Здравствуйте ребята! Поприветствуем гостей. Садитесь. - Отгадайте загадку.
Есть у радости подруга В виде полукруга. На лице она живёт. То куда-то вдруг уйдет, То внезапно возвратится. Грусть тоска ее боится. (улыбка) - Подарим друг другу улыбку. Сначала разомнем свои пальчики. Идет по парте человек, Переставляет ножки, А если ножки смотрят вверх, То получились рожки. ( Дети читают стихотворение, готовят тетрадь, ручку, принимают правильную осанку) -Я тетрадочку открою и как надо положу Я от вас друзья не скрою, Ручку я вот так держу. Сяду прямо не согнусь. За работу я примусь. Записывают число. - Посмотрите на доску. Сл.№ 2. На доске: Линейка, тетрадь, ручка. -Прочитайте слова. Что их объединяет? (Это школьные принадлежности.) -Какое слово здесь лишнее? (1.Лишнее слово – линейка, оно трѐхсложное, остальные слова двухсложные. 2.Лишнее слово – тетрадь, в нѐм букв больше, чем звуков. В остальных словах количество букв и звуков одинаковое.) -Составьте цепочку из букв: из первого слова выпишите согласные, которые обозначают твёрдые звуки, из второго – согласные, обозначающие мягкие звуки. -Какие буквы вышли в цепочку? (ктд) -Составьте из этих букв разные цепочки и напишите строчку до конца. -Запишите эти слова для переноса. Не забывайте о правилах каллиграфического письма. -Выполнить проверку в паре. ( Пара, которая готова к проверке, поднимает руки домиком) Проверка. ( Ученик объясняет способы переноса, дети оценивают сигналом правильность ответа.) ( Ответ: -Слово «линейка» можно перенести двумя способами: ли-нейка, линей-ка.Слово «тетрадь» одним способом – тет-радь, слово «ручка « одним способом –руч-ка. -Сигнал. (Дети показывают: ) -Молодцы! -Встали дети, отдохнем. Ветер дует нам в лицо, (движения руками к лицу) Закачалось деревцо, (движения руками в стороны) Ветер тише, тише, тише, (приседания) Деревцо все выше, выше, выше! (потягивания, руки вверх) Раз, два - выше голова, Три, четыре – руки шире, Пять, шесть – тихо сесть, Семь, восемь – лень отбросим. - Каждый из Вас в своей жизни что-то наблюдал и исследовал: капли дождя, снежинку, глубину лужи и многое другое. Я предлагаю Вам сегодня на уроке стать исследователями правил переноса слов, чтобы Вы впоследствии грамотно писали. Вы согласны стать исследователями? Сл. №3. -Сегодня мы будем работать под девизом: Хочешь грамотным быть, учись мыслить, думать и творить! то понадобится для исследования? внимательность наблюдательность умение обобщать и делать выводы знание основ языка терпение умение сотрудничать Сл. №4. -Для исследования необходимо выдвинуть гипотезу. (Гипотеза- это научное предположение, требующее подтверждения.) -Мы уже знаем правила переноса слов. Постараемся выяснить можно ли несколько правил объединить в одно? Сл. №5.Гипотеза: несколько правил переноса можно объединить в одно. Сл.№6. Цели и задачи нашего исследования: • выяснить, какие правила переноса слов можно объединить в одно. • провести наблюдение за способами переноса слов • разобраться, как правильно переносить слова с одной строки на другую. -Приступаем к нашему исследованию. Инструкция выполнения работы -вы видите на экране слова объединенные в группы. Сл.№7. Ваша задача: 1.Внимательно прочитать слова. 2.Найти общий признак в этих словах, но помните, что может быть « ловушка». 3.Определить, к какому способу переноса относятся эти слова. ( Каждой группе выдается лист со словами, которые дети анализируют, обобщают по общему признаку, находят « ловушку», составляют схему, договариваются о том, кто будет защищать мнение Листы со словами для групп 1 ребята дети свекла слог 2 язык ягоды авария овощи 3 польза бульон пеньки вьюн 4 отъезд объем подъезд въезд 5 майка мой район змейка 6 класс масса суббота сумма ( После выполнения работы, группа поднимает руки вверх домиком) Проверка . (1 ученик от группы выходит к доске и рассказывает о случае переноса.) ( Ответ ученика: -В нашей группе слов есть общий признак – все слова пишутся с ь. При переносе слов, ь остается на строке. « Ловушка» - это слово вьюн, т.к. оно не переносится, там 1 слог. -В нашей группе слов есть общий признак – все слова пишутся с Ъ. При переносе слов, ъ остается на строке. « Ловушка» - это слово въезд, т.к. оно не переносится, там 1 слог. -В нашей группе слов есть общий признак – все слова пишутся с Й. При переносе слов, й остается на строке. « Ловушка» - это слово мой, т.к. оно не переносится, там 1 слог -В нашей группе слов есть общий признак – все слова пишутся с удвоенной согласной. При переносе слов, одна согласная остается на строке. « Ловушка» - это слово класс, т.