СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Применение правил правописания: перенос слов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

исследование обучающимися языкового материала с целью анализа и обобщения грамматических правил переноса слов

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Применение правил правописания: перенос слов"»

Конспект открытого урока по русскому языку в 1В классе

Тема: Применение правил правописания: перенос слов.

Цель урока: Формирование у обучающихся навыков закрепления,

обобщения и систематизации знаний по теме.

Задачи:

для учителя:

1. организовать исследование обучающимися языкового материала с целью

анализа и обобщения грамматических правил переноса слов;

2. активизировать познавательную деятельность обучающихся: развивать

умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы;

3.формировать коммуникативные навыки у обучающихся;

4.формировать учебные действия: действия самооценки, взаимооценки и

самоконтроля;

5. воспитывать бережное отношение к природе.

для обучающихся:

при исследовании, основанном на предыдущих знаниях правил о переносе

слов поставить новую учебную задачу и самостоятельно сформулировать

вывод об объединении трех правил в одно, учиться строить схемы.

Новое знание:

Объединение трех правил переноса в одно правило.

Проблемы:

1) Какие правила переноса слов можно объединить в одно?

2)Что нужно знать и уметь делать, чтобы правильно переносить слова с

одной строки на другую?

Формы и методы:

1.Словесные методы: объяснение, описание, разъяснение.

2.Наглядный метод.

3.Проблемно – поисковый метод.

4.Метод решения учебных задач в учебном диалоге.

5.Метод исследования материала.

Ход урока:

Этапы урока

Содержание этапа урока

Ожидаемый результат

1Оргмомент













а) пальчиковая

гимнастика







б) подготовка к

письму

- осанка




2.Чистописание




Повторение

пройденного.














Самостоятельная

работа №1































3.Введение в

тему урока.



















3.Выдвижение

гипотезы, целей

и задач

исследования.






















4. Новый

материал
















Самостоятельная

работа № 3




- работа в

группах




-организация

исследования

языкового

материала


















проверка

работы групп
















- выход на

решение

проблемы №1





Составление

алгоритма

учебных

действий







- выход на

решение

проблемы №2.








Физкульминутка



















Составление

алгоритма

учебных

действий

- выход на

решение

проблемы №2.

.

.

Физкульминутка




















Результатив

Ность




а)самостоятельной

работы № 4.











опроса по

теме урока







Итог урока













Резерв

Здравствуйте ребята!

Поприветствуем гостей. Садитесь.

- Отгадайте загадку.



Есть у радости подруга

В виде полукруга.

На лице она живёт.

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится.

Грусть тоска ее боится.

(улыбка)

- Подарим друг другу улыбку.


Сначала разомнем свои пальчики.

Идет по парте человек,

Переставляет ножки,

А если ножки смотрят вверх,

То получились рожки.

( Дети читают стихотворение, готовят тетрадь, ручку, принимают правильную осанку)

-Я тетрадочку открою и как надо положу

Я от вас друзья не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо не согнусь.

За работу я примусь.

Записывают число.

- Посмотрите на доску. Сл.№ 2.

На доске:

Линейка, тетрадь, ручка.

-Прочитайте слова. Что их объединяет?

(Это школьные принадлежности.)

-Какое слово здесь лишнее? (1.Лишнее слово – линейка, оно трѐхсложное, остальные слова двухсложные. 2.Лишнее слово – тетрадь, в нѐм букв больше, чем звуков. В остальных словах

количество букв и звуков одинаковое.)

-Составьте цепочку из букв: из первого слова выпишите согласные, которые обозначают твёрдые звуки, из второго – согласные, обозначающие мягкие звуки.

-Какие буквы вышли в цепочку? (ктд)

-Составьте из этих букв разные цепочки и напишите строчку до конца.


-Запишите эти слова для переноса. Не забывайте о правилах каллиграфического письма.

-Выполнить проверку в паре. ( Пара, которая готова к проверке, поднимает руки домиком)

Проверка.

( Ученик объясняет способы переноса, дети

оценивают сигналом правильность ответа.)

( Ответ:

-Слово «линейка» можно перенести двумя

способами: ли-нейка, линей-ка.Слово «тетрадь»

одним способом – тет-радь, слово «ручка « одним

способом –руч-ка.

-Сигнал.

(Дети показывают: )

-Молодцы!

-Встали дети, отдохнем.

Ветер дует нам в лицо, (движения руками к лицу)

Закачалось деревцо, (движения руками в стороны)

Ветер тише, тише, тише, (приседания)

Деревцо все выше, выше, выше! (потягивания, руки

вверх)

Раз, два - выше голова,

Три, четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

- Каждый из Вас в своей жизни что-то наблюдал и исследовал: капли дождя, снежинку, глубину лужи и многое другое.

