СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку в 11 классе Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Образовательные:

1) продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся;

2) учить работать над созданием сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 11 классе Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ»







Конспект урока по русскому языку в 11 классе


Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ


































нения в формате ЕГЭ.

Конспект урока русского языка в 11 классе

Тема урока: Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ.

Цели урока:

Образовательные:

1) продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся;

2) учить работать над созданием сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.

Развивающие:

1) развивать интеллектуальные умения: выделять главное, устанавливать причинно-

следственные связи, критически анализировать информацию, аргументировать собственную позицию;

2) развивать речевые навыки учащихся, их творческие способности, интеллект.

Воспитательные:

1) способствовать воспитанию коллективизма, взаимопомощи и взаимоуважения;

2) формировать бережное и сознательное отношение к языку.

УМК и оборудование:

1) текст для работы на уроке с заданием и справочными материалами;

2) презентация к уроку, мультимедиапроектор, компьютер;

3) листы формата А 4, маркеры;

 















Ход урока

Организационный момент. Настрой на урок.

На листочках-сердечках продолжите фразу «Любовь – это…», написав только одно слово, которое, по-вашему, ассоциируется с этим понятием. ( Во время работы песня Шарля Азнавура «Вечная любовь»). Один учащийся собирает небольшие сердечки с ассоциациями одноклассников и закрепляет их на листе формата А 4.

-Как вы думаете, о чём пойдет наш разговор на уроке?

( о чувствах, о любви)

- Верно, о том, что такое любовь, о её природе, я и хочу поговорить с вами сегодня при подготовке к сочинению-рассуждению.

Сообщение темы урока (начало презентации Слайд 1).

Ваша задача – подготовить рабочие материалы для написания сочинения-рассуждения. Напоминаю, что оно должно быть выстроено в соответствии с критериями оценки части С.

- Перед вами основные части сочинения. Распределите их в необходимой последовательности. Слайд 2.

(Ученики выстраивают названия частей в их строгом соответствии: Вступление - Проблема - Комментарий – Позиция А (автора)– Позиция Я (собственная) – Аргумент – Аргумент - Вывод).

-Проверим! Слайд 3

-На первом этапе работы с текстом очень важно выделить проблему и соотнести её с позицией автора. В сущности, их соотношение есть соотношение вопроса и ответа.

Где вопрос – это…. (проблема), а ответ – это…. (позиция автора). Слайд 4

-Какие проблемы могут подниматься в предложенном тексте для анализа? Сочинения по каким проблемам мы уже писали? (проблема долга, чести, любви к Родине, бережного отношения к языку).

-Обычно такие серьезные проблемы предлагают к решению известные писатели, философы, научные деятели.

-А могут ли ваши сверстники размышлять о таких проблемах? В какой форме? (могут написать друг другу в сообщениях, на интернет форумах)

-Конечно, могут. Предлагаю вам прочитать электронное послание некого Феерического Мегамачо, видимо, приверженца, так называемого, Интернет-языка падонкафф. (Орфография автора.)

Заранее подготовленный ученик читает текст письма Мегамачо.

 (Слайд 5)

«Мария, превед Наткнулся я в бездне инета на статью "Хищница", и скупая мужская слеза затуманила мне картинку монитора, когда сообразил я, што и меня никто по-настаящиму не любит... Типа забывать мы начали, што эта за тема. Все живут, как завещал классик: "мы странно встретились и странно разбежимся". Никто не парится: "любовь эта, или я просто погулять вышел" - все ищут дальше. Где вы видели, чтобы в век калайдера и свабоды без границ, кто-то терпел? Как итог разводы и полная разруха. Паэтаму щитаю: людям нада объяснять канкретна - где у них любовь, а где хаотическое сталкивание. По пунктам, штобы врубились и задолбанный науками доцент, и любая жасмин, которая от Димы Билана кипятком плачет. Аффтору зачот".

Феерический Мегамачо

 -Несмотря на пренебрежительное отношение к языку, выраженное в намеренном нарушении определённых в языке норм, некую развязность автора, видно, что его волнуют насущные проблемы современного российского общества. Согласитесь, эти мысли Мегамачо могут быть облечены в более достойную форму и ещё могут нам пригодиться при аргументации собственной позиции.

- Ответ на какой вопрос он ищет? Почему?

