (расстановка знаков препинания). Соответственно тема урока – запись «Знаки препинания при однородных членах предложения», а цель урока какая?

- Где необходимы нам эти знания, навыки, для чего будем работать с этой темой ? (задания 15, 16, 17, при работе с текстом в части С).

- Какие формы работы будут уместны при отработке этой темы? (работа с предложениями, расстановка знаков препинания, с теорией, составление своих предложений).

- Какие союзы связывают однородные члены предложения? (сочинительные)

Назовите основные типы сочинительных союзов  - соединительные - «и это и то»: и, да=и, тоже, не только …но и, как…так и, ни…ни, также; разделительные – «или то, или это»: или, либо, то..то, не то..не то; противительные - «не то, а это»: а, но, да (=но), однако, зато).

- Какие союзы не вызывают проблем и почему? (противительные, всегда ставится запятая), основную трудность вызывают соединительные и разделительные.

III. Освоение предметного содержания.

- Для того чтобы правильно расставить знаки препинания, что нужно уметь? (Находить основы предложения, отличать простое или сложное, находить однородные члены предложения, знать правила расстановки знаков препинания).

- Где возьмем информацию? Какой параграф в учебнике надо прочитать, чтобы правильно расставить знаки препинания при однородных членах предложения? Обратитесь к оглавлению, найдите нужную информацию. - Прочитайте про себя §79 - 80, расставьте знаки препинания в распечатках, составьте схемы и соотнесите с материалом учебникаЕще раз посмотрите схемы, правила.

- На ЕГЭ могут быть разные формулировки заданий: нужно поставить две запятых, не нужно ставить ни одной запятой, нужно поставить три запятых.

- Как вы считаете, достаточно ли материала учебника, чтобы сделать это задание. Данное – да, все схемы есть. Задания на пунктуационные нормы языка содержатся в ЕГЭ. Предложения с однородными членами часто предлагаются в 15, 16, 17 ЗАДАНИЯХ. Поэтому потренируемся по сборнику заданий ЕГЭ (стр.124)

Ученик делает вывод об однородных членах предложения (по вопросам):

  1. С какой интонацией произносятся однородные члены предложения?

  2. Зависят ли они друг от друга?

  3. На какой вопрос отвечают?

  4. Как связаны между собой? (перечислительной интонацией или сочинительными союзами).

  5. Как ставятся знаки препинания?

  6. Какую роль играют в речи? (Играют роль действительно изобразительного средства: при их помощи рисуются детали общей картины, показывается динамика действия, они создают ряды эпитетов, обладающих большой выразительностью).

IV.Первичное закрепление. Выполнение упр. 379

V. Однако с употреблением однородных членов предложения связаны не только пунктуационные, но и грамматические и речевые ошибки. Умение находить подобные ошибки проверяется в задании ЕГЭ.

Задание

Найдите и исправьте ошибки, связанные с употреблением однородных членов предложения. Объясните, какая норма нарушена.(4 задание в раздаточном материале).

  1. В горах и долинах, в лугах и пастбищах уже появились весенние цветы (на лугах)- неверное использование предлога.

  2. В документальном фильме нам хотелось бы показать и рассказать немного о жизни современной деревни (показать жизнь современной деревни и немного рассказать о ней) – слово, которое должно быть согласовано с однородными членами, фактически связано только с ближайшим.

  3. Ради своей цели человек делает много ошибок и жертв.(делает много ошибок и приносит огромные жертвы) – нарушение лексической сочетаемости.

  4. Рекомендую дамам не выходить без мужа или без дубинки.(нарушение логической связи между однородными членами, так как в качестве однородных используются неоднородные понятия – пародия на нелогичную речь)

VI. Вывод по уроку

Таким образом, работа с синтаксическими конструкциями, включающими в себя однородные члены предложения, должна убедить нас в необходимости вдумчивого, внимательного подхода к их анализу, для того чтобы избежать как пунктуационных, так и грамматических и речевых ошибок; чтобы суметь в экзаменационной работе определить приём, в основу которого положено использование однородных членов, а также для точности и выразительности собственной речи, как того требует критерий проверки и оценки выполнения задания ЕГЭ.

VII. Домашнее задание: знать теорию параграфов 79 – 80, упр. 372

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!