СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку по теме "Предложения простые и сложные. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Повторение орфографии" для 8 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предложения простые и сложные. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Повторение орфографии.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме "Предложения простые и сложные. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Повторение орфографии" для 8 класса»

Тема урока: Предложения простые и сложные. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Повторение орфографии.

Цели урока: 1) закрепить знания учащихся о предложении как единице синтаксиса; строении предложения, расширить знания о грамматической основе предложения;

2) научить различать виды предложений по строению и структуре;

3) содействовать воспитанию нравственных качеств.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Оборудование: учебный комплекс «Русский язык. Теория. 5 – 9 кл.». В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова; «Русский язык. Практика. 8 класс»/ под ред. Ю.С. Пичугова.

План урока

1

Вступительное слово учителя

2

2

Опорное повторение (грамматическая основа предложения, проверка домашнего задания, что является основными единицами синтаксиса).

18

3

Изучение новой темы «Предложения простые и сложные. Предложения утвердительные и отрицательные», выполнение упражнений на закрепление нового материала.

20

4

Домашнее задание

2

5

Итог урока (обобщение и выводы)

3



Ход урока:

Учитель: ребята, сегодня мы с вами изучим тему «Грамматическая основа предложения».

Ученики записывают тему и число в тетради.

Учитель: прежде, чем приступить к новой теме, проверим домашнее задание и вспомним, что такое грамматическая основа предложения и какими частями речи может быть выражено подлежащее и сказуемое?

Ученики: Грамматическая основа предложения, состоящая из его главных членов: подлежащего и сказуемого, или одного из них.

Подлежащее – главный член предложения, обозначающий предмет мыслию. Отвечает на вопросы кто? что? Может быть выражено любой частью речи в значении существительного (существительное, местоимение, прилагательное, причастие, инфинитив глагола, междометие, числительное, союз, фразеологические обороты, официальные названия, цельные словосочетания, сочетание местоимений и прилагательных, цельные предложения).

Сказуемое – главный член предложения, обозначающий действие, состояние, свойство, качество, количество принадлежность. Сказуемое отвечает на вопросы что делать? Что сделать? Сказуемое в большинстве случае выражается глаголами в разных формах, а также: существительными, полными и краткими прилагательными, полными и краткими причастиями, глагольными междометиями, междометиями, числительными, наречиями, различными сочетаниями.

Учитель: Теперь запишем предложение. Найдём подлежащее в предложении и определим, чем оно выражено.

Повар знал, что дети любят всё сладкое и всё волшебное. Но волшебное со временем перестаёт их интересовать, а сладкое нравится до старости.

Ученики выполняют задание.

Учитель: Простое предложение – это синтаксическая единица, образованная одной синтаксической связью между подлежащим и сказуемым или одним главным членом. (Наступил вечер. Тишина). По строению грамматической основы простые предложения делятся на двусоставные и односоставные.

Предложения, грамматическая основа которых состоит из подлежащего и сказуемого, называются двусоставными: Правда глаза колет. (Пословица.)

Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, называются односоставными: Бездонной кадки водою не наполнишь. (Пословица.)

Предложения, состоящие из нескольких простых, называются сложными:

Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки. (А. Пушкин.)

Блеснула молния, и загремел гром.

Я не знал, что твой отец играет на виолончели. (И. Тургенев.)

В первом сложном предложении простые предложения связаны между собой интонацией, без помощи союзов. Это сложное бессоюзное предложение.

Два последних сложных предложения являются союзными, так как в них простые предложения связаны между собой союзами и, что и интонацией.

Основные средства связи простых предложений в сложные — это интонация и союзы.

В зависимости от средств связи сложные предложения делятся на бессоюзные и союзные.

Союзные предложения делятся, в свою очередь, на сложносочинённые и сложноподчинённые.

Простые предложения объединяются в сложные бессоюзные при помощи интонации: Ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами.

Простые предложения в сложносочинённых соединяются между собой при помощи интонации и союзов и, а, но и др.: Море глухо роптало, и волны бились о берег.

Простые предложения в составе сложносочинённых равноправны. От одного предложения обычно нельзя поставить вопрос к другому.

Сложносочинённые предложения нужно отличать от простых предложений с однородными сказуемыми. Сравните:

1) Дует ветер, и листва шуршит.

2) Ветер дует и шуршит листвою.

