Тема: «Алфавит. Звуки и буквы».
Цель: повторение, обобщение и закрепление имеющихся знаний о звуках, буквах, алфавите.
Тип урока: урок закрепления и повторения знаний.
Планируемые результаты:
Личностые:
(самоопределение)
-повышают самооценку в ситуации успеха;
-развивают познавательную активность;
-получат помощь в коррекции интеллектуального развития (восприятие, мышление, память, внимание, речь);
(смыслообразование)
-мотивируют тягу к знаниям;
-получают возможность обучиться организации учебной деятельности;
(ценностная и морально-этическая ориентация)
-научатся оценивать свои действия, поступки.
Метапредметные:
(познавательные)
-получат возможность к развитию навыков работы с информацией, навыков выполнения сравнительных, обобщающих операций;
(регулятивные)
-продолжат учиться управлять своей деятельностью (планирование, контроль и коррекция).
(коммуникативные)
-получат навыки работы в коллективе;
-продолжат учиться давать полные, развёрнутые ответы;
-повысят способность сотрудничества в совместном решении проблемы.
-получат помощь в коррекции межличностных отношений (навыки общения с окружающими, развитие способностей адекватно вести себя в обществе).
Предметные:
научатся:
-систематизировать знания о звуках и буквах русского языка;
-располагать звуки и слова в алфавитном порядке;
-различать буквы и звуки, гласные и согласные;
-располагать звуки и слова в алфавитном порядке.
Оборудование: карточки «Смайлики», картонные фигуры букв, презентация, бумажные фигурки осенние листья, плакат с алфавитом, воздушный шарик, карточки с дифференцированным заданием.
Ход урока
1. Мотивационный момент.
Проверка готовности к уроку.
Эмоциональный настрой:
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке,
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
-Ребята, давайте улыбнёмся этому прекрасному дню, лучикам солнца, любимым одноклассникам и поприветствуем друг друга.
-Скажите, а зачем вы пришли в школу? (учиться)
Вспомните такие слова(на доске):
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
-Все будут внимательно и старательно работать? Готовы, ребята, начинать урок?
-Хорошо. Сначала садитесь, пожалуйста, девочки.
-А теперь – мальчики.
-Ребята давайте договоримся, что сидеть за партой весь урок вы будете правильно и красиво.
Ножки на пол все поставим,
Спинки все мы разогнём,
Руку левую на стол,
Сверху правильно кладём.
Ответить хочешь, не шуми,
А только руку подними.
-Какая пара сегодня будет хорошо работать, послушно себя вести, красиво сидеть, та получит весёлый смайлик. Скажите, кто его сегодня получит?
-Хорошо, мне нравится наш настрой!
2. Актуализация знаний.
-Ребята, отгадайте загадку. Прочитайте её сначала про себя.
-Кто из вас желает прочитать загадку вслух выразительно(на экране)?
33 родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!(Алфавит)
-Что это?Повторим все хором.
-Данное слово можно составить из этих букв на доске? Тогда попробуйте.
(Школьники составляют из картонных букв слово «Алфавит»)
-Так может звучать тема урока?
-Как вы думаете, что мы сегодня будем повторять?(Алфавит, буквы, звуки)
-Какова наша учебная задача? (Узнаем, что такое алфавит, звуки, буквы и выясним, для чего нужен алфавит)
-Откройте свои тетрадки, запишите число, классная работа и тему нашего урока.
3. Каллиграфическая минутка.
-Сейчас у нас минутка чистописания. Какая задача стоит перед нами? (Пиши красиво)
-Что значит «красиво»? (Соблюдая наклон, высоту букв и т.д.)
-Назовите первую и последнюю букву в алфавите.(А, Я)
-Напишите в воздухе большую и маленькую букву «а».
-Напишите в воздухе большую и маленькую букву «я».
-Молодцы, а теперь перенесите их в свои тетрадки.
4. Словарная работа.
-Ребята, вставьте пропущенное слово (на экране):
На странице …
Тридцать три богатыря.
Мудрецов – богатырей
Знает каждый грамотей! (Букварь)
-Что это? Правильно, букварь. Это наше словарное слово.
-Что такое букварь и зачем он нужен? (Учебник для обучения грамоте)
-Запишите в тетрадь словарное слово. Поставьте правильно ударение(Слово на экране).
-Ребята, почему буквы в слове «букварь» выделены разными цветами? А это мы сейчас узнаем.
5. Возникновение затруднений.
-Сейчас мы проверим, хорошо ли вы помните алфавит. Найдите глазками и назовите недостающие буквы, которые спрятались под осенними листиками в алфавите (по цепочке).
-Зачем же нам нужен алфавит?
-Что такое буквы и звуки? Дополните правило:
…(Буквы) – это знаки, с помощью которых мы обозначаем звуки.
…(Гласный звук) - состоит из голоса, образует слог, воздух при его произношении проходит через рот свободно, они тянутся, поются.
…(Согласный звук) - состоит из шума и голоса, только из шума; слог образует только с гласным; воздух при произношении согласного звука встречает во рту преграду.
-Что знаете о последней группе букв – ъ и ь? (Не обозначают звука; служат для разделения звуков в словах, а ь – для смягчения и разделения.)
6. Физкультминутка.
Ловить воздушный шарик только при случае, если называется гласная буква и наоборот.
7. Самостоятельная работа.
-У каждого обучащегося есть карточка.
1 группаПо первым буквам слов составить слово.
Конь, нитки, иглы, гриб, арка.
Ручка, утка, кот, астра.
Шарф, акула, ракета, флаг.
2 группаПодчеркните в словах согласные буквы разноцветными карандашами: глаз, варежка, сапог, морковь, просьба, жёлтый, узкий, пирог, лестница, гвозди.
3 группаПодчеркните в словах гласные буквы разноцветными карандашами: глаз, варежка, сапог, морковь, просьба, жёлтый, узкий, пирог, лестница, гвозди.
8.Гимнастика для глаз.
-Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы назвать буквы алфавита от «А» до «Г», затем раскрыть, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль через окно на назвав буквы от «Г» до «И».
-Голову держать прямо, зафиксировать взгляд перед собой. Плавными движениями головы «нарисовать» в воздухе печатную букву «А», «О», «Т».
-Зафиксировать взгляд перед собой, сильно зажмуриться пока учитель называет буквы в алфавитном порядке от «К» до «М», широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль от «М» до «С».
9. Включение в систему знаний.
-Довольны ли вы, ребята, своими знаниями?
-Вы показали, что узнали много нового или обновили полученные когда-то знания за время урока.
-Сможем ли мы обходиться без алфавита?
10. Рефлексия.
-Поиграем в игру «Хлопки». Ребята, сейчас хлопают:
те, кто любит учиться;
те, кому понравился урок;
хлопают только те, у кого отличное настроение;
хлопают все присутствующие. Молодцы! Наш урок окончен.
11. Домашнее задание.
Выучить наизусть алфавит.
12. Выставление оценок.