СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку по теме: "Формирование орфографической зоркости. Применение правил правописания: парные звонкие и глухие согласные в корне слова. "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку. Представлены разные виды работ. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме: "Формирование орфографической зоркости. Применение правил правописания: парные звонкие и глухие согласные в корне слова. "»


Тема

Формирование орфографической зоркости. Применение правил правописания: парные звонкие и глухие согласные в корне слова.

Цель темы


Познакомить учащихся с проверкой слов с парными согласными в корне, овладеть с последовательностью действий при обозначении согласных звуков буквами.

Развивать первоначальные умения проверять слова с парными согласными в корне, формировать умение работать в паре, в группе.

Воспитывать аккуратность, бережное отношение к окружающему миру.

Задачи

Обучающие

• учить делать самостоятельные выводы по теме; 
• обогащать письменную речь учащихся; 
• учить применять полученные знания грамотного письма; 
• уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.

Развивающие

• Способствовать развитию умения определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действия, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; 
• формировать самоконтроль и самооценку;
• способствовать развитию оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитательные

• воспитывать интерес к предмету; доброжелательное отношение к учителю, сверстникам;
• формировать положительную мотивацию учения и благоприятную эмоциональную среду в классе.

Планируемый результат

Предметные результаты

Универсальные учебные действия (личностные и метапредметные результаты)

Различать орфограммы согласных в корнях слов. Отработка известных способов проверки для орфограмм согласных в корнях слов (парных согласных по глухости-звонкости и непроизносимых согласных)

Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе; интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях.

Метапредметные

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; вносить необходимые коррективы в свои действия.

Познавательные:

пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной форме; находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; воспринимать смысл предъявляемого текста; анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные:

Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); строить понятные для партнера высказывания; задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах





Ход урока

Технология проведения


Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа


Диагностирующие задания каждого этапа


I этап. Организационный момент.

Цель - активизация учащихся.

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.

I этап. Организационный момент.

- Давайте улыбнемся друг другу.

Пусть день принесёт нам всем радость общения друг с другом.

Успехов вам и удач!

– Какими вы хотите видеть себя на уроке?

Я желаю вам успеха, активности, сообразительности, внимательности на уроке!



I этап. Организационный момент.

- Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас?

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

II этап. Актуализация знаний.

Цель – показать способ проверки слов с парным согласным на конце слова.

ПР: Знать способы проверки слов с парным согласным на конце.

Работать с информацией, данной на доске.


Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать фронтальную работу по написанию букв, слов, поговорки.

показать учащимся способ проверки с парным согласным на конце,

включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.















II этап. Актуализация знаний.

Чистописание.


зс ссс ззз










Сказка сказочка сказочник










Сказка – мёд, так и течёт.













Я взмахну палочкой и вот мы в сказке.

- Жила – была девочка Мальвина. Умная, способная и любознательная. Она любила заниматься с Буратино. Мальвина говорит: «У домика парных согласных есть пруд». А Буратино ей в ответ: «Да, прут, тоненький такой берёзовый! Как шлёпнешь им…» - «Да нет же, нет! Чистый, голубой, прозрачный пруд!» - «Ничего не понимаю!» - сказал Буратино.






- Назовите тему урока. (Правописание парных согласных в корне слова).

- Какая цель стоит перед нами? (Знать и уметь применять способы проверки орфограмм корня для грамотного письма.)

Физминутка для глаз

II этап. Актуализация знаний.

- Начнём урок с чистописания.

- Почему в чистописании мы написали эти буквы, как вы думаете? (Они обозначают парные согласные звуки и составляют одну пару по глухости /звонкости. Буква з –всегда звонкий звук, а с – всегда глухой)


-Как называются эти слова? Что общего, что их объединяет? (Однокоренные, родственные, у них общий корень)

- Какое из слов является проверочным? А какое проверяемым?


-Как понять поговорку? ( Сказка, как мёд, - сладкая, любимая, так и течёт как речка)

- Как проверить согласный в конце слова мёд? (медок)

- Как вы подбирали проверочное слово? (Изменяли слово, чтобы после согласного стоял гласный звук)

Познавательные УУД

- Ребята, вы знаете, почему произошла эта путаница? (Прежде чем написать слово нужно выяснить его смысл)

Мы отправились на пруд,

На тропе валялся прут.

Вот пруды, а это прутик,

И не путайте их люди!

Как же нам проверить их? (Нужно чтобы рядом с парным согласным оказался гласный)

Запишите эти слова с проверочными: пруд – пруды, прут – прутик.


III этап. Изучение нового материала.


Цель – Познакомить учащихся со способом проверки парных согласных в корне слова.

ПР: Уметь подбирать проверочные слова с парным согласным в корне слова.

Участвовать в исследовательской практической работе по изучению способа проверки парных согласных в корне слова.



Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).


Оценивать правильность выполнения заданий.
















Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать практическую исследовательскую работу по изучению способа проверки парных согласных в корне слова.



Организовать работу в парах

обеспечить

контроль

за выполнением

задания.















Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.

III этап. Изучение нового материала.

1. Ребята, вы знаете как проверить слова с парным согласным. ( на конце слова. А как же проверить слова с парной согласной в корне слова? )

Парные согласные

Самые опасные.

Парный в слове проверяй

Рядом гласный подставляй

Или сонорный.

Учитель открывает запись темы на доске.

- Я, предлагаю вам стать исследователями. Это значит надо внимательно слушать, думать, размышлять, вспоминать, высказываться, и тогда найдем правильный ответ.



















- Как правильно подобрать парный согласный в корне слова?

(Алгоритм проверки парного согласного в корне слова:

  1. Подберу однокоренное слово, в котором после проверяемого согласного слышится гласный звук или звук [н].

  2. Выделю корень в словах.

  3. Сравню написание корней.

  4. Вставлю пропущенную букву в проверяемое слово.)


Отработка алгоритма проверки парного согласного в корне слова.









Физкультминутка.

Парный согласный в середине слова – присесть, на конце слова – хлопок.

Лёгкий, круг, столб, флажки, гриб, лошадка, прыжки, зуб, берёзка, ягодка.

III этап. Изучение нового материала.


2.Практическая работа в парах:

Игра «Какие буквы убежали»?

Каждая пара получает стихотворный текст с пропущенными парными согласными:

Я и круглый, я и гла.кий,

И на вкус приятно-сла.кий,

Знает каждый карапу.,

Что зовут меня арбу. .


На ушах его серё.ки,

А на но.ках есть сапо.ки.

На голо.ке гребешок.

Вот какой наш петушок!


Кто сидит на крепкой но.ке?

В бурых листьях у доро.ки?

Встала ша.ка из травы –

Нет под ша.кой головы!


Сла.кие кро.ки

На короткой но.ке.

Кто проходит бли.ко,

Кланяется ни.ко.


Участники игры читают текст, говорят какая буква «убежала», доказывают проверочным словом свой ответ.


Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД







К данным прилагательным подберите прилагательные – антонимы. Запишите.

Далёкий (близкий), высокий (низкий), частый (редкий), широкий (узкий), горький (сладкий), твёрдый (мягкий), смелый (робкий).

По цепочке – у доски.

IV этап. Закрепление изученного.


Цель – Научиться распознавать слова с парным согласным в корне слова.

ПР: уметь правильно писать слова с парным согласным в корне слова.

Работать с информацией, представленной виде пары слов, которые называет учитель.


Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группе).


Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать работу в группе, обеспечить

контроль

за выполнением

задания.








Организовать фронтальную работу по учебнику.

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.


IV этап. Закрепление изученного.

1.Самостоятельная работа в группах.

Поймай своё слово! Команда девочек записывает слова, в которых написание парных согласных не совпадает с произношением, а команда мальчиков – слова с парными согласными, написание которых совпадает с произношением:

Коляска – повязка, гибкий – липкий, кружка – игрушка, год – кот, молотки – городки, веский – резкий, рыбки – репки, суп- зуб, грядки – прятки, принёс – привёз, ходьба – молотьба.

Все записывают в тетрадях слова, после чего работа проверяется. Побеждает команда, допустившая наименьшее число ошибок.


2. Самостоятельная работа

Вставь пропущенные буквы. Устно подбери проверочные слова.

а.Нет такого дру__ка, как родная мату__ка.

Книга – твой дру__, без неё как без ру…

Дру__ познается в беде.

Береги нос в большой моро__.


б. Исправь ошибки:

Холод не терпит голот.

Лучше хлеп с водою, чем пирок с бедою.

Каков арбус, таков и вкус.

Моркофь прибавляет кровь.

IV этап. Закрепление изученного.







Работа в тетради (самостоятельная работа)


Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Контролирующее задание

2. Работа с карточками для проверки написания слов с парными согласными .


б

п

в

ф

г

к

д

т

ж

ш

з

с

1









+




2









+




3



+










4

+












5

+












6







+






7











+


8





+








9

+













Блиц – опрос

Учитель диктует слова, дети устно подбирают проверочное, определяют парную согласную в корне и ставят + в столбике с данной буквой ( первое слово в первой строке, второе во второй и т.д.):

Варежка, сапожки, головка, трубка, рыбка, лодка, мороз, пирог, ошибка.








VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

-Чему вы научились на уроке? знаю

Расскажите по схеме: Я запомнил

смог

Не говори чему учился, а говори что узнал.

- Что же помогло сегодня на уроке вам так хорошо подбирать проверочные слова с парными согласными в кроне слова? (Практическая работа)

- Назови ещё раз алгоритм проверки слов с парным согласным в корне слова.

- За что себя можете похвалить?

Домашнее задание: по выбору.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!