Первое предложение — сложносочинённое, в нём две грамматические основы, следовательно, оно состоит из двух простых предложений, которые разделяются запятой.

Второе предложение — простое, в нём одна грамматическая основа — ветер дует и шуршит. Дует и шуршит — однородные сказуемые (сочинительное словосочетание). Однородные сказуемые связаны с одним членом предложения — с подлежащим, между собою соединены неповторяющимся союзом и, поэтому запятой не разделяются.

Простые предложения в сложноподчинённых связаны друг с другом интонацией и союзами что, чтобы, потому что, если, когда, будто, как будто и др., а также местоимениями где, который и др.: Старайтесь жить так, чтобы руки ваши были чисты и совесть чиста.

Простые предложения в составе сложноподчинённого неравноправны: одно из них — главное, другое — зависимое (придаточное). От главного можно задать вопрос к придаточному.

В схемах сложноподчинённых предложений главное предложение обозначается квадратными скобками, а придаточное — круглыми.

Предложения бывают утвердительные (если что-то утверждается) и отрицательные (что-то отрицаем). Чаще всего в таких предложениях употребляются слова - да и нет.

Слова, да и нет, выражающие утверждение и отрицание, отделяются запятой или восклицательным знаком, если произносится с восклицательной интонацией: Нет, я не больна, Афанасий Иванович. (Н.Гоголь) Да! Злые языки страшнее пистолета. (А.Грибоедов).

По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, побудительные и вопросительные.

Предложения, которые содержат сообщение, называются повествовательные: Море глухо роптало, и волны бились о берег.

Предложения, которые содержат вопрос, называются вопросительными: Купить ли ему в подарок галстук?

Предложения, которые содержат побуждение (совет, просьбу, приказ, пожелание), называются побудительными: Старайтесь жить так, чтобы руки ваши были чисты и совесть чиста.

По эмоциональной окраске предложения делятся на восклицательные и не восклицательные.

Ученики делают записи в тетрадях, характеризуют предложения не только по количеству грамматических основ, но и по цели высказывания и интонационной окраске

Ученики обращаются к §164, выполняют упр.76. Затем выполняют тест на повторение.

Вариант 1

1. НЕ пишется раздельно.

а) (не)годующий

б) (не)написанная еще книга

в) (не)полученная посылка

2. НЕ пишется слитно.

а) дом (не)отремонтирован

б) (не)отремонтированный еще дом

в) (не)отремонтированный дом

3. Укажите номера слов, пишущихся слитно с НЕ

(1)(Не)кошеная трава; (2) никем (не)кошенная трава; (3)еще(не)скошенная трава; (4)трава (не)скошена; (5)(не)доумевающий взгляд; (6)(не)рассказаная история; (7)(не)законченная рукопись; (8)(не)завершённое в срок строительство; (9) хата (не)выбелена; (10) окно (не)вымыто.

4. Укажите ряд, в котором все слова с НЕ пишутся слитно.

а) (не)сказано ни слова, (не)видящий ничего, (не)подготовленный к работе

б) (не)законченный эксперимент, (не)законченный в срок эксперимент, эксперимент (не)закончен

в) (не)просохшая земля, (не)утихающий ветер, (не)прекращающиеся метели

5. Укажите ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно.

а) рукопись (не)сдана, рукопись (не)сданная вовремя, роман (не)закончен

б) (не)сданная рукопись, (не)сданная вовремя рукопись, (не)законченный роман

в) обстоятельства (не)выяснены, (не)выясненные обстоятельства, еще (не)выясненные обстоятельства

6. Укажите верное объяснение слитного или раздельного написания НЕ с причастием в предложении: Мы бредем по дорожкам, где еще (не)кошена трава.

а) (Не) кошена — пишется слитно, т.к. НЕ с краткими причастиями пишется слитно

б) (Не)кошена — пишется раздельно, т.к. НЕ краткими причастиями пишется раздельно

в) (Не)кошена — пишется раздельно, т.к. при причастии есть зависимое слово



7. Укажите верное объяснение слитного или раздельного написания НЕ с причастием в предложении: С утра (не)топленная печь не добавляла уюта в хмурую комнату смотрителя.

