Конспект урока по русскому языку в 11 классе
Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ
нения в формате ЕГЭ.
Конспект урока русского языка в 11 классе
Тема урока: Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ.
Цели урока:
Образовательные:
1) продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся;
2) учить работать над созданием сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.
Развивающие:
1) развивать интеллектуальные умения: выделять главное, устанавливать причинно-
следственные связи, критически анализировать информацию, аргументировать собственную позицию;
2) развивать речевые навыки учащихся, их творческие способности, интеллект.
Воспитательные:
1) способствовать воспитанию коллективизма, взаимопомощи и взаимоуважения;
2) формировать бережное и сознательное отношение к языку.
УМК и оборудование:
1) текст для работы на уроке с заданием и справочными материалами;
2) презентация к уроку, мультимедиапроектор, компьютер;
3) листы формата А 4, маркеры;
Ход урока
Организационный момент. Настрой на урок.
На листочках-сердечках продолжите фразу «Любовь – это…», написав только одно слово, которое, по-вашему, ассоциируется с этим понятием. ( Во время работы песня Шарля Азнавура «Вечная любовь»). Один учащийся собирает небольшие сердечки с ассоциациями одноклассников и закрепляет их на листе формата А 4.
-Как вы думаете, о чём пойдет наш разговор на уроке?
( о чувствах, о любви)
- Верно, о том, что такое любовь, о её природе, я и хочу поговорить с вами сегодня при подготовке к сочинению-рассуждению.
Сообщение темы урока (начало презентации Слайд 1).
Ваша задача – подготовить рабочие материалы для написания сочинения-рассуждения. Напоминаю, что оно должно быть выстроено в соответствии с критериями оценки части С.
- Перед вами основные части сочинения. Распределите их в необходимой последовательности. Слайд 2.
(Ученики выстраивают названия частей в их строгом соответствии: Вступление - Проблема - Комментарий – Позиция А (автора)– Позиция Я (собственная) – Аргумент – Аргумент - Вывод).
-Проверим! Слайд 3
-На первом этапе работы с текстом очень важно выделить проблему и соотнести её с позицией автора. В сущности, их соотношение есть соотношение вопроса и ответа.
Где вопрос – это…. (проблема), а ответ – это…. (позиция автора). Слайд 4
-Какие проблемы могут подниматься в предложенном тексте для анализа? Сочинения по каким проблемам мы уже писали? (проблема долга, чести, любви к Родине, бережного отношения к языку).
-Обычно такие серьезные проблемы предлагают к решению известные писатели, философы, научные деятели.
-А могут ли ваши сверстники размышлять о таких проблемах? В какой форме? (могут написать друг другу в сообщениях, на интернет форумах)
-Конечно, могут. Предлагаю вам прочитать электронное послание некого Феерического Мегамачо, видимо, приверженца, так называемого, Интернет-языка падонкафф. (Орфография автора.)
Заранее подготовленный ученик читает текст письма Мегамачо.
(Слайд 5)
«Мария, превед Наткнулся я в бездне инета на статью "Хищница", и скупая мужская слеза затуманила мне картинку монитора, когда сообразил я, што и меня никто по-настаящиму не любит... Типа забывать мы начали, што эта за тема. Все живут, как завещал классик: "мы странно встретились и странно разбежимся". Никто не парится: "любовь эта, или я просто погулять вышел" - все ищут дальше. Где вы видели, чтобы в век калайдера и свабоды без границ, кто-то терпел? Как итог разводы и полная разруха. Паэтаму щитаю: людям нада объяснять канкретна - где у них любовь, а где хаотическое сталкивание. По пунктам, штобы врубились и задолбанный науками доцент, и любая жасмин, которая от Димы Билана кипятком плачет. Аффтору зачот".
Феерический Мегамачо
-Несмотря на пренебрежительное отношение к языку, выраженное в намеренном нарушении определённых в языке норм, некую развязность автора, видно, что его волнуют насущные проблемы современного российского общества. Согласитесь, эти мысли Мегамачо могут быть облечены в более достойную форму и ещё могут нам пригодиться при аргументации собственной позиции.
- Ответ на какой вопрос он ищет? Почему?
Он ищет для себя ответ на вопрос «Что есть любовь». Потому что каждый из нас хочет любить и быть любимым.