к. оно не переносится, там 1 слог -В нашей группе слов есть общий признак – На строке не оставляется одна буква, даже если она обозначает слог. При переносе слов, остается на строке. « Ловушка» - это слово язык, т.к. оно не переносится, там 1 слог -В нашей группе слов есть общий признак – Слова переносятся по слогам. При переносе слов, остается на строке. « Ловушка» - это слово слог, т.к. оно не переносится, там 1 слог Сл.№8. ( Учитель на доске выставляет схемы переноса, составленные обучающимися, а на экране (одновременно) появляются слова на данное правило). -На доске 6 правил переноса, вы смогли обобщить слова. Молодцы! -Посмотрите внимательно на схемы и подумайте, есть ли схемы (правила) очень похожие и что с ними можно сделать? 1 уч. Есть три похожие схемы: с Й, Ь, иЪ. -2 уч. Все буквы остаются в первой лодочке, остаются на строке. Все это как одно правило, только буквы разные и эти правила можно объединить в одно - Молодцы! Вот какое открытие вы сегодня сделали! ( на слайде № 8 появляется фигурная скобка, объединяющая три правила) -Что нужно знать и уметь делать, чтобы правильно переносить слова с одной строки на другую? Алгоритм Сл.№9. -1уч. Найти гласные. -2уч. Определить количество слогов -3уч. Вспомнить необходимое правило. Повторение правил переноса слов. Сл.№10 Правила переноса. Слова переносятся по слогам . Слова из одного слога не переносятся. На строке не оставляется одна буква, даже если она обозначает слог. Буквы ъ, ь, й не отделяются от стоящей перед ней буквы. -Зачем же нужно уметь переносить слова с одной строки на другую? -Умея переносить, мы экономим место на строке, экономим лист в тетради, а, следовательно, экономим бумагу и относимся бережно к лесу. -Исследование продолжается. Сл.№11 -Проведѐм физкультминутку. Я буду показывать слова. Если это слово можно переносить, вы делаете хлопок над головой. Если слово переносить нельзя вы приседаете. -К нам в гости пришел Незнайка, который часто бывал на наших уроках. А т.к. урок обобщающий, он тоже выполнил работу и готов показать вам свои знания. о-гонь по-дъем конь-ки работа Незнайки зме-я ле-йка ва-нна Покажите сигналом, правильно ли он все сделал? - Нет! - Какая задача стоит перед вами? Исправить ошибки у Незнайки и записать слова с правильным переносом. -Слова запишите в столбик. Следите за осанкой и каллиграфией (работа обучающихся в тетради). Проверка. -Сейчас мы будем проверять работу Незнайки. Вы в роли учителя.1 ученик объясняет слово, а класс сигнальными карточками контролирует ответ ученика. ( Объяснение: Слово «огонь» Незнайка перенес неправильно, т.к.одну букву не оставляют на строке и слово переносится целиком.) и т.д. - А кто увидел еще ошибки у Незнайки? -Он свое имя написал со строчной буквы, а надо с заглавной. Проверка №3 -А теперь проверьте свою работу по образцу: если вы правильно написали слово, то ставите рядом со словом +, если нет, то -. Образец работы ученика огонь + подъ-ем + конь-ки + змея + лей – ка + ван – на + -Подведем итоги данной работы. -Поднимите руки, кто выполнил работу без ошибок ( 22 человека); - кто допустил 1-2 ошибки (4 человека); - кто ошибся 3 раза (0). Молодцы! Все старались! -Поднимите руку те, кто может сказать: « я хорошо и отлично усвоил правила переноса» ( 24 человека) - А кто еще может ошибаться? ( 2 человека) -Мы вам будем помогать. Ведь в школу все пришли учиться. -А вот как переносил слова один первоклассник в стихотворении А.Шибаева « Как я перенес слова». ( читает ученик) Мы изучаем перенос, Вот как слова я перенес: Едва я перенес е-два И получил за это « два». Укол я перенес у-кол И получил за это « кол». Опять я перенес о-пять. Теперь, наверно, будет « пять»?! -Как вы думаете. Получит ученик за последнее слово «5»? -Нет! -Почему? -Слово « опять» не переносится. - Давайте еще раз повторим это правило для мальчика, чтобы он свою пятерку все – таки получил. -Слог из одной гласной нельзя оставлять на строке. Поработаем вместе. Разделим слова для переноса. Составим из слов предложение. Отдохни и послушай!!! Прочитайте сказку. -Кто догадался, почему Жук прогнал Паука? Выводы. Мы работали над особенностями переноса слов раскрыли секреты переноса слов с ь, ъ, й; учились переносить слова по слогам; полюбили «гулять по тропинкам» с орфографическими ловушками и ничего не бояться; выполняли занимательные задания; проявляли интерес к изучению родного языка -Дети, оцените свою работу на уроке, если вы работали хорошо покажите красный фонарик, если у вас что-то не получилось – зелѐный. - Мне тоже очень понравилось, как вы дружно работали. Я желаю всем солнечного настроения!
Спиши слова, разделяя их знаком переноса. Молния, ухожу, огурец, пальчик, играю, радио |