а) (Не)топленная — пишется раздельно, т.к. НЕ с причастиями пишется раздельно

б) (Не)топленная — пишется слитно, т.к. при причастии есть зависимое слово

в) (Не)топленная — пишется раздельно, т.к. при причастии есть зависимое слово

8. Укажите слово с ошибкой.

а) неразвитый куст

б) куст неразвит

в) еще не развитый куст

9. Укажите слово без ошибки.

а) не сминаемая ткань

б) ткань не сминаема

в) несминаемая от длительной носки ткань

10. Пишется слитно.

а) дом (не)построен

б) (не)построенный дом

в) (не)построенный еще дом

Вариант 2

1. НЕ пишется слитно.

а) (не)доумевающий взгляд

б) (не)разгаданная тайна

в) никем (не)разгаданная тайна

2. НЕ пишется раздельно.

а) окно (не)вымыто

б) (не)замеченная учителем ошибка

в) (не)замеченная ошибка

3. Укажите номера слов, пишущихся с НЕ раздельно.

(1 )(Не)прочитанный роман; (2)(не)прочитанный мной роман; (3) роман (не)дочитан; (4)(не)окрепший от болезни дедушка; (5) еще (не)окрепший от болезни;(6)(не)годующий человек; (7)(не)замерзший пруд; (8)(не)замерзший к утру пруд; (9) в доме (не)прибрано; (10) еще (не)украшенная елка.

4. Укажите ряд, в котором все слова пишутся слитно.

а) (не)оконченная пьеса, (не)выкрашено, (не)окрепший от удара

б) (не)доумевающий взгляд, (не)кошеная трава, (не)зависимый ни от кого

в) (не)прекращающийся дождь, (не)годующий человек, (не)затихающая буря

5. Укажите ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно.

а) дело (не)закончено, дело (не)закончено вовремя, (не)законченная история

б) (Не)исследованные районы, никем (не)исследованные районы, район (не)исследован

в) никем (не)принятое предложение, еще (не)принятое предложение, (не)принятое комиссией предложение.

6. Укажите верное объяснение слитного или раздельного написания НЕ с причастием в предложении: Причины случившегося еще (не)установлены.

а) (Не)установлены — пишется слитно, т.к. НЕ с краткими причастиями пишется слитно

б) (Не)установлены — пишется раздельно, т.к. НЕ с краткими причастиями пишется раздельно

в) (Не)установлены — пишется раздельно, т.к. при причастии есть зависимое слово

7. Укажите верное объяснение слитного или раздельного написания НЕ с причастием в предложении: Огонёк в башенке светится ровным, (не)мигающим светом.

а) (Не)мигающим — пишется раздельно, т.к. НЕ с причастиями пишется раздельно

б) (Не)мигающим — пишется слитно, т.к. при причастии нет зависимого слова и противопоставления с союзом А

в) (Не)мигающим — пишется раздельно, т.к. при причастии есть зависимое слово

8. Укажите слово с ошибкой.

а) невыращенный куст

б) невыращенный к весне куст

в) куст не выращен

9. Укажите слово без ошибки;

а) не тронутый морозом

б) никем нетронутый

в) нетронут

10. Не пишется слитно.

а) (не)спрятанные ценности

б) никем (не)спрятанные ценности

в) ценности (не)спрятаны

№ зад.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Тест 1

б

в

1, 5, 7

в

а

б

в

б

б

б

Тест 2

а, б

а, б

2, 3, 4, 5, 8, 9

в

в

б

б

б

а

а



Домашнее задание: §§ 161-162, карточки.

Спишите текс. Вставьте пропущенные знаки препинания.

1) Ты с басом Мишенька садись против альта 2) Мы с вами попутчики кажется 3) Уж зачем ты заря алая просыпалася 4) Пусть бежит в полях позёмка белою змеею 5) В гранит оделася Нева мосты повисли над водами4 6) Как Днепр широк Как даль ясна 7) Память моя, сотвори еще раз чудо сними с души тревогу

Решение

1) Ты с басом, Мишенька, садись против альта. 2) Мы с вами попутчики, кажется? 3) Уж зачем ты, заря алая, просыпалася? 4) Пусть бежит в полях позёмка белою змеею. 5) В гранит оделася Нева, мосты повисли над водами.4 6) Как Днепр широк! Как даль ясна! 7) Память моя, сотвори еще раз чудо, сними с души тревогу.

Подведение итогов урока.

Комментирование и выставление оценок.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!