- Мы еще вернемся к этому тексту. Но все же для анализа я предлагаю вам текст Натальи Долининой, который лежит у вас на столе. (Слайд 6)
Долинина Наталья Григорьевна (1928 – 1979) – прозаик, литературовед, драматург, автор книг о произведениях русской литературы. Природу таких чувств, как любовь и ревность, автор объясняет по-своему.
Работа в группах.
-Приступаем к чтению, анализу текста, а также заполнению рабочих материалов.
- Я прочту текст Натальи Долининой – вы отметьте те строки, которые отражают позицию автора по данному вопросу. (Текст прилагается)
Вопросы к группам:
- Сформулируйте проблему текста.
Слайд 7
Проблема определения ревности (Что такое ревность?).
Проблема соотношения любви и ревности (Бывает ли любовь без ревности?).
Проблема преодоления ревности (Как преодолеть ревность?).
Проблема становления и крушения любви (Как крепнет и разрушается любовь?).
Об отрицательном последствии ревностных чувств для человека мы читаем не впервые. Но всегда обращение к этому вопросу кажется интересным и актуальным.
-На что обращает внимание читателя Н. Долинина в своём тексте? Какие примеры истинной любви она приводит? (Предложения 11 – 13).Это и будет комментарий по тексту.
Н. Долинина обращает наше внимание на то, что эгоизм, самовлюблённость убивают всякие чувства. Автор рассуждает о том, как важно переступить через себя ради другого. Для пущей убедительности Н. Долинина приводит примеры истинной любви, которую в своём творчестве отразил А.С. Пушкин, а также обращается к содержанию сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». (Слайд 8)
-Грамотно оформите формулировку проблемы текста и комментарий к ней в своих рабочих листах.
Один от каждой группы читает, что получилось.
- Назовите отмеченные вами при прочтении мысли автора, которые раскрывают позицию автора текста.
Ревность – чувство, которое, с одной стороны, связано с неверием в себя, а с другой – с недоверием к тому, кого любишь. (Предложение 6, 9).
Любовь без ревности бывает, хотя возникновение любви часто сопровождается сомнениями, неуверенностью, а значит, и ревностью. (Предложение 7, 8).
Через отказ от эгоизма происходит обретение подлинного чувства любви, преодоление ревности. (Предложение 21).
С преодолением ревности связано становление любви, а крушение любви начинается с эгоизма. (Предложение 19, 20). (Слайд 9)
- Пропишите позицию автора, опираясь на текст.
Автор приходит к выводу, что любить – значит думать не о себе, а о том, кто рядом с тобой. (Слайд 10)
-Сформулируйте свою позицию и запишите её, возможно, используя послание Мегамачо. Обратите внимание на тот факт, что он сам, как и многие наши современники, никогда не испытывал настоящего чувства любви. Почему? Он очень хорошо это объясняет. (Слайд 11)
Один от каждой группы читает, что получилось.
-Ваша задача – продумать аргументы своего сочинения - рассуждения. Обратите внимание, что литературный аргумент легко привести, т.к. можно использовать произведения русских классиков о любви.
Итог урока.
(Слайд 12.)
Класс отвечает на вопросы учителя:
- Назовите два определения ЛЮБВИ.
- Три действия, которые она, по-вашему, совершает.
- А теперь фразу – ваше отношение к Любви.
- И, наконец, ваша ассоциация с Любовью – только одно слово.
У нас получился синквейн. (Слайд 13)
Читается синквейн. Пример читаю свой. ( Слайд 14)
- Итак, синквейн у нас получился. А получились ли заготовки к сочинению? Прочитайте, что вы записали в свои рабочие листы.
- Разделяете ли вы точку зрения выступавших ребят?
- Какая мысль одноклассников вам показалась интересной? Навела на личные размышления?
- Скажите, к каким выводам вы хотели бы прийти в конце своего сочинения? Что такое любовь и ревность?
Любовь – чувство вечное. Оно многогранно. Любовь женщины и мужчины. Человек приходит в этот мир, чтобы познать любовь. И если этого не происходит, то он теряет смысл своей жизни. Любовь необходима нам, как дыхание. С неё начинается наше духовно-нравственное воспитание. Человек не будет милосерден, гуманен, если он не любит. Все великие свершения, подвиги творились во имя Любви. О необходимости понять природу истинной любви вы можете писать, если речь в тексте пойдёт о проблемах милосердия, одиночества и т.д., потому что именно она, любовь, и способна их разрешить. (Слайд 15).