Я предлагаю Вам сегодня на уроке стать

исследователями правил переноса слов, чтобы Вы впоследствии грамотно писали. Вы согласны стать исследователями?

Сл. №3.

-Сегодня мы будем работать под девизом:

Хочешь грамотным быть, учись мыслить,

думать и творить!

то понадобится для исследования?

 внимательность

 наблюдательность

 умение обобщать и делать выводы

 знание основ языка

 терпение

 умение сотрудничать Сл. №4.



-Для исследования необходимо выдвинуть

гипотезу. (Гипотеза- это научное предположение, требующее подтверждения.)

-Мы уже знаем правила переноса слов. Постараемся выяснить можно ли несколько правил объединить в одно?

Сл. №5.Гипотеза: несколько правил переноса можно

объединить в одно.

Сл.№6.

Цели и задачи нашего исследования:

• выяснить, какие правила переноса слов

можно объединить в одно.

• провести наблюдение за

способами переноса слов

• разобраться, как правильно переносить слова с одной строки на другую.

-Приступаем к нашему исследованию.


Инструкция выполнения работы

-вы видите на экране слова объединенные в группы. Сл.№7.

Ваша задача:

1.Внимательно прочитать слова.

2.Найти общий признак в этих словах, но помните, что может быть « ловушка».

3.Определить, к какому способу переноса

относятся эти слова.

( Каждой группе выдается лист со словами, которые дети анализируют, обобщают по общему признаку, находят « ловушку», составляют схему, договариваются о том, кто будет защищать мнение

Листы со словами для групп

1 ребята

дети

свекла

слог

2 язык

ягоды

авария

овощи

3 польза

бульон

пеньки

вьюн

4 отъезд

объем

подъезд

въезд

5 майка

мой

район

змейка

6 класс

масса

суббота

сумма

( После выполнения работы, группа поднимает руки вверх домиком)

Проверка .

(1 ученик от группы выходит к доске и

рассказывает о случае переноса.)

( Ответ ученика:

-В нашей группе слов есть общий признак – все слова пишутся с ь. При переносе слов, ь остается на строке.

« Ловушка» - это слово вьюн, т.к. оно не

переносится, там 1 слог.

-В нашей группе слов есть общий признак – все слова пишутся с Ъ. При переносе слов, ъ остается на строке.

« Ловушка» - это слово въезд, т.к. оно не

переносится, там 1 слог.

-В нашей группе слов есть общий признак – все слова пишутся с Й. При переносе слов, й остается на строке.

« Ловушка» - это слово мой, т.к. оно не

переносится, там 1 слог

-В нашей группе слов есть общий признак – все слова пишутся с удвоенной согласной. При переносе слов, одна согласная остается на строке.

« Ловушка» - это слово класс, т.к. оно не

переносится, там 1 слог

-В нашей группе слов есть общий признак – На строке не оставляется одна буква, даже если она обозначает слог. При переносе слов, остается на строке.

« Ловушка» - это слово язык, т.к. оно не

переносится, там 1 слог

-В нашей группе слов есть общий признак – Слова переносятся по слогам. При переносе слов, остается на строке.

« Ловушка» - это слово слог, т.к. оно не

переносится, там 1 слог


Сл.№8.

( Учитель на доске выставляет схемы переноса, составленные обучающимися, а на экране (одновременно) появляются слова на данное правило).

-На доске 6 правил переноса, вы смогли обобщить слова. Молодцы!

-Посмотрите внимательно на схемы и подумайте, есть ли схемы (правила) очень похожие и что с ними можно сделать?

1 уч. Есть три похожие схемы: с Й, Ь, иЪ.

-2 уч. Все буквы остаются в первой лодочке,

остаются на строке. Все это как одно правило, только буквы разные и эти правила можно объединить в одно

- Молодцы! Вот какое открытие вы сегодня

сделали! ( на слайде № 8 появляется фигурная скобка, объединяющая три правила)

-Что нужно знать и уметь делать, чтобы

правильно переносить слова с одной строки на другую?

Алгоритм Сл.№9.

-1уч. Найти гласные.

-2уч. Определить количество слогов

-3уч. Вспомнить необходимое правило.

Повторение правил переноса слов.

Сл.№10

Правила переноса.

Слова переносятся по слогам .

Слова из одного слога не переносятся.

На строке не оставляется одна буква, даже если она обозначает слог.

Буквы ъ, ь, й не отделяются от стоящей перед ней буквы.

-Зачем же нужно уметь переносить слова с одной строки на другую?

-Умея переносить, мы экономим место на строке, экономим лист в тетради, а, следовательно, экономим бумагу и относимся бережно к лесу.

-Исследование продолжается.

Сл.№11

-Проведѐм физкультминутку. Я буду показывать слова. Если это слово можно переносить, вы делаете хлопок над головой. Если слово переносить нельзя вы приседаете.