Он ищет для себя ответ на вопрос «Что есть любовь». Потому что каждый из нас хочет любить и быть любимым.

- Мы еще вернемся к этому тексту. Но все же для анализа я предлагаю вам текст Натальи Долининой, который лежит у вас на столе. (Слайд 6)

Долинина Наталья Григорьевна (1928 – 1979) – прозаик, литературовед, драматург, автор книг о произведениях русской литературы. Природу таких чувств, как любовь и ревность, автор объясняет по-своему.



Работа в группах.

-Приступаем к чтению, анализу текста, а также заполнению рабочих материалов.

- Я прочту текст Натальи Долининой – вы отметьте те строки, которые отражают позицию автора по данному вопросу. (Текст прилагается)

 Вопросы к группам: 

- Сформулируйте проблему текста.

Слайд 7

Проблема определения ревности (Что такое ревность?).

Проблема соотношения любви и ревности (Бывает ли любовь без ревности?).

Проблема преодоления ревности (Как преодолеть ревность?).

Проблема становления и крушения любви (Как крепнет и разрушается любовь?).

 Об отрицательном последствии ревностных чувств для человека мы читаем не впервые. Но всегда обращение к этому вопросу кажется интересным и актуальным.

-На что обращает внимание читателя Н. Долинина в своём тексте? Какие примеры истинной любви она приводит? (Предложения 11 – 13).Это и будет комментарий по тексту.

Н. Долинина обращает наше внимание на то, что эгоизм, самовлюблённость убивают всякие чувства. Автор рассуждает о том, как важно переступить через себя ради другого. Для пущей убедительности Н. Долинина приводит примеры истинной любви, которую в своём творчестве отразил А.С. Пушкин, а также обращается к содержанию сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». (Слайд 8)

 -Грамотно оформите формулировку проблемы текста и комментарий к ней в своих рабочих листах.

 Один от каждой группы читает, что получилось.

- Назовите отмеченные вами при прочтении мысли автора, которые раскрывают позицию автора текста.

Ревность – чувство, которое, с одной стороны, связано с неверием в себя, а с другой – с недоверием к тому, кого любишь. (Предложение 6, 9).

Любовь без ревности бывает, хотя возникновение любви часто сопровождается сомнениями, неуверенностью, а значит, и ревностью. (Предложение 7, 8).

Через отказ от эгоизма происходит обретение подлинного чувства любви, преодоление ревности. (Предложение 21).

С преодолением ревности связано становление любви, а крушение любви начинается с эгоизма. (Предложение 19, 20). (Слайд 9)

- Пропишите позицию автора, опираясь на текст.

Автор приходит к выводу, что любить – значит думать не о себе, а о том, кто рядом с тобой. (Слайд 10)

-Сформулируйте свою позицию и запишите её, возможно, используя послание Мегамачо. Обратите внимание на тот факт, что он сам, как и многие наши современники, никогда не испытывал настоящего чувства любви. Почему? Он очень хорошо это объясняет. (Слайд 11)

Один от каждой группы читает, что получилось.

-Ваша задача – продумать аргументы своего сочинения - рассуждения. Обратите внимание, что литературный аргумент легко привести, т.к. можно использовать произведения русских классиков о любви.

Итог урока.

 (Слайд 12.)

Класс отвечает на вопросы учителя:

- Назовите два определения ЛЮБВИ.

- Три действия, которые она, по-вашему, совершает.

- А теперь фразу – ваше отношение к Любви.

- И, наконец, ваша ассоциация с Любовью – только одно слово.

У нас получился синквейн. (Слайд 13)

 

Читается синквейн. Пример читаю свой. ( Слайд 14)

- Итак, синквейн у нас получился. А получились ли заготовки к сочинению? Прочитайте, что вы записали в свои рабочие листы.

- Разделяете ли вы точку зрения выступавших ребят?

- Какая мысль одноклассников вам показалась интересной? Навела на личные размышления?

- Скажите, к каким выводам вы хотели бы прийти в конце своего сочинения? Что такое любовь и ревность?

Любовь – чувство вечное. Оно многогранно. Любовь женщины и мужчины.  Человек приходит в этот мир, чтобы познать любовь. И если этого не происходит, то он теряет смысл своей жизни. Любовь необходима нам, как дыхание. С неё начинается наше духовно-нравственное воспитание. Человек не будет милосерден, гуманен, если он не любит. Все великие свершения, подвиги творились во имя Любви. О необходимости понять природу истинной любви вы можете писать, если речь в тексте пойдёт о проблемах милосердия, одиночества и т.д., потому что именно она, любовь, и способна их разрешить. (Слайд 15).