- Можно ли эти заготовки назвать сочинением? И почему?
Нет, не хватает переходов. Сочинение – это связный текст. И всё в нём должно быть объединено одной мыслью.
-Вот над этим каждый из вас потрудится дома и к следующему уроку сдаст готовое сочинение-рассуждение.
-Мне приятно отметить, что мы много успели сегодня за урок. Прочитали и осмыслили текст, подготовились к сочинению. Написали синквейн. И всё это за 45 минут. Как много может сделать человек, если он правильно организовал своё время.
-Благодарю вас за плодотворную работу.
О ревности
1)Ревность - чувство естественное. 2)Его в той или иной мере испытывают все люди. 3)И я даже не уверена, что было бы хорошо, если бы ревность совсем исчезла: боюсь, что от этого обеднела бы любовь. 4)Беда не в том, что один не ревнует, а другой ревнует. 5)Беда в том, что эгоизм, свойственный любви, становится безмерным, если мы его не контролируем, не сдерживаемся и не стараемся «властвовать собою», как говорил Пушкин.
6)Ведь, в сущности, ревность - это неверие в себя. 7)Это постоянно грызущее душу подозрение, что ты недостоин любви своего избранника или своей избранницы, что есть или может быть кто-то более достойный. 8)Все горькие упрёки в том, как можно было предпочесть МНЕ другого, имеют в подтексте сомнение в своём праве на любовь.
9)И, с другой стороны, это недоверие к тому, кого любишь. 10)Значит, ты допускаешь возможность, что другой может стать ближе и дороже твоей возлюбленной, что ты для неё не единственный на белом свете. 11)На самом-то деле мы знаем (из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»), что среди пяти тысяч роз всегда есть ОДНА, и только от нас самих зависит, найдём ли мы в себе силы и терпение, чтобы радоваться ей. 12)А ревность отравляет нашу радость, мы страдаем сами да ещё мучим того, кого любим. Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим, 13)В этих пушкинских строках нет худшего из людских пороков — самодовольства, но есть достоинство, есть уверенность в силе и ценности своей любви, есть забота о любимой.
14)Когда любовь рождается, она, как новорождённый младенец, беспомощна. 15)Но вот она крепнет, встаёт на ноги, шагает. 16)Она растёт - на её нежном, чистом теле появляются первые царапины, шрамы, иногда - раны. 17)3алечивать их каждый учится сам. 18)Но общее для всех людей, наверное, одно: как жалеем мы ударившегося ребёнка, так надо жалеть свою любовь и своего любимого.
19)Крушение любви начинается с той минуты, когда один из двоих начинает жалеть себя, оправдывать себя, думать о себе. 20)В любви не бывает одного страдающего сердца: все чувства делятся двумя, и думать о втором человеке - непременный закон. 21)Любовь даёт силы на самоотречение, отказ от эгоизма, преодоление ревности. 22)Ведь в настоящей любви каждый переступает через себя ради другого. 23)И это не значит уничтожить своё «я», это значит найти себя в самом значительном из чувств, которые дарованы человеку.
Сведения об авторе: Долинина Наталья Григорьевна (1928-1979) - прозаик, литературовед, драматург, автор книг о произведениях русской литературы.
Таск-анализ
Есть популярный методический прием, названный сторонниками критического мышления - Таск-анализ. ТАСК - сокращение для слов Тезис - Анализ - Синтез - Ключ, с его помощью ученики учатся независимо размышлять об отдельных моментах текста. Метод этот представляет собой 10 последовательно заданных вопросов, над которыми в ходе чтения текста предстоит размышлять обучающимся. Наиболее рационально ответы на вопросы занести в специально сконструированную таблицу. Здесь мы снова встречается с культурой вычленения тезисов и антетезисов того или иного текста.
Вопросы
1. Какая тема обсуждается?
2. Каково основное утверждение по теме?
3. Сформулируйте контрутверждение: что, скорее всего, выскажет оппонент в защиту либо для опровержения данного утверждения?