-К нам в гости пришел Незнайка, который часто бывал на наших уроках. А т.к. урок обобщающий, он тоже выполнил работу и готов показать вам свои знания.

о-гонь

по-дъем

конь-ки работа Незнайки

зме-я

ле-йка

ва-нна

Покажите сигналом, правильно ли он все сделал?

- Нет!

- Какая задача стоит перед вами?

Исправить ошибки у Незнайки и записать слова с правильным переносом.

-Слова запишите в столбик. Следите за осанкой и каллиграфией (работа обучающихся в тетради).

Проверка.

-Сейчас мы будем проверять работу Незнайки. Вы в роли учителя.1 ученик объясняет слово, а класс сигнальными карточками контролирует ответ ученика.

( Объяснение: Слово «огонь» Незнайка перенес неправильно, т.к.одну букву не оставляют на строке и слово

переносится целиком.) и т.д.

- А кто увидел еще ошибки у Незнайки?

-Он свое имя написал со строчной буквы, а надо с заглавной.

Проверка №3

-А теперь проверьте свою работу по образцу: если вы правильно написали слово, то ставите рядом со словом +, если нет, то -.

Образец работы ученика

огонь +

подъ-ем +

конь-ки +

змея +

лей – ка +

ван – на +

-Подведем итоги данной работы.

-Поднимите руки, кто выполнил работу без ошибок ( 22 человека);

- кто допустил 1-2 ошибки (4 человека);

- кто ошибся 3 раза (0).

Молодцы! Все старались!

-Поднимите руку те, кто может сказать: « я хорошо и отлично усвоил правила переноса»

( 24 человека)

- А кто еще может ошибаться?

( 2 человека)

-Мы вам будем помогать. Ведь в школу все пришли учиться.

-А вот как переносил слова один первоклассник в стихотворении А.Шибаева « Как я перенес слова».

( читает ученик)

Мы изучаем перенос,

Вот как слова я перенес:

Едва я перенес е-два

И получил за это « два».

Укол я перенес у-кол

И получил за это « кол».

Опять я перенес о-пять.

Теперь, наверно, будет « пять»?!

-Как вы думаете. Получит ученик за последнее

слово «5»?

-Нет!

-Почему?

-Слово « опять» не переносится.

- Давайте еще раз повторим это правило для

мальчика, чтобы он свою пятерку все – таки

получил.

-Слог из одной гласной нельзя оставлять на строке.

Поработаем вместе. Разделим слова для переноса.

Составим из слов предложение.

Отдохни и послушай!!!

Прочитайте сказку.

-Кто догадался, почему Жук прогнал Паука?

Выводы.

Мы работали над особенностями переноса слов

 раскрыли секреты переноса слов с ь, ъ, й;

учились переносить слова по слогам;

 полюбили «гулять по тропинкам» с

орфографическими ловушками и ничего не

бояться;

 выполняли занимательные задания;

проявляли интерес к изучению родного языка

-Дети, оцените свою работу на уроке, если вы

работали хорошо покажите красный фонарик, если

у вас что-то не получилось – зелѐный.

- Мне тоже очень понравилось, как вы дружно

работали. Я желаю всем солнечного настроения!



Спиши слова, разделяя их знаком переноса.

Молния, ухожу, огурец, пальчик, играю, радио

Создание

положитель

ной

мотивации к

уроку


















Подготовка

рук к письму

Формирова-

ние

правильной

осанки

Создание

ситуации

успех




























Дети должны

уметь

сравнивать

написания.

( Развиваются

навыки

самоконтроля

и

взаимоконтро

ля)

На всем этапе

урока

обучающиеся

работают с

сигнальной

карточкой,

контролируя

отвечающего.

Смена видов

деятельности,

отдых.

































Умение

видеть общие

признаки и

отличия

























































Выделение

слов, которые

можно

перенести

Повышенный

уровень, если

дети находят

«ловушку» и

смогут

самостоятель

но объяснить

свои учебные

действия

Развитие

коммуникатив

ных навыков

общения.

Развитие

монологи

ческой речи






































Смена видов

деятельности,

отдых.

Выход на

учебную

задачу

обучающими

ся

Осознание

обучающими

ся

поставленных

задач урока

через

составление

алгоритма.

Межпредмет

ная связь

( окружающий

мир)






















Умение

использовать

правила

переноса

.

Создание

положитель

ной

мотивации

Рефлексия

Умение

использовать

правила

переноса

Рефлексия на

основе

диалога

« ученик

ученик»

Умение

видеть общие

признаки и

отличия

Создание

атмосферы

уверенности и

взаимопомо

щи.

Найти ошибку

в словах,

исправить ее и

повторить

нужное

правило

переноса

Рефлексия

Создание положитель

ной

мотивации у

обучающихся




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!