Тема урока: Разряды местоимений.
Цели урока:
1. Практические
-знать разряды местоимений
-знать местоимения, относящиеся к разряду личных
-правильно употреблять местоимения в речи
-создавать тексты с использованием таких местоимений
2. Развивающие
- развивать умение анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы; память, внимание, связную речь.
3. Воспитательные:
- воспитывать толерантность, умение работать в коллективе, уважение к языку и предмету.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Форма урока: урок-беседа.
Оборудование: интерактивная доска, учебник, раздаточный материал.
Литература: Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / Е. А. Быстрова, Л. В. Кибирева, Ю. Н. Гостева и др.; под ред. Е. А. Быстровой. -3-е изд. –М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014
План урока:
1. Мотивация.
2. Целеполагание.
3. Актуализация знаний.
4. Коммуникация
5. Рефлексия. Подведение итогов.
6. Домашнее задание.
Ход урока
-Здравствуйте ребята, садитесь. Открывайте свои тетради и записывайте число и классная работа.
Мотивация. Ребята, послушайте сейчас песенку Бориса Заходера.
На днях, не знаю сам зачем
Зашел я в незнакомый дом,
Мне захотелось Кое с Кем
Потолковать о том, о сём.
Я рассказал им, что, когда
И почему и отчего,
Сказал, откуда и куда
И как, и где, и для чего;
Что было раньше, что потом,
И кто кого, и что к чему,
И что подумали о том,
И если нет, то почему!
Когда мне не хватало слов,
Я добавлял то «ах», то «эх»,
И «так сказать», и «будь здоров»,
И «ну и ну», и «просто смех»!
Когда ж закончил я рассказ,
То Кое-Кто спросил: «И все?
Ты говорил тут целый час,
А рассказал ни то, ни сё!»
А теперь посмотрите, на раздаточный материал у вас на партах. Ваша задача сейчас – еще раз прочитать этот текст про себя и найти в нем все местоимения, посчитать их и подчеркнуть, а затем мы проверим. На это вам даю 3 минуты.
Итак, сколько местоимений получилось в итоге?(Открываю слайд для проверки)
(27)
Как много! Правильно ребята!
Целеполагание.
Понятен ли нам полный смысл этого стихотворения? Почему?(потому что местоимения не дают полной информации)
Пока можете отложить стихотворение, мы вернемся к нему позже
-Сегодня мы с вами продолжим изучать такую часть речи, которая является верным помощником имён существительных, прилагательных, наречий и некоторых числительных.
Давайте попробуем вспомнить и правильно дать определение такой части речи, как местоимение. (Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.)
Формулировка темы! Разряды местоимений. Цели!!(СЛАЙД)
1) Изучить местоимение как часть речи
2) Научиться правильно употреблять местоимения
-Откройте страницу 6 учебника. Мы познакомимся с вами с разрядами местоимений. Читаем правило.(Приложение 1)
Постоянные признаки – разряд по значению и лицо( у личных);
Непостоянные – род, число, падеж.; Категория падежа – изменяемый признак для всех. Остальное зависит от того, какую часть речи заменяет местоимение в предложении.
- Сейчас мы с вами выполним упражнение 5. Читаем задание и выполняем.
Все верно. А теперь давайте прочитаем правило на стр. 8 и 9, и попробуем соотнести каждый разряд по значению с грамматическим признаком.
Пробуем выполнить 6 упражнение. Распределяем в таблицу.
Выполним небольшой тест.(В А Г Б А Б Г)
-Какие предметы называет местоимение? (Никакие, оно только указывает на предмет.)
-Какова роль местоимений?(местоимения нашу речь делают красивее богаче, помогают избегать повторы.)
Продожим работу на следующем уроке!
РАБОТА С ТЕКСТОМ Берёзка.
На склоне (не)большого пригорка нашего с..ла одиноко ст..яла м..лод..нькая б..рё..ка.
У б..рё..ки была нежная и светлая атласная кожица. Б..рё..ка по-детски радос..но встряхивала в..твями, точно восторженно приветствуя со..нце. Играя, ветер весело пересчитывал на б..рё..ке изумрудные листочки.
Я любил эту б..рё..ку. Любил вдыхать запах листвы б..рё..ки смотреть, как б..рё..ка доверчиво протягивала свои ветви.
- Определите стиль и тип речи. - Озаглавьте текст.
План морфологического разбора местоимения.(запишем в тетрадь)
Упражнение 7
Выделяют 9 разрядов местоимений по значению:
1. Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Личные местоимения указывают на участников диалога (я, ты, мы, вы), лиц, не участвующих в беседе, и предметы (он, она, оно, они). указывают на предмет (лицо, явление); мест-сущ
2. Возвратное: себя. Это местоимение указывает на тождественность лица или предмета, названного подлежащим, лицу или предмету, названному словом себя (Он себя не обидит. Надежды себя не оправдали). указывают, что действие обращено на говорящего (на субъект действия); мест-сущ
3. Притяжательные: мой, твой, ваш, наш, свой, его, её, их. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету (Это мой портфель. Его размер очень удобен). указывают на принадлежность; мест-прил
4. Указательные: этот, тот, такой, таков, столько, сей (устар.), оный (устар.). указывают на конкретный предмет, признак или количество из множества. Эти местоимения указывают на признак или количество предметов.
5. Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк (устар.), всяческий (устар.). Определительные местоимения указывают на признак предмета. указывают на обобщенный признак
6. Вопросительные: кто, что, какой, который, чей, сколько. Вопросительные местоимения служат специальными вопросительными словами и указывают на лиц, предметы, признаки и количество. используются для выражения вопроса
7. Относительные: те же, что и вопросительные, в функции связи частей сложноподчиненного предложения (союзные слова). используются для соединения частей сложноподчиненного предложения
8. Отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей. Отрицательные местоимения выражают отсутствие предмета или признака. отрицают наличие предмета, признака, количества
9. Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, несколько, а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений приставкой кое- или суффиксами -то, -либо, -нибудь. указывают на неизвестные предметы, признаки, количества
Разряды местоимений по грамматическим признакам
По своим грамматическим признакам местоимения соотносятся с существительными, прилагательными и числительными. Местоименные существительные указывают на лицо или предмет, местоименные прилагательные — на признак предмета, местоименные числительные — на количество.
К местоимениям-существительным относятся: все личные местоимения, возвратное себя, вопросительно-относительные кто и что и образованные от них отрицательные и неопределенные (никто, ничто, некого, нечего, некто, нечто, кто-то и др.).
К местоимениям-прилагательным относятся все притяжательные, все определительные, указательные этот, тот, такой, таков, сей, оный, вопросительно-относительные какой, который, чей и образованные от них отрицательные и неопределенные (никакой, ничей, некоторый, некий, какой-то и др.).
К местоимениям-числительным относятся местоимения столько, сколько и образованные от них (несколько, сколько-нибудь и др.).