4. Что поддерживает основное утверждение и контрутверждение? Перечислите эти доводы в отдельных колонках.
5. Содержит ли этот текст непонятные, сложные или «перегруженные» слова и выражения? Если да, то найдите и поясните их.
6. Проведите оценку защиты утверждения и кон-трутвсрждения. Определите спорные выводы, отвлеченные моменты, ошибочные заключения и другие слабые места спора.
7. Видите ли вы какие-либо допущения, ценности или идеологическое влияние в основном утверждении или доводах в его защиту? Найдите их и укажите, насколько они влияют на справедливость утверждения.
8. Изложите свое утверждение полностью в следующей форме: Несмотря на то, что ... (укажите контрутверждение либо один из самых сильных доводов в его защиту), ... ( основное утверждение), поскольку ...(главные причины, побуждающие верить в истинность основного утверждения).
9. Является ли полный тезис спорным, но в тоже время, приемлемым для защиты, либо неприемлемым, либо слишком сложным для принятия?
10. В случае необходимости пересмотрите ваше основное утверждение и повторите все стадии ТАСК.
Таким образом, предлагаемый метод заставляет вас относиться к текстам и в качестве читателей, и в качестве соавторов, это помогает устанавливать связь между чтением и разработкой доказательств. Сотрудничество достигается, когда читатель начинает предлагать идеи, дополняющие, оценивающие или подвергающие сомнению довод, приведенный автором. Кроме того, ТАСК поощряет читателя установить доброжелательную, но критическую связь с ценностями и убеждениями автора. Использование ТАСК значительно улучшает способность учеников читать и оценивать прочитанное. Это наиболее очевидно проявляется при подготовке к групповой дискуссии в ходе выявления слабых места в собственных доказательствах, таких, к примеру, как несоответствие материала, отсутствие доводов в защиту, ошибочность предубеждения, неуместные ссылки на авторитеты. Также улучшается их умение составлять доказательства.
Рабочие материалы _____________________________________
(Фамилия, Имя учащегося, класс)
ПРОБЛЕМА
В тексте поднимается проблема…
Проблеме (какой?) посвящен текст…
Проблема, обсуждаемая в тексте...
КОММЕНТАРИЙ
Клише 1 (публицистический стиль)
Рассуждая о проблеме…, автор, во-первых, говорит о… (ссылается на… )
- Во-вторых, ______(Ф.И.О. автора) отмечает (описывает, отмечает, подчеркивает, утверждает, доказывает, и т.д.), что …
- Автор убеждён в том, что…
- ______(Ф.И.О. автора) приводит нас к выводу…
Клише 2 (художественный стиль)
-Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни…(взаимоотношений кого с кем)…
-Не случайно писатель изображает (кого, что)…
-Иллюстрацией по проблеме текста также может служить поступок героя, свидетельствующий о …
-Автор осуждает/одобряет … Автор сочувствует (кому)…
ПОЗИЦИЯ АВТОРА
Автор приходит к выводу (что?)...
Позиция автора текста чётко, ёмко, доступно и образно сформулирована в предложении: «_».
Выражая свою точку зрения, автор...
Утверждение автора, что ... , бесспорно.
ПОЗИЦИЯ СОБСТВЕННАЯ
Я в полной мере разделяю мнение автора и считаю, что …
Продолжая разговор о проблеме … , хочу отметить, что…
Нельзя не согласиться с автором текста в том, что…
В этом убеждают нас и примеры из произведений русской классики. Вспомним роман/повесть/рассказ: (далее идёт пример-аргумент).
Я согласен с автором текста и тоже считаю: (далее идёт формулировка важного тезиса).
АРГУМЕНТЫ
Отстаивая свою точку зрения, хочу привести следующие аргументы…
Правоту моих слов подтверждают …
Во-первых, … во-вторых…
Об этом неоднократно говорили в своих произведения русские писатели-классики. Вспомним рассказ (роман, повесть, пьесу) Ф.И.О. и название. В этом произведении…
У каждого из нас, наверное, есть немало примеров из собственного опыта, которые доказывают необходимость (важность) … В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующий жизненный пример:…
ВЫВОД
Заканчивая своё сочинение, хочу отметить, что…
Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте Ф.И.О., расставят приоритеты в своей жизни не только исключительно для себя, но и для других людей.