- Можно ли эти заготовки назвать сочинением? И почему?

Нет, не хватает переходов. Сочинение – это связный текст. И всё в нём должно быть объединено одной мыслью.

-Вот над этим каждый из вас потрудится дома и к следующему уроку сдаст готовое сочинение-рассуждение.

-Мне приятно отметить, что мы много успели сегодня за урок. Прочитали и осмыслили текст, подготовились к сочинению. Написали синквейн. И всё это за 45 минут. Как много может сделать человек, если он правильно организовал своё время.

-Благодарю вас за плодотворную работу.










О ревности


1)Ревность - чувство естественное. 2)Его в той или иной мере испытывают все люди. 3)И я даже не уверена, что было бы хорошо, если бы ревность совсем исчезла: боюсь, что от этого обеднела бы любовь. 4)Беда не в том, что один не ревнует, а другой ревнует. 5)Беда в том, что эгоизм, свойственный любви, становится безмерным, если мы его не контролируем, не сдерживаемся и не стараемся «властвовать собою», как говорил Пушкин.
6)Ведь, в сущности, ревность - это неверие в себя. 7)Это постоянно грызущее душу подозрение, что ты недостоин любви своего избранника или своей избранницы, что есть или может быть кто-то более достойный. 8)Все горькие упрёки в том, как можно было предпочесть МНЕ другого, имеют в подтексте сомнение в своём праве на любовь.
9)И, с другой стороны, это недоверие к тому, кого любишь. 10)Значит, ты допускаешь возможность, что другой может стать ближе и дороже твоей возлюбленной, что ты для неё не единственный на белом свете. 11)На самом-то деле мы знаем (из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»), что среди пяти тысяч роз всегда есть ОДНА, и только от нас самих зависит, найдём ли мы в себе силы и терпение, чтобы радоваться ей. 12)А ревность отравляет нашу радость, мы страдаем сами да ещё мучим того, кого любим. Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим,
13)В этих пушкинских строках нет худшего из людских пороков — самодовольства, но есть достоинство, есть уверенность в силе и ценности своей любви, есть забота о любимой.
14)Когда любовь рождается, она, как новорождённый младенец, беспомощна. 15)Но вот она крепнет, встаёт на ноги, шагает. 16)Она растёт - на её нежном, чистом теле появляются первые царапины, шрамы, иногда - раны. 17)3алечивать их каждый учится сам. 18)Но общее для всех людей, наверное, одно: как жалеем мы ударившегося ребёнка, так надо жалеть свою любовь и своего любимого.
19)Крушение любви начинается с той минуты, когда один из двоих начинает жалеть себя, оправдывать себя, думать о себе. 20)В любви не бывает одного страдающего сердца: все чувства делятся двумя, и думать о втором человеке - непременный закон. 21)Любовь даёт силы на самоотречение, отказ от эгоизма, преодоление ревности. 22)Ведь в настоящей любви каждый переступает через себя ради другого. 23)И это не значит уничтожить своё «я», это значит найти себя в самом значительном из чувств, которые дарованы человеку.


Сведения об авторе: Долинина Наталья Григорьевна (1928-1979) - прозаик, литературовед, драматург, автор книг о произведениях русской литературы.

Таск-анализ

Есть популярный методический прием, назван­ный сторонниками критического мышления - Таск-анализ. ТАСК - сокращение для слов Тезис - Ана­лиз - Синтез - Ключ, с его помощью ученики учатся независимо размышлять об отдельных моментах текста. Метод этот представляет собой 10 после­довательно заданных вопросов, над которыми в ходе чтения текста предстоит размышлять обуча­ющимся. Наиболее рационально ответы на вопро­сы занести в специально сконструированную таб­лицу. Здесь мы снова встречается с культурой вычленения тезисов и антетезисов того или иного текста.

Вопросы

1. Какая тема обсуждается?

2. Каково основное утверждение по теме?

3. Сформулируйте контрутверждение: что, ско­рее всего, выскажет оппонент в защиту либо для опровержения данного утверждения?

4. Что поддерживает основное утверждение и контрутверждение? Перечислите эти доводы в отдельных колонках.

5. Содержит ли этот текст непонятные, слож­ные или «перегруженные» слова и выражения? Если да, то найдите и поясните их.

6. Проведите оценку защиты утверждения и кон-трутвсрждения. Определите спорные выводы, отвлеченные моменты, ошибочные заключения и другие слабые места спора.

7. Видите ли вы какие-либо допущения, ценно­сти или идеологическое влияние в основном ут­верждении или доводах в его защиту? Найдите их и укажите, насколько они влияют на справедливость утверждения.

8. Изложите свое утверждение полностью в сле­дующей форме: Несмотря на то, что ... (укажите контрутверждение либо один из самых сильных доводов в его защиту), ... ( основное утверждение), поскольку ...(главные причины, побуждающие ве­рить в истинность основного утверждения).

9. Является ли полный тезис спорным, но в тоже время, приемлемым для защиты, либо неприем­лемым, либо слишком сложным для принятия?

10. В случае необходимости пересмотрите ваше основное утверждение и повторите все стадии ТАСК.

Таким образом, предлагаемый метод застав­ляет вас относиться к текстам и в качестве читателей, и в качестве соавторов, это помогает устанавливать связь между чтением и разра­боткой доказательств. Сотрудничество достигает­ся, когда читатель начинает предлагать идеи, дополняющие, оценивающие или подвергающие сомнению довод, приведенный автором. Кроме того, ТАСК поощряет читателя установить добро­желательную, но критическую связь с ценностями и убеждениями автора. Использование ТАСК зна­чительно улучшает способность учеников читать и оценивать прочитанное. Это наиболее очевидно проявляется при подготовке к групповой дискус­сии в ходе выявления слабых места в собственных доказательствах, таких, к примеру, как несоответ­ствие материала, отсутствие доводов в защиту, ошибочность предубеждения, неуместные ссылки на авторитеты. Также улучшается их умение состав­лять доказательства.



























Рабочие материалы _____________________________________

(Фамилия, Имя учащегося, класс)



ПРОБЛЕМА

В тексте поднимается проблема…

Проблеме (какой?) посвящен текст…

Проблема, обсуждаемая в тексте...



КОММЕНТАРИЙ

Клише 1 (публицистический стиль)

 Рассуждая о проблеме…, автор, во-первых, говорит о… (ссылается на… )

- Во-вторых, ______(Ф.И.О. автора) отмечает (описывает, отмечает, подчеркивает, утверждает, доказывает, и т.д.), что …

- Автор убеждён в том, что…

- ______(Ф.И.О. автора) приводит нас к выводу…

Клише 2 (художественный стиль)

-Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни…(взаимоотношений кого с кем)…

-Не случайно писатель изображает (кого, что)…

-Иллюстрацией по проблеме текста также может служить поступок героя, свидетельствующий о …

-Автор осуждает/одобряет … Автор сочувствует (кому)…



ПОЗИЦИЯ АВТОРА

Автор приходит к выводу (что?)...

Позиция автора текста чётко, ёмко, доступно и образно сформулирована в предложении: «_».

Выражая свою точку зрения, автор...

Утверждение автора, что ... , бесспорно.



ПОЗИЦИЯ СОБСТВЕННАЯ

Я в полной мере разделяю мнение автора и считаю, что …

Продолжая разговор о проблеме … , хочу отметить, что…

Нельзя не согласиться с автором текста в том, что…


В этом убеждают нас и примеры из произведений русской классики. Вспомним роман/повесть/рассказ: (далее идёт пример-аргумент).


Я согласен с автором текста и тоже считаю: (далее идёт формулировка важного тезиса).



АРГУМЕНТЫ

Отстаивая свою точку зрения, хочу привести следующие аргументы…

Правоту моих слов подтверждают …

Во-первых, … во-вторых…

Об этом неоднократно говорили в своих произведения русские писатели-классики. Вспомним рассказ (роман, повесть, пьесу) Ф.И.О. и название. В этом произведении…


У каждого из нас, наверное, есть немало примеров из собственного опыта, которые доказывают необходимость (важность) … В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующий жизненный пример:…


ВЫВОД

Заканчивая своё сочинение, хочу отметить, что…

Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте Ф.И.О., расставят приоритеты в своей жизни не только исключительно для себя, но и для других